Человека, регулярно смотрящего наше телевидение, сложно удивить. Канал НТВ попытался сделать это, представив комедийное шоу «Чета Пиночетов». Новый проект, названный создателями «программой партизанского юмора», получился откровенно хулиганским. Чего только стоит матерная песня, исполненная первым гостем шоу Никитой Джигурдой. Пользователи Интернета уже успели дать этому зрелищу исчерпывающее определение «полный джигурдец».
Юмор – традиционно слабое место современного НТВ. Долгое время канал, специализирующийся на «скандалах–интригах-расследованиях», не желал делать зрителю смешно. А когда продюсеры НТВ решили, наконец, повеселить почтенную публику, прятаться было поздно. Год назад канал обзавелся собственной комедийной программой под названием «Ты смешной!». Пожалуй, такого беспредела наш телезритель не видел на экране даже во времена гегемонии «Аншлага» с Петросяном. Пенсионерка, поющая частушки про аденому, золотозубый гастарбайтер с пародиями на Серова и Лещенко, бородатые дедки, танцующие брейк под песню «Сисадмин и хомяк» - описать этот трэш и угар простыми словами невозможно. Даже модное определение «взрыв мозга» здесь бессильно.
В новом сезоне канал решил продолжить свою героическую «мозговзрывную» деятельность. В минувшую пятницу на НТВ состоялась премьера комедийного шоу с загадочным названием «Чета Пиночетов». Внимательный зритель, услышав о такой новинке, наверное, сразу вспомнит другую телевизионно-абсурдистскую абракадабру - «Прожекторперисхилтон». И будет абсолютно прав. Свежий проект довольно едко пародирует флагманскую юмористическую программу Первого канала. Но не только ее. Достается от создателей «Пиночетов» и фирменным «желтушным» передачам самого НТВ, и новостным программам, и попсовым музыкальным телешоу. Короче говоря, мало никому не покажется.
Авторы новинки задались воистину похвальной целью – «пустить под откос» современное российское телевидение, взорвать его изнутри «партизанским юмором». Собственно, при чем тут партизаны, можно лишь догадываться, прибегая к различным ассоциациям и образному мышлению. Сами создатели шоу откровенно издеваются над недоумевающим зрителем, подсовывая ему витиеватый анонс. «"Что еще за Чета Пиночетов? — спросите вы недоуменно,— и почему юмор — партизанский?" В программе ответов вы не найдете. Или найдете, но не в этой. Или в этой, но на другие вопросы», - гласит официальный сайт НТВ. Здесь же сообщается, что изначально планировалось выпустить программу под другой «вывеской» - «Ватсон, где Атос?», хотя, по словам одного из продюсеров, «логичней было бы назвать ее "Вероломное шоу Молотова и Риббентропа». Беккет с Ионеско отдыхают.
Компания информационных камикадзе, собирающихся навести шороху в отечественном телевизионном болоте, подобралась весьма серьезная. Шоу спродюсировали вездесущий Александр Цекало (к слову – один из участников пародируемого «Прожектора»), Руслан Сорокин, делавший «Большую разницу», и Николай Картозия - руководитель праймового вещания НТВ. Следует отметить, что последние два проекта Цекало и Сорокина – комедийные передачи «Рубик Всемогущий» и «Южное Бутово», выходившие на Первом в августе-сентябре этого года, - получились, мягко говоря, неудачными. А если точнее, то просто провальными. Применительно к «Пиночетам» привычные понятия «неудача» или «провал» не работают. Что и понятно: увиденное на НТВ в пятницу находится за гранью добра и зла.
Правда, поначалу все было чинно (если, конечно, не брать во внимание заставку, в которой один из героев шоу, изображавший нервного телерепортера, несколько раз произнес слово «сука»). Ведущие – актер МХТ им. Чехова Юрий Чурсин и режиссер того же театра Евгений Писарев - появляются перед зрителем в образе глянцево-холеных юмористов из «Прожектора». Напомаженные, одетые в лоснящиеся аляповатые костюмы герои-Пиночеты сидят за столом, попивают чаек и зачитывают умилительно-идиотские письма телезрителей.
Иногда встают, чтобы подойти к роялю и исполнить шуточный музыкальный номер. Обстановка в студии ненавязчиво дублирует «прожекторские» декорации: интимный свет абажуров, позолоченные рамы картин, кокетливые чашечки на столе. Чурсин и Писарев изображают при этом не звездных шоуменов с Первого, и даже не близких им самим по театральной работе диккенсовских «пиквикистов», а каких-то томных денди, изломанно-манерных героев Оскара Уайльда.
Впрочем, все благородные литературно-сценические аллюзии заканчиваются после первого же скетча, разбавляющего студийное действо. Краткое содержание сценки: врач-хирург (Писарев) стоит у операционного стола, на котором лежит женщина, и принимает от коллег поздравления по поводу удачно проведенной операции. При этом из уст режиссера МХТ звучит следующий текст: «Не побоюсь этого слова – новые сиськи готовы!». Далее эскулап приподнимает простыню, накрывавшую пациентку, и восклицает: «Вашу мать, она что – на животе лежала?!». Звучит закадровый смех. Занавес.
Я намеренно пересказал сей мини-шедевр телевизионного юмора без каких-либо цензурных пропусков. Надо же помочь читателю, не видевшему собственными глазами премьерный выпуск «Пиночетов», составить мнение о передаче, которая выходит на федеральном канале в пятничный прайм-тайм. Более того: о передаче, над созданием коей трудились лучшие креативщики отечественного развлекательного ТВ и довольно известные в театральном мире персонажи.
Собственно, и в остальных скетчах, демонстрируемых в программе, все вертится вокруг пикантных частей тела и соответствующих областей бытия. Так, в одной из сценок жених (Чурсин) с криками: «Я тебе покажу, как сосаться с кем попало!» - лупит по голой заднице невесту, в другой зарисовке бизнесмены пожирают глазами бюст сидящей с ними за столом переговоров дамы (малоприличный устный комментарий прилагается), в третьей некий писатель (Писарев) испытывает сексуальный экстаз всякий раз, когда кто-то берет в руки книгу.
Однако все описанное выше – еще цветочки. Ягодки были впереди. Решив поглумиться над царствующей на НТВ бульварщиной, авторы «Пиночетов» подготовили скетч о совещании в редакции «Программы максимум». В нем журналисты одиозной передачи, думающие, чем бы еще попотчевать зрителя, перебирают в памяти все использованные ими творческие ходы:
- Кровь младенцев пили?
- Да, пили!
- Г...но вилами грузили?
- На прошлой неделе...
- А вот: в рояль не срали!
- Срали, когда делали репортаж про конкурс Чайковского...
Стоит заметить, что все нецензурные слова звучали в эфире НТВ без привычного «запикивания» (очевидно, это и есть проявление «партизанского юмора»). Правда, в одном из эпизодов авторам программы все-таки пришлось прибегнуть к помощи волшебного телевизионного «бипа». Речь идет о песенке, исполненной гостем шоу Никитой Джигурдой. Перед началом выступления Никита Борисович заявил: «В глубокой медитации я услышал монолог Творца. Можете себе представить, что Творцу очень нравится русский мат? Я записал этот монолог...». Видеозапись последовавшего далее шестидесятисекундного рыка, почти полностью потонувшего в цензурных «бипах», читатель может без труда найти в сети. Там этот ролик, уже ставший настоящим хитом рунета, обычно сопровождается емкой ремаркой «полный джигурдец».
На фоне такого «партизанского юмора» весьма унылые и относительно пристойные пародии на новостную программу «Сегодня» или на проект «Суперстар», показанные в «Чете Пиночетов», выглядели чем-то алогичным. Понятно, что все эти блеклые дежурные номера были нужны авторам исключительно как дань условности - дабы создать на экране хотя бы иллюзию благообразия. Передача все равно запомнится зрителю лишь матерным рыком Джигурды и сортирными шутками про рояль. И это – как говорит герой одного популярного в Интернете видеоролика – печально.
Помнится, персонаж Чурсина в самом начале фильма «Изображая жертву» сообщал нам, что «русское кино в жопе». Он, как представляется теперь, не совсем прав. Там, скорее, русское телевидение.
Сергей Ильченко-мл. ," Фонтанка.ру"