В скандальном деле экс-судьи Казакова, обвиняемого в убийстве бывшей жены, случился неожиданный поворот. Судья Санкт-Петербургского городского суда Егорова признала недопустимым доказательством протокол осмотра места обнаружения трупа его супруги. Теперь время смерти Веры Казаковой поставлено под сомнение, что наносит удар по доказательной базе обвинения.
Намудрили с понятыми
Вера Казакова исчезла 14 декабря 2006 года. Произошло это после того, как она со своим бывшим мужем Владимиром Казаковым побывала в Московском райсуде на судебном процессе, касавшемся раздела их имущества. Камера наблюдения зафиксировала, как двое людей, похожих на экс-супругов, вместе спускаются по лестнице. Что было дальше, не известно. Причем не только сторонним наблюдателям, но и следствию.
18 декабря около поселка Агалатово Всеволожского района Ленинградской области местный житель нашел труп женщины. К тому времени об исчезновении Веры Казаковой уже заявили дочери - Инга и Яна. Тело опознали. Генетическая экспертиза показала, что на 99,9 процента оно принадлежало Вере Казаковой. По сложившейся практике, это стопроцентный результат. Подозреваемым, а потом и обвиняемым в убийстве стал бывший муж.
На минувшей неделе в городском суде Санкт-Петербурга начались слушания этого дела по существу. Имея четырех адвокатов, экс-судья Казаков в зале заседания выступает больше всех их вместе взятых. Прекрасно разбираясь в юридических вопросах, он, тем не менее, то и дело навлекает на себя замечания со стороны судьи.
Казаков уже дважды требовал отвода гособвинителя. Досталось и присяжным: экс-судья попытался добиться роспуска коллегии, поскольку, как он считает, не мог участвовать в формировании ее состава.
Большинство заявлений стороны защиты судья Егорова отклоняет. Но когда адвокаты попросили признать недопустимым доказательством протокол осмотра места происшествия (поскольку следователь провел его, как водится, без понятых), их ходатайство было удовлетворено. А ведь именно на основе этого протокола эксперт делал заключение о том, что Вера Казакова могла умереть 14 декабря 2006 года (в тот день, напомним, ее в последний раз видели живой). Теперь эти важные сведения уже не могут служить доказательством по делу.
Человек на бензоколонке
Впрочем, один из государственных обвинителей, старший прокурор прокуратуры Ленинградской области Владимир Михайлов, излучает оптимизм. Он считает, что принятое решение ничуть не повлияет на исход дела, и вину Владимира Казакова все равно удастся доказать.
По версии следствия, 14 декабря 2006 года, выйдя из здания Московского районного суда, бывшие супруги вместе сели в одну из машин Казакова. Когда именно он мог убить бывшую супругу, Михайлов предположения не делает: установить не удалось. Зато траектория движения машины Казакова для него очевидна: Московское шоссе, развязка около Ульяновки, поворот на Кировск, автозаправка в поселке Павлово, Мурманское шоссе и далее через маленькие населенные пункты - в поселок Агалатово (на его окраине и найден труп).
История гибели Веры Казаковой настолько загадочна, что дело вполне могло бы остаться «глухарем». Но следователи догадались проверить звонки на мобильный телефон новой жены Казакова - мирового судьи Марины Ивановой. Один из них был сделан через два с половиной часа после исчезновения покойной с мобильника, которым пользовалась сотрудница автозаправки в поселке Павлово. Сотрудница рассказала, что человек, похожий на экс-судью, покупал у нее канистры с бензином и брал телефон - позвонить. Впрочем, адвокаты Казакова наверняка могут заявить: надо быть очень недальновидным, чтобы, совершив преступление, тут же наследить - позвонить, да еще с чужого мобильника!
Через несколько дней тот же мужчина приехал снова и просил сотрудницу автозаправки никому о нем не рассказывать. Теперь одним из эпизодов обвинения бывшего судьи является как раз факт якобы имевшей место попытки с его стороны подкупа этой самой сотрудницы автозаправки. Следствие считает, что Казаков пытался заплатить ей за молчание.
Еще одно доказательство, на которое опирается сторона обвинения, - пакет с документами, которые, по свидетельству дочери Казакова, Инги, в день исчезновения ее мать взяла с собой в суд. Пакет нашли в квартире Казакова, где он жил со второй женой. Документы касались гражданского процесса, того самого, на котором они встречались в день исчезновения Веры Казаковой.
Лишний звонок
На судебное заседание, после которого Вера Казакова пропала, она должна была прийти, как обычно, не одна. Дочь Инга планировала сопровождать ее, но не смогла из-за неожиданной занятости на работе. Так что убийство вряд ли могло носить спланированный характер.
Но нам представляется, что облегчить положение обвинения могут прежде всего поступки самого Казакова. Первоначально он заявлял, что 14 декабря, выйдя из суда, отправился к своему знакомому - некоему Алексею Алехину. А потом поехал в город Кировск вместе с человеком, которому собирался продать свой автомобиль «Форд Мондео». В Кировский район они якобы отправились для того, чтобы посмотреть другую машину - «Вольво».
Но Алехин заявил следствию, что Казаков позвонил ему около 20 часов 14 декабря и договорился о встрече на следующий день. Вечером 15-го они и встретились. И Казаков, со слов Алехина, просил его в случае чего сказать, будто накануне с 15.30 до 17.00 они вместе находились в офисе Алехина.
Эти объяснения Владимира Казакова содержатся в 1-м томе уголовного дела. А в 4-м томе появляется новый вариант его возможного времяпрепровождения в злосчастный день. Свидетель Наталья Тимченко дала показания, что в начале декабря попала в больницу и должна была выписаться как раз 14 декабря. Забирать ее приехал муж, которого привез Владимир Казаков. Она якобы видела их обоих в коридоре больницы. Но домой в тот день так и не поехала - не отпустили врачи.
Так что однозначного ответа на вопрос, как же все-таки Владимир Казаков провел вторую половину дня, в который исчезла его экс-супруга, не было и нет. Да и вообще создается впечатление, что все претензии правоохранительных органов в адрес бывшего судьи спровоцированы им самим. Ведь следствию вряд ли бы вообще пришло в голову подозревать Казакова в убийстве своей бывшей супруги, не случись опрометчивого звонка с телефона оператора АЗС в Павлове на трубку новой жены подсудимого.
Светлана Стрельцова, "Фонтанка.ру"
Справка :
Экс-судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Владимир Казаков - фигура неоднозначная. Одни называют его рьяным борцом с милицейской коррупцией. Другие придерживаются мнения, что все инциденты в жизни Владимира Александровича - следствие его непростого характера. За свою судейскую карьеру Казаков сурово наказал как минимум 15 милиционеров. Однажды в зале суда, где он был председательствующим, прогремел взрыв - дело рук одного из подсудимых-милиционеров. Затем неизвестные пытались взорвать его машину, положив под днище взрывпакет. И, наконец, перед самым арестом Казакова лишили судейских полномочий по представлению тогда и. о. председателя Санкт-Петербургского городского суда Валентины Епифановой, которая обратила внимание на грубые нарушения Казаковым процессуального законодательства.
Материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 6 апреля 2009г.