Скандал между создателями игрового фильма о детях-сиротах, в съемках которого участвовали воспитанники питерских детдомов. Режиссер Кристина Кевиш заявляет, что картина называется «Островитяне», и в таком виде рассылает ее по кинофестивалям. А продюсер и сценарист Игорь Кораблев утверждает, что фильм называется «Остров», и намерен добиваться справедливости через суд.
Все сильнее разгорается скандал между создателями игрового фильма о детях-сиротах, в съемках которого принимали участие воспитанники детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Режиссер Кристина Кевиш заявляет, что картина называется «Островитяне», и в таком виде рассылает ее по кинофестивалям. В свою очередь, продюсер и сценарист Игорь Кораблев утверждает, что фильм называется «Остров», говорит о нарушении своих прав и намерен добиваться справедливости через суд. Тема получила отклик в блогосфере, свое расследование проводил ОБЭП.
Новые «подранки»
Главную роль в фильме «Остров» сыграл петербургский школьник Дима Землянка из школы-интерната номер 24, ранее уже принимавший участие в съемках нашумевшего «Итальянца». Вживаться в роль своего киногероя ему не пришлось. Впрочем, как и одиннадцати другим актерам-детдомовцам - они играли самих себя.
Художественный фильм «Остров», снятый в рамках кинопроекта «Открытые острова», рассказывал о судьбе детского приюта в российской провинции, который на свой страх и риск организовали три русские женщины. В кинопроекте участвовало свыше 10 приютов и центров социальной реабилитации. Около 60% экспедиционного бюджета фильма было компенсировано благодаря поддержке Сердюкова, провести съемки помогали также штаб Ленинградского военного округа, Комитеты и социальные службы Санкт-Петербурга. Создатели фильма хотели привлечь общественное внимание к проблеме социально незащищенных детей. Кроме того, подразумевалось, что в процессе демонстрации фильма у маленьких актеров появится шанс на усыновление.
- Мы участвовали в фильме не из-за денег, которых, кстати, вообще никто не получил, а из-за сочувствия к детям, - рассказала «Фонтанке» актриса Ирина Демич, сыгравшая в фильме роль воспитательницы. - Мы работали в нечеловеческих условиях, было -28С, я снималась с открытой головой… Вдвойне обидно, что фильм теперь «застрял». А ведь мы пытались поднять очень важную тему! Про брошенных детей снято много фильмов, но именно в «Острове» звучала тема доброты и жертвенности простых русских женщин. Я объездила весь мир и могу сказать – лучше нашей бабы нигде в мире нет! Сейчас по телевизору показывают сериалы, которые по уровню актерской работы и рядом не лежали с нашим фильмом. «Остров» стоило бы посмотреть и взрослым, и детям.
К сожалению, с просмотром фильма возникли проблемы.
Режиссер и продюсер - кто кого?
Режиссера-дебютантку Кристину Кевиш, гражданку Латвии, привлек к работе над фильмом продюсер Игорь Кораблев. В 2006 году Кевиш создала версию фильма «Остров» продолжительностью 85 минут. По мнению продюсера, фильм был завершен с большим количеством технического брака, «затянут» по времени, а также искажал сценарий. Кораблев предложил режиссеру перемонтировать фильм и исправить брак. Кевиш отказалась.
По договору, заключенному с продюсером 10 января 2005 года, Кевиш как режиссер передавала Кораблеву исключительные имущественные права на фильм. Однако в конце 2006 года она попыталась самостоятельно использовать отснятый фильм, словно ее договор с продюсером не имел юридической силы. Так, Кевиш отправила фильм на международный кинофестиваль в Берлине, указав в заявке, что у «остальных правообладателей» к отправке фильма на отборочную комиссию претензий нет. На Берлинале фильм не приняли, но это было только начало.
В 2007 году Кристина Кевиш снова пыталась использовать фильм, подготовив в Петербурге совместный показ с журналом «Фома» и сетью книжных магазинов «Буквоед». На премьеру фильма Кевиш пригласила только оператора и одну из актрис, детям-актерам увидеть фильм не предложили. Игорь Кораблев потребовал у «Буквоеда» и «Фомы» отменить подобное мероприятие. (Интересно, что тогда его имя еще стояло в титрах, а фильм назывался «Остров».) Кинопоказ отменили, а продюсеру были принесены извинения.
В 2008 году фильм о детях-сиротах был показан сразу на нескольких кинофестивалях. При этом название картины «Остров» уже было изменено на «Островитяне», а в титрах исчезла фамилия автора сценария и продюсера Игоря Кораблева. Вместо этого автором сценария значилась Кристина Кевиш! В титрах также стоял знак авторского права Кристины Кевиш и логотип киностудии «Студии век». (Этот же логотип стоял на диске, отправленном Кевиш на питерский фестиваль «Кинометр».)
Интересно, что «Студия век» теперь отрицает свое участие в создании фильма про детей-сирот. «Фонтанка» связалась с Ириной Анохиной, генеральным директором этой кинокомпании.
- Да, я слышала, что Кристина Кевиш сняла фильм - «Островитяне», - сказала Ирина Анохина. - Слышала также, что она является режиссером и автором фильма. А вот про фильм «Остров» я не знаю ничего. Вернее, знаю про «Остров» Павла Семеновича Лунгина. Почему на сайте фестиваля «Кинометр» указано, что фильм «Островитяне» поставлен «Студией век»? Не знаю. Видимо, это ошибка фестиваля «Кинометр». «Студия век» не снимала фильм «Островитяне» и не имеет к нему никакого отношения.
Другой вопрос - почему Кристина Кевиш претендует на авторство сценария? Мы позвонили Владимиру Аркадьевичу Вардунасу, преподавателю кинодраматургии Института Кино и Телевидения. Он подтвердил, что сценарий фильма «Остров» о детях-сиротах создал его ученик Игорь Кораблев, когда тот проходил обучение на сценарном отделении института.
Однако Кристина Кевиш считает, что она так сильно изменила кораблевский сценарий, что от последнего мало что осталось.
- Игорь Кораблев указан в титрах фильма «Островитяне» как автор сюжета, - рассказала она «Фонтанке». - Дело в том, что у Кораблева есть короткометражный сценарий фильма «Остров», на основе которого создавалась наша картина. В дальнейшем сценарий Кораблева очень серьезно перерабатывался, и в таком виде, в каком фильм существует сейчас, это уже мой сценарий, написанный буквально на съемочной площадке! Однако авторство Кораблева никто умалять не собирается: мы готовы пойти на компромиссы, готовы даже внести изменения в прокатное удостоверение, но пока Кораблев отказывается идти на мировую.
Другое мнение оказалось у заслуженной артистки России Ирины Демич:
- Фильм целиком и полностью создавался по сценарию Игоря Кораблева. Кораблев был и продюсером. Более того, я знаю, что Кристина Кевиш изначально передала ему все права на картину. В 2006 году я получила от режиссера Кристины Кевиш диск с фильмом «Остров». В титрах фильма указывалось, что автором сценария и продюсером фильма является Игорь Кораблев… Про то, что Кевиш переделывает картину, я узнала совсем недавно – из газет. Тогда же я узнала, что фильм называется уже не «Остров», а «Островитяне». Но никаких договоров со мной Кристина Кевиш не заключала, все свои права я передала Кораблеву… Действия Кристины Кевиш, присвоившей фильм, я считаю аморальными. Теперь Кристина говорит о том, что она якобы «с трудом» сочиняла этот сценарий. Но извините, если кому-то напрашиваться в соавторы, так это нам с актрисой Светланой Обидиной, потому что мы, действительно, помогали превратить литературный сценарий в кинодраматургию! А Кристина ничего там не сочиняла, тем более - «с трудом»!
Фильм, где автором сценария (по крайней мере, в титрах) стала Кристина Кевиш, был отправлен на фестивали в Ригу, Москву и Киев. В Москве на фестивале «XI Евразийский телефорум» (05-11 ноября 2008 года) фильм получил диплом, на Украинском Международном фестивале «Ступени» (27-30 ноября 2008 года) первую премию за лучший художественный фильм. В прессе появилась информация, что уже идут переговоры о продаже фильма на российский и латвийский телеканалы. Игорь Кораблев, по собственным словам, обо всех этих событиях, как и Ирина Демич, узнавал из газет.
Дети и деньги
11 января 2009 года Кевиш получила в российском Министерстве культуры прокатное удостоверение, дающее право на коммерческое использование фильма. Стоит отметить, что договоры с органами государственной опеки несовершеннолетних как продюсер заключал Кораблев, именно он — в случае коммерческого использования фильма - должен был переводить деньги на персональные счета маленьких актеров, воспитанников детдомов. Собираясь отстаивать свои права на картину, Кораблев обратился с заявлением в прокуратуру. Кроме того, он публично обвинил Кевиш в присвоении прав на фильм.
Мы попросили Кристину Кевиш прокомментировать ситуацию, и вот что она сказала: «Если у Игоря Кораблева есть авторские претензии, он мог бы решить их не через ОБЭП, а в гражданском суде. Все необходимые документы есть у творческой группы. Кораблев говорит, что у него что-то украли. Но другой картины, кроме фильма "Островитяне", не существует! Что касается титров, где было написано, что сценаристом и продюсером фильма является Игорь Кораблев, то такие титры можно сделать и в домашних условиях. Если рассуждать профессионально, у Кораблева должна быть зарегистрированная копия фильма, копия, имеющая прокатное удостоверение. У него должны быть договоры, заключенные с композитором, с оператором, с постановщиком, с участниками съемочной группы. Таковых, насколько я знаю, не существует... Нужно понимать, что картина — некоммерческая, она авторская и направлена на решение остросоциальных проблем. В ней показана неприкрытая правда, которая невыгодна многим социальным структурам. Картина вот-вот должна выйти на телевизионные экраны, и я задаюсь вопросом — может быть, это кому-то не нужно?».
Кроме того, Кевиш отметила, что «съемочная группа (имеется в виду оператор, гример и одна из актрис) очень раздосадована из-за обвинений в мошенничестве и той грязи, которую можно увидеть в интернете». «На прошлой неделе мы подали заявление в прокуратуру с просьбой защитить честь и деловую репутацию, - сказала она. - В этой ситуации важны профессиональные моменты. Обладает ли Игорь Кораблев своей версией фильма? Если он ее покажет, то пусть будет мировая. Я считаю, в данной ситуации вообще глупо скандалить. Пускай картина живет своей жизнью, пока что детей никто обкрадывать не собирается. Кстати, никаких коммерческих дивидендов фильм пока не принес — мы получили только диплом и статуэтку правозащитного фестиваля в Киеве».
Кто же прав? Ситуация еще больше запуталась, когда ОБЭП Петроградского района провел проверку по обращению Игоря Кораблева. В возбуждении уголовного дела было отказано «за отсутствием состава преступления», а также на том основании, что «установить местонахождение и опросить Кевиш К.А. не представляется возможным, а процессуальный срок проверки по материалу истек».
Самой Кристине Кевиш такая формулировка кажется странной. «Мы сейчас направили бумагу в прокуратуру, чтобы там рассмотрели законность действия сотрудников ОБЭП, - рассказала она «Фонтанке». - Несколько раз со мной разговаривали по телефону, и в ОБЭПе известны мои координаты».
На сегодняшний день уже ясно, что до вынесения окончательных юридических оценок в этой истории пройдет еще очень много времени. Остается только пожалеть об этом. Картина о воспитанниках приютов задумывалась как социокультурная акция, в которой кинематографисты и органы власти объединились, чтобы помочь детям найти новых родителей, дать им шанс обрести новую судьбу. К сожалению, теперь фильм может надолго застрять на полке.
Дмитрий Орехов,
«Фонтанка.ру»