Оппозиция какая-то неоппозиционная, да и Марш – не марш, а неорганизованная прогулка. Фактически, под такими словами могут подписаться не только противники, но и большинство участников мероприятия. Где тысячи, которые ходили на акции оппозиции в 2007-м? На этот раз «несогласным» удалось вывести на свое мероприятие не более 250 человек. Почему мероприятие, главной целью которого было показать властям, насколько дорога нетронутая Конституция активным слоям населения и как эти самые слои благодарны властям за кризис, собрало рекордно низкую явку, пытался разобраться корреспондент «Фонтанки».
Фактически сегодня в Петербурге прошли две малочисленные локальные акции. В два часа дня у Гостиного двора собралось около 100 человек (по договоренности с городскими властями все они без флагов и транспарантов должны были проследовать к саду Чернышевского, где намечался митинг). Правда, часть все же решила пошуметь, пока собираются – в ответ милиция, заранее выстроившись фронтом, перешла в наступление – по данным «Фонтанки», там милиция задержала порядка 20 активистов. В их числе оказались и случайные люди – например, депутат ЗакСа Виталий Милонов и руководитель Молодой гвардии в Петербурге Алексей Цивилев. Правда, их быстро отпустили. Как они утверждают, оба они стояли и наблюдали за происходящим, когда к ним неожиданно подошли сзади и схватили.
Через час, нестройной колонной, тормозя на перекрестках из-за незнания пути, «несогласные» во главе с журналистами в серебристых жилетах беспрепятственно прошли в сад Чернышевского. Там собралось уже около 250 человек. Здесь все прошло спокойно, без происшествий и задержаний, не считая мелких проделок активистов «Молодой гвардии», которые и провокациями-то можно назвать с огромной натяжкой.
«Фонтанка» попыталась узнать – в чем причина такой низкой явки?
Политолог Станислав Белковский считает, что причиной столь низкой явки на акции оппозиции является то, что формат маршей просто изжил себя. «Пик популярности маршей мы наблюдали весной-летом 2007 года. Да, это был успех. С того момента оппозиция должна была искать новый формат. Людям нужно было показать, что марши чего-то достигают. Но лидеры несогласных считают, что марши успешны всегда. В этом их и ошибка».
Руководитель петербургских нацболов Андрей Дмитриев заявил корреспонденту «Фонтанки»: «Печально, что пришло так мало народу. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, для подготовки этого марша было мало ресурсов и агитационной продукции. Во-вторых, граждане еще не почувствовали ледяное дыхание кризиса. Думаю, что к весне они его больше почувствуют и тогда акции оппозиции будут более многолюдными».
Лидер петербургских «Яблочников» Максим Резник считает, что, несмотря на малочисленность, все же на марше присутствовали те, кто раньше в нем не участвовал. «Это было скорее спортивно-политическое ориентирование по городу. То, что люди дошли до сада Чернышевского – это позитивный момент». Резник во многом согласен с Дмитриевым о причинах низкого количества участников акции. «Очень сложно было собрать народ. Были проблемы с оповещением. Часть оппозиционеров задержали, часть запугали», - заявил политик.
Экс-депутат ЗакСа Сергей Гуляев, также пришедший на Марш 14 декабря, считает, что, несмотря на немногочисленность, он состоялся. «Больше народу и не могло быть, так как три дня в Петербурге проходят учения ОМОНа. По моим источникам из правоохранительных органов, в городе находятся около пяти тысяч сотрудников милиции из всего Северо-Запада. Больше десяти ОМОНовцев на одного несогласного. Это говорит о страхе власти перед народом».
Координатор «Молодой гвардии» по Северо-Западу Олег Ведутов, присутствовавший на мероприятии в качестве зрителя, считает, что сегодняшний марш – крах оппозиции. «Я наблюдал малочисленную группу людей с разными, противоречащими друг другу лозунгами», - заявил он корреспонденту «Фонтанки». В то же время ему, как и Гуляеву, кажется странным, что на такое количество оппозиционеров было собрано такое количество сотрудников правопорядка.
Алексей Яушев
Фонтанка.ру
Мал марш, да дорог
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ