Отставки главного архитектора Петербурга ждали с лета. «Город 812» предсказал ее в начале октября и назвал имя преемника, точнее, преемницы. На прошлой неделе так и случилось - Александр Викторов ушел с поста председателя Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), на его место назначена Юлия Киселева.
И по официальным и по неофициальным версиям – отставка Викторова не имеет отношения к градостроительным ошибкам, о которых много говорили этим летом. Да и вообще к архитектуре.
Косвенно несиюминутность отставки подтвердила Валентина Матвиенко, сказав на правительстве, что идея разделения Комитета по градостроительству на две части рассматривалась и была отклонена. Речь шла о делении на градостроительно-стратегический и юридически-согласовательный комитеты (подробнее см. «Город 812» от 6 октября). Вместо этого было принято альтернативное решение - перевести председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Юлию Киселеву (она не архитектор, а юрист, она работала в городской администрации со времени окончания юридического факультета СПбГУ) на должность председателя КГА, но одновременно ввести должность еще одного первого зам. председателя, который и будет главным архитектором Петербурга.
На должность главного архитектора правительство рекомендовало назначить Юрия Митюрева, руководителя персональной архитектурной студии, человека осторожного в высказываниях. По нашим сведениям, он вступит в должность в начале недели. Хотя некоторые юристы утверждают, что главного архитектора надо выбирать по конкурсу (так происходило в случае назначения Викторова) и на это потребуется время.
По крайней мере, из статьи 22 Федерального закона N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» следует, что главный архитектор должен пройти конкурсные процедуры: «Органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе и утверждается соответствующим органом исполнительной власти».
В любом случае, источники убеждены, что от г-на Митюрева потребуют выстраивание работы Градостроительного совета, которым он теперь будет руководить, в духе лояльности Смольному. В остальном роль главного архитектора будет в значительной степени декоративной.
Подобный опыт разделения функций уже существовал в Ленинграде. Например, в 1979 году начальником Главного архитектурно-планировочного управления был назначен партийный функционер со строительным образованием Борис Усанов, а главный архитектор Геннадий Булдаков стал его первым замом. В 1985 году Усанова перебросили руководить «Ленморзащитой», проще говоря, строительством дамбы. Начиналась перестройка, и на следующий год Союз архитекторов СССР потребовал отменить практику раздвоения этих должностей по всей стране. В Ленинграде она просуществовала до 1988 года, когда Сергей Соколов стал начальником «Ленглавархитектуры» - главным архитектором Ленинграда.
По мнению опрошенных нами экспертов, нынешнее разделение функций «председатель КГА - главный архитектор СПб» не оправдано. Архитекторы уверены, что председателю КГА все-таки необходимы специальные градостроительные знания. Впрочем, одним из поводов для смены главы КГА было недовольство тем, что комитет долго оформлял участки под застройку, объясняя этот как раз необходимостью соблюдения градостроительных принципов. Второй причиной отставки Викторова называют его неопределенную позицию в отношении «Охта-центра» и других крупных архитектурных проектов. Викторов не проявлял себя ни как ревнитель сохранения исторической застройки, ни как борец за появление в городе небоскребов. Эта позиция, как оказалось, не смогла привлечь к нему симпатии ни защитников Петербурга, ни власти.
Тем не менее, по нашим данным, Валентина Матвиенко предлагала Александру Викторову перейти на должность первого зама Киселевой. Но он отказался. По словам самого Викторова, он уходит в свободное плавание. По одной версии, он займется архитектурным проектированием, по другой – не прочь занять место в структурах Минрегионразвития.
Отставку Викторова можно отнести к аппаратной победе вице-губернатора Александра Вахмистрова, который якобы давно на ней настаивал. Впрочем, другие источники утверждают: назначение Юлии Киселевой из КЗР стало победой вице-губернатора Юрия Молчанова, курирующего имущественный блок. Во всяком случае, когда два года назад в КГА из строительного бизнеса пришел на место первого зампредседателя Алексей Далматов, считалось, что в скором будущем г-н Вахмистров видит именно его на посту председателя КГА. Теперь будущее г-на Далматова как второго первого зама выглядит неопределенно.
Источники утверждают, что эта ситуация разрешится радикальным образом. Якобы Юлия Киселева согласилась занять пост председателя КГА при условии получения права сформировать новую команду замов. После назначения г-жа Киселева отметила, что ей понадобится месяц, чтобы понять, как работает КГА. Возможно, что кадровые вопросы решатся быстрее.
Вадим Шувалов, Город 812
Точка зрения
В четыре руки
Отставка А. Викторова и назначение председателем Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) бывшего председателя Комитета по земельным ресурсам (КЗР) означает, прежде всего, победу КЗР над КГА и стоящую за этим целостную концепцию, которую в отношении Петербурга имеет Смольный. А именно: Петербург – это не город со сложившейся градостроительной структурой и композицией, город исторических ансамблей и памятников, которые нуждаются в охране, а территория, земельный ресурс для строительства на нем недвижимости, который можно и нужно осваивать заново и использовать гораздо более рационально, чем это делается сейчас.
Происходящие перемены как раз и направлены на еще большее снижение значения исторических памятников, на превращение исторического центра в такой же земельный ресурс, каким, скажем, является Купчино или район Комендантского аэродрома. Полагаю, что уничтожение станет более интенсивным. КЗР подмял под себя КГА, причем сделано это демонстративно, путем знакового назначения, чтобы инвесторам и строителям пошел сигнал: мы рассматриваем весь город как земельный ресурс, главную ценность имеют не здания-памятники на этой земле, а сама земля.
Викторов снят не за то, за что его критиковала общественность, возмущенная планомерным уничтожением исторического центра, а вследствие того, что для дальнейшего уничтожения исторического Петербурга не только он сам, но и должность его просто не нужна. И Викторов как главный архитектор был практически пустым местом, и то же самое можно сказать о новом главном архитекторе Юрии Митюреве. В основном Митюрев строил автоцентры, он автор чудовищного (на мой, конечно, взгляд) проекта жилого комплекса на Боткинской ул., сейчас помогает Норману Фостеру уничтожать ансамбль Новой Голландии. Его свойства как архитектора значения для власти не имеют. Будет чего-нибудь советовать – как заново застроить центр Петербурга.
В целом мне эта ситуация, когда председателем КГА является председатель КЗР, а главный архитектор – это заместитель председателя КГА, напоминает старый анекдот о том, как в больнице клизму ставят две медсестры. Одна знает куда, другая знает как. Председатель КГА знает, куда ставить новые здания, взамен каких старых, какой высоты и т.п., чтобы на 300% использовать стоимость земельного участка, а главный архитектор будет говорить, как лучше это реализовать. Так в четыре руки будут ставить Петербургу клизму.
Михаил Золотоносов,
Город 812
Зачем поменяли главного архитектора Петербурга?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ