Петербургская рок-достопримечательность группа «Чиж & Со» отмечает 15-летие. На днях увидела свет 500-страничная книжка «Рожден, чтобы играть» в жанре авторизованной биографии, а вскоре Сергей Чиграков со товарищи сыграют юбилейный концерт в «Главclub». Чижу уже 48, он нынче не пьет, подшился, чинно гуляет в петербургских парках с двухлетним сыном, но не перестал ругаться матом и писать новые блюзы… Обо всем этом Сергей Чиграков рассказал в Доме книги в эксклюзивном интервью «Фонтанке».
– Сережа, поздравляю: выход 500-страничной биографии – событие! Все так обстоятельно расписано (автор – журналист Андрей Юдин. – М.С.), по годам, альбомам, песням. Но чем ближе к 2009 году, тем меньше страниц. По сути, с 2003-го в книге – провал…
– Ну, а чего там писать-то? Ничего эдакого не происходит.
– Группа вошла в стадию застоя?
– Да, в эту стадию. Хотя нет, это не застой. Это стадия, о которой, собственно, все музыканты и мечтают.
– Рок-н-ролльщики мечтают о застое?!
– Конечно, а иначе как же? Рубятся все поначалу, а потом входят в ту стадию, когда ездишь по городам и весям, собираешь залы, и все у тебя ништяк по жизни…
– Вряд ли тот же Шевчук мечтает о таком «ништяке» – у него события происходят каждый год…
– Смотря что считать событием.
– Вот у «ДДТ» случился грандиозный антивоенный концерт «Не стреляй!». Событие! Альбом вышел шансонный, первая книжка Шевчука. И так дальше. Люди живут какими-то вехами. А ты?
- У нас постоянно такие вехи. Когда они постоянные, то сливаются в одну прямую линию.
– Интересно, а прошлогодний твой сольник в Капелле стал для тебя большим событием?
– Да ну ладно! Нет, конечно. Хотя в Капелле играть приятно, рояль великолепный. Но накануне я отыграл точно такой же концерт в Москве, в Театре эстрады, а то, что повторяется дважды, уже не событие. Летом мы играли вместе с Кеном Хенсли (легендой рока, экс-лидером группы Uriah Heep. – М.С.) – может быть, это тянуло на событие. Но примерно такие же события уже были, когда я в свое время ездил по Штатам с негритянскими музыкантами. В общем, все пошло на повтор.
– А рождение младшего сына, когда тебе уже за сорок (у Чижа пятеро детей, двое внуков. – М.С.), разве не событие? Почему, кстати, оно не описано в книге?
– Ой, это как бы личные дела, ну на фига трубить на весь свет? Книжка, я надеюсь, о музыке, а не о том, сколько я пеленок в день постирал. А то, что сын родился – да, здорово!
– У тебя потеряно ощущение щенячьей радости восприятия жизни?
– Щенячья радость, конечно, не та. Но все равно один зал от другого отличается, аппарат от аппарата отличается, концерт от концерта. Это как у Rolling Stones – они же тоже ездят с гастролями, ездят и ездят.
– Но у них хоть новые альбомы выходят. А у твоей группы новых номерных дисков не было десять лет… Можно, кстати, юбилейный концертик закатить: «Чиж & Со» – десять лет без нового альбома!»
– Альбом новый в принципе никому не нужен. А юбилейные концерты… Это не мы же придумали фишку с 15-летием. Мне это все на хрен не надо, я был против всей этой фигни, чтобы вообще где-нибудь упоминалось про 15-летие. А мой директор вообще грозился закатить грандиозный концерт – еле отговорили… Ну дайте хоть до 20-летия подождать!
– Сергей, ты приехал в Петербург в середине 90-х уже сложившимся музыкантом с именем… Могло ли так получиться, что ты сюда бы не поехал, а рванул бы в Москву?
– В Москву никто не звал.
– А в Петербург звали?
– Конечно. Светка Лосева (рок-продюсер. – М.С.), Борис Борисыч Гребенщиков приглашал, Бурлака Андрюшка (рок-критик. – М.С.)… И даже если просто на уровне слов: «Ай, приезжай в Питер!», все равно было офигенно.
– Помогли хоть потом?
– Конечно. Все помогали. Хотя бы просто своим присутствием, советом, добрым словом.
– А москвичам Чиж был совсем не интересен? Никто не звал?
– Я туда и не стремился. Все-таки Питер – рок-столица! Когда мы в Питер переехали, нас уже худо-бедно народ знал, а вот Сашку Васильева и группу «Сплин» (они сейчас тоже отмечают 15-летие!) не очень. Помню, Саня меня пригласил в Театр эстрады. Я пришел как зритель, а ко мне очередь за автографами: «Вы чего, идиоты?! Блин, концерт великого музыканта Сани Васильева. Это вы сейчас не врубаетесь, потом догоните! Смотрите на сцену!» А в ответ: «Нет, а можно ваш автограф?» Я с тех пор завязал, не хожу по своим. Просто неудобняк.
– Есть ли в Петербурге что-то такое, что тебе не нравится, к чему так и не привык? – Погода не нравится. Дождей бы поменьше – было бы ништяк.
– А всё остальное нравится?
– Да, всё нормально.
– И совсем ничего не раздражает?
– А меня и не бывает здесь. Гастроли… Знаешь, как возвращаюсь в Питер? Сажусь в аэропорту в такси – и домой. А дома ложусь на диван, ставлю виниловую пластинку какую-нибудь, и всё. Или тут же иду (поскольку я приехал с гастролей, значит, какие-то деньги появились) в магазин – покупаю новые пластинки. И опять домой. Деньги жгут ляжку, как говаривал один герой у Шукшина. Гулять еще с ребенком хожу. Летний сад закрыли – вот что плохо, – теперь приходится в Михайловский ходить, а он в два раза меньше, но зато там детская площадка. Я все детские площадки выучил, которые в районе есть.
– В книжке нет фотографий многих твоих кумиров и коллег, зато имеется фото кота…
– Только это кошка, живет у моей второй жены.
– А сейчас животных у тебя нет?
– Нет, потому что сыну 2 и 2 – два года и два месяца, – куда еще животное? Кому-то смерть наступит – или сыну, или коту.
– Несколько лет назад ты говорил мне, что при нынешних ценах на жилье квартиру в Петербурге не сможешь купить... А что сейчас
– Влез в ипотеку, купил. Но мне не хватает места: некуда ставить книги, пластинки виниловые. Фильмы никуда не приткнуть – я уже от коробок избавился, одни болванки остались. Читаю все больше в электронном виде. Хотя книжки собирать не бросил: хорошая книжка мне душу греет. Вот полное собрание Жюля Верна в такой синенькой обложке – я бегал по магазинам, искал именно это издание, мне другого не нужно. Нашел! И Джек Лондон у меня именно того года издания, который мне греет душу. Конан Дойл черного цвета, восьмитомник… А на гастролях, естественно, читаю в электронном виде, но это не то! Хотя потом, конечно, привыкну. Это как музыку в плеере слушать – тоже не то, потому что когда ставишь виниловую пластинку, садишься в кресло или на стул – и чувствуешь, что это действие, ты ни на что не отвлекаешься, это искусство.
– «Машина времени» недавно записала виниловую пластинку. А вы не хотите?
– Я бы с удовольствием записал диск на виниле, но это дорого. Если бы у меня были лишние деньги, я бы первым делом побежал в студию. Но это материальные вещи, о которых говорить-то неловко. Да и реально не так много людей, которые будут винил покупать.
– Как ты относишься к бесплатному скачиванию музыки в интернете?
– Я не имею права рта открывать, потому что, чего греха таить, сам пользуюсь услугами бесплатной закачки из интернета. Ничего не могу с этим поделать, куда бы я ни ткнулся, нет нужной мне группы, альбома – и что остается? Себя ущемлять? Зачем? Вот оно лежит – взял и скачал. Другое дело, что я это не тиражирую, но в порядке самообразования пользуюсь. И тут же вырастает вторая фишка, обратная сторона медали – имеет ли смысл мне сейчас выпускать новую пластинку? Раньше всё было ясно: записал, потом думаешь над обложкой, буклет вкладываешь – то есть идет зримое продолжение пластинки. А сейчас ничего никому не надо – выложил, в плеер засунул и пошел по улице, тупо думая при этом: «Ага, вот, я послушал последний альбом Чижа – да говно какое-то!» Я бы запретил слушать музыку в плеерах. Потому что это неправильно. Нельзя слушать музыку на ходу. Или ограничитель какой-нибудь поставьте: вот эту музыку можно слушать на ходу, а эту – нет. Потому что, получается, похерены все аранжировки, никому нет дела, что у тебя там в тринадцатом такте заиграла скрипка сольно, а в пятнадцатом вступила виолончель.
– Сергей, на встрече в Доме книги ты упорно отшучивался, получая вопросы о свободе творчества… Тебе ее сегодня достаточно?
– Свобода – понятие эфемерное. Свободы в выборе напитков мне хватает. Водки много вкусной, есть что выбрать. Жаль, сейчас не пью. А с другой стороны, грех жаловаться: своё уже выпил.
– А то, что тебя и твою группу на ТВ не пускают, не ограничивает твою свободу?
– Зачастую я сам не иду на телевидение. Мне звонит директор и говорит, что на таком-то канале меня ждут. Я интересуюсь: «О чем передача?» – «О татуировках». Я сразу говорю: «До свидания!» Они спрашивают: «Но у вас же много тату?» – «Ну и что? У меня и песен много…»
– А кстати, у тебя сколько татушек?
– Восемь или девять. Но рассказывать в «ящике» об этом – бред сивой кобылы. А телеканал «Культура» меня не зовет. И слава Богу, там без меня такие люди, мне до них расти и расти.
Михаил Садчиков
Фото Михаила Садчикова-младшего
Фонтанка.ру