В Санкт-Петербургском университете сервиса и экономики заключен долгожданный мир с выпускниками: им выдают дипломы, а они отказываются от судебных претензий к вузу. Однако этим скандал вокруг финансово-хозяйственной деятельности бывшего руководства учебного заведения не исчерпан. Установлено, что федеральный бюджет недополучил более миллиарда рублей. Нынешний ректор ждет активных действий от правоохранительных органов.
Одним фронтом боевых действий в СПБГУСЭ, похоже, стало меньше. Теперь вуз надеется, что ему не придется судиться со своими же выпускниками, которым на несколько месяцев задержали выдачу дипломов. По заверению нынешнего ректора вуза Александра Викторова, с 17 ноября началась выдача документов 496 студентам, обучавшимся в экстернате. Они оплачивали учебу не через кассу университета, а через Некоммерческое образовательное учреждение «Институт экономики и сервиса», связанное с прежним руководством вуза. Проректор по учебной работе Евгений Лубашев на встрече с журналистами уточнил, что в минувшую пятницу за дипломами пришло 130 человек. На сегодняшний день невостребованными остается еще около трети документов: о возможности их забрать выпускников известят лично — позвонят и отправят письма.
Однако в обмен на заветную «корочку» университет просит гарантий того, что претензий: ни моральных, ни материальных - у выпускников нет и не появится. Так что в «набор дипломника» входит и мировое соглашение. Те 45 исков от студентов, что находятся в суде, в ближайшее время будут отозваны. При этом вуз не будет пытаться решить свои проблемы за счет учащихся и требовать от них повторной оплаты - теперь уже в государственную кассу.
Отныне вуз сможет переключиться на тяжбы с бывшим руководством и некоммерческими организациями, появившимися с его ведома. Претензии есть и к НОУ «Институт экономики и сервиса», где в ректорат входит сын бывшего ректора СПБГУСЭ Соловьев, и к НП «Сервис», создателями которого выступили сразу три ООО, где Соловьев-младший числился в учредителях. Впрочем, сам Викторов откровенно признается, что желает скорейшего разрешения конфликта: «Мы же хотим заниматься текущими делами, например, в минувшую пятницу два корпуса закрываются на ремонт до весеннего семестра».
Главной новостью последней недели в СПБГУСЭ стало даже не возобновление выдачи дипломов, а обнародование результатов проверки, проведенной комиссией Федерального агентства по образованию, которая установила реальную сумму ущерба, нанесенного государству в лице федерального вуза — 1 миллиард 10 миллионов 951 тысяча 100 рублей. Именно эти деньги за 2006-2008 годы студенты платили «налево»: помимо схемы полного возмещения затрат на обучение (контрактная форма), существовала и «благотворительная», когда родственник учащегося делал «пожертвование» в некоммерческое партнерство содействия образованию и науке «Сервис». Последний, в свою очередь, должен был оказывать по заявкам от вуза благотворительную помощь. Однако, по данным нынешнего руководства учебного заведения, заявки такие либо вообще не подавались, либо подавались на незначительные (в сравнении с размером стоимости обучения) суммы.
К слову, часть денег новая администрация вуза все-таки смогла получить. В конце 2008 года университет предъявил НП требования о перечислении средств за обучение за 8 тысяч платников на 116 миллионов. Гендиректор «Сервиса» с требованием согласился и даже начал долг погашать, но под конец мая 2009-го денежный поток иссяк без каких-либо на то логичных обоснований.
Вся ситуация с появлением в СПБГУСЭ «разнонаправленной» системы оплаты разворачивалась в бытность Александра Викторова председателем комитета по науке и высшей школе. Неужели можно было просмотреть миллиардный недоимок? Несколько оправдываясь и говоря о том, что это никоим образом не снимает с него ответственности, Викторов пояснил, что пресловутый 122-ой ФЗ забрал у субъектов полномочия по контролю за деятельностью федеральных вузов, расположенных на их территории. При этом последняя серьезная московская проверка университета проводилась в 2005 году, а не выносить сор из избы руководству СПБГУСЭ удавалось вплоть до февраля-марта 2008 года.
Основные материалы по делу вуза находятся в Следственном комитете при Генпрокуратуре, кроме того, продолжают работу проверяющие и из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Остается ждать результатов.
Бывший ректор СПБГУСЭ Валерий Соловьев в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» заявил, что ни о каких проверках в вузе ему не известно, и лично к нему в их рамках никто не приходил. В данные от комиссии Федерального агентства по образованию он не верит, говоря, что расчеты могут быть сделаны на основании старых цен едва ли не десятилетней давности, а всю ситуацию вокруг некогда его вуза, которому он отдал 27 лет, воспринимает как крайне обидную и недостойную высшей школы.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»