Отличать с ходу анархистов от алисоманов и разбираться в тонкостях темной готической души обучат петербургских педагогов с помощью специального пособия. К 1 сентября издание должно поступить в учебные заведения, вот только в широкой продаже его не будет, а жаль. Там содержатся важные рекомендации: что делать в случае обнаружения неформала - вести душеспасительную беседу или сразу стучать «куда следует»?
Как стало известно «Фонтанке», необычное научно-методическое пособие для педагогов «Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма», выпущенное центром профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт», должно поступить к 1 сентября в учебные заведения города. Сейчас издание уже направлено в некоторые подразделения силовых структур, занимающиеся работой с подростками, либо специализирующиеся в области профилактики молодежного экстремизма.
Книга, общий тираж которой 4 тысячи 100 экземпляров, подготовлена по следам семинаров для учителей и преподавателей, проводимых этим центром осенью 2008 года. Среди авторов издания - в основном, сотрудники «Контакта», но также и городские чиновники, ведь сам центр – в ведомстве комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
По одной из версий, пособие стало ответом на просьбы самих педагогов, прослушавших осенью лекции и желающих теперь спокойно перечитать все на досуге. Издание осуществлено в рамках петербургской городской программы «Толерантность», на него из городского выделили чуть более 300 тысяч рублей.
Сама книга (уже чудным образом появившаяся в интернете) состоит из трех частей. В первой - теоретической - даются общие моменты изучения и профилактики молодежного экстремизма. Во второй педагогам подробно описывают непосредственно неформальные подростково-молодежные объединения и субкультуры, с их символикой и атрибутикой. При этом движения четко разделяют на «экстремистские формирования» агрессивные (например, скинхеды, НБП, дьяволопоклонники) и неагрессивные неэкстремистские (например, хиппи, готы, алисоманы, растаманы, антифашисты, сатанисты, эмо, беггеры и юные идейные геи).
Самой интересной представляется часть третья, в которой педагогам предлагают методические рекомендации по работе с этими неформалами и даже приводится специальная таблица-вкладка, как и с кем взаимодействовать. Так, к примеру, столкнувшись с растаманом, «субкультура которого подразумевает фетишизацию производных конопли», преподаватель должен провести разъяснительную беседу о вреде употребления наркотиков. Гота-«декадента» или гота-маргинала (отличив их, естественно, по описаниям в пособии) направить к школьному психологу, в случае с наци-скином - немедленно позвонить в центр «Э». А вот андеграудного панка, «пренебрегающего гигиеной и склонного к алкоголизации, токсикомании и проституции» необходимо передать в подразделение ГУВД по делам несовершеннолетних.
В свою очередь, большинство городских правозащитников в подобном пособии центра «Контакт» готовы увидеть, скорее, тревожный сигнал, нежели заботу о подрастающем поколении или непрофессионализм.
Во-первых, несомненно, встает вопрос о том, насколько в сложных и противоречивых молодежных течениях сможет разобраться лишь по книге сам «оценщик», а во-вторых - не захочет ли вдруг преподаватель таким образом наказать неугодного ученика, нарочно спутав простого футбольного фаната со «скином»?
По мнению правозащитника Юлия Рыбакова, практически вся молодежь так или иначе состоит в тех или иных молодежных движениях, и вряд ли «теоретическая мысль» экспертов может отразить всю полноту подобных организаций, в то время как наиболее опасные из них вовсе не на виду.
«Подобное начинание приведет к тому, что непосредственно экстремисты - скины, нацболы - еще больше затаятся и обозлятся, в то время как обычным детям будут трепать нервы из-за ложных подозрений. Настораживает и другой факт - в таком важном направлении, как образование, формирование молодежи, с нами никто не советуется и делает все втихаря. В правозащитный совет Петербурга, накопивший огромный материал по неформальным движениям в городе, чиновники при разработке таких документов не обращаются и делают вид, что нас нет», - подчеркивает он.
Типичное проявление авторитарных тенденций и возможности для "сваливания проблем с больной головы на здоровую" видит в пособии и лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, сам работавший в комитете по делам молодежи в 97-98 годах и имеющий личные претензии к «Контакту».
«Дело в том, что несколько лет назад моих коллег по партии, да и представителей «Обороны» и других молодых оппозиционеров, в этот центр уже вызывали на профилактические беседы. И тоже, кстати, под предлогом принадлежности к неформальным молодежным организациям, а проблемы на работе или на учебе обещали устроить именно из партийных воззрений. И этот опыт сейчас можно будет вновь внедрять с такими брошюрами», - считает он, недоумевая, почему вообще центр, официально призванный заниматься профилактикой безнадзорности и наркозависимости, занимается явно не своими функциями.
Несколько иной точки зрения на издание придерживается политолог Владимир Васильев, полагающий, что это «очень похоже на простое отмывание денег»: из городского бюджета на книгу выделили около 300 тысяч рублей.
Стоит отметить и то, что в самих учебных заведениях о самом пособии пока ничего не знают.
«Никаких официальных обращений к нам в Совет ректоров Петербурга пока не поступало, мне как ректору тоже никаких бумаг пока не присылали, и, насколько я осведомлен, коллеги тоже пока ничего не знают», - говорит председатель Совета ректоров Петербурга Владимир Васильев.
В городском комитете по образованию официальной информацией тоже не располагают, но готовы успокоить. Даже если партия пособий и появится 1 сентября, ничего страшного не произойдет - в любом случае подобные издания всегда носят лишь рекомендательный характер, а вот применять их в своей работе или нет - это уже личное дело педагога.
Однако, напомним и то, что в 2006 году принцип такой добровольности попытались нарушить в Воронежской области, когда по инициативе ГРОВД Панинского района в одну из местных школ прислали похожую брошюру с описаниями неформалов и даже специальными анкетами, которые учителям надлежало заполнять в отношении учеников. Проходило это, как писали тогда СМИ, при полной поддержке инспекции по делам несовершеннолетних. А в одной из местных школ сообщили, что они ежегодно подают список "своих экстремистов" в РУВД, а также проверяют всех новеньких на причастность к различным группировкам.
А вот в начале апреля 2008 года в одной из питерских гимназий появилось объявление, запрещающее ученикам со ссылкой на закон «О противодействии экстремистской деятельности» ношение атрибутики и демонстрацию признаков принадлежности к «неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности». О нарушителях запрета руководству гимназии обещало сообщить в правоохранительные органы. Основанием для такой инициативы послужило распоряжение УВД о профилактической работе с молодежью в образовательных учреждениях для предупреждения экстремистской деятельности, в котором был дан список из нескольких молодежных субкультур, которые, по мнению правоохранителей, имеют экстремистскую направленность.
Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру"