Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Город Акции протеста Памяти апрельского Марша несогласных

Памяти апрельского Марша несогласных

577

Пострадавшие во время «Марша несогласных» намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. По их мнению, российские власти не заинтересованы в объективном расследовании действий милиции на Марше несогласных 15 апреля 2007 года. Напомним, тогда после санкционированного митинга на Пионерской площади расходившихся граждан не пустили в метро и принялись избивать сотрудники правоохранительных органов.

Сегодня вольные и невольные участники апрельского Марша отмечают своеобразную годовщину. И подводят итоги. К сожалению, они не утешительны: до сих пор ни один сотрудник правоохранительных органов не привлечен к ответственности за превышение должностных полномочий. 21 июня 2007 года Следственным отделом по Адмиралтейскому району возбуждено уголовное дело по соответствующей статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Однако, впоследствии предварительное следствие по делу было приостановлено. В марте этого года Следственный Комитет Петербурга возобновил проверку. «Несогласные» считают, что власти намеренно затягивают следствие.

Общественная организация «Правозащитный совет Петербурга» провела собственное расследование.

«Все произошедшее не было случайностью, это была запланированная расправа, она производилась силами не только ОМОН Петербурга, но и силовиками из других регионов. У меня до сих пор в голове не укладывается то, что произошло тогда», - заявил член Правозащитного совета северной столицы Александр Винников. Его коллега Владимир Шнитке добавил: «Если сравнить сценарии разгона «несогласных» в Москве, Петербурге и Новгороде, где также действовал ОМОН, можно увидеть, что схема была одинакова. 3 марта была репетиция (3 марта состоялось первое в 2007 году шествие Марша несогласных — прим. ред), а 15 апреля сценарий сыграли полностью по всем нотам. Это был план правительства: запугать народ так, чтобы они и не думали выходить на митинги, они добились своего — количество участников уменьшилось в 2-3 раза».

«После силового разгона марша все общество было разделено на «бананы» и «не бананы», - заявила Наталья Евдокимова, член Правозащитного совета. - Журналистам, пострадавшим от действий силовиков, были принесены извинения, так как они выполняли свои служебные обязанности, а вот простые граждане, которые случайно оказались на месте событий, так и не получили ни морального, ни материального удовлетворения, хотя прошел уже год».

Многие пострадавшие действительно стали участниками акции протеста поневоле. Люди просто проходили мимо, а так как силовики получили команду блокировать толпу, то скрыться от дубинок было некуда, покинуть опасную территорию не было возможности. Например, Ольга Цепилова шла к себе домой и получила от ОМОНовца дубинкой по носу в тот момент, когда пыталась помочь подняться упавшей пожилой женщине.

Александр Казанцев тоже оказался на Пионерской площади почти случайно. Петербуржец слышал, что на предстоящем митинге ожидается присутствие губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, Александр хотел задать свои вопросы главе города. «Меня сразу насторожило сконцентрированное количество силовиков, заблокированы улицы, в небе кружил вертолет», - вспоминает Казанцев. Вместе с супругой пенсионер, инвалид II группы несколько раз безуспешно пытался покинуть зону назревающего конфликта. Поняв бесполезность усилий, супружеская пара решила переждать опасную ситуацию в сквере. «Там было очень много людей, которые вообще не понимали, что происходит. Люди шли к Витебскому вокзалу на электричку. Мне это напомнило фильм про 22 июня 1941 года, - когда люди ехали в отпуск на Украину, беззаботные, улыбаясь, а навстречу им летели немецкие самолеты», - поделился своими впечатлениями Александр Казанцев. Его омоновец ударил в грудь.

«Я упал на землю и потерял сознание. Очнулся от сильной боли в грудной клетке, не мог ни дышать, ни говорить, думал, что это инфаркт. Слышал только крики моей жены. Меня отнесли в машину «скорой», там мне оказали помощь и отвезли в Мариинскую больницу. Диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, закрытый перелом 7-го ребра», - рассказывает Александр Казанцев.

Пока Казанцев находился в больнице, его жена написала в прокуратуру заявление о нападении бойца ОМОН на ее мужа. Однако инстанция никак не отреагировала на обращение. Уголовное дело по факту нанесения телесных повреждений средней степени тяжести было возбуждено только после решения Ленинского районного суда, куда обратились потерпевшие. Однако, в течение года следствие по делу и приостанавливалось, и даже закрывалось. Только благодаря его настойчивым действиям, уверен Казанцев, следствие до сих пор продолжается, но фактически дело не движется с места, работники СК не сообщают Казанцеву о ходе следствия, хотя обязаны по закону. Когда Александр проявил инициативу и пришел сам в прокуратуру узнать, как продвигаются дела, заместитель руководителя Следственного отдела СК по Адмиралтейскому району Елена Андреева заявила, чтобы «он больше сюда не ходил, и не совал нос не в свои дела, иначе из потерпевшего превратится в подследственного».

Пока Казанцев ходил по инстанциям, одна из питерских газет опубликовала фотографию, на которой были изображены сотрудники петербургского ОМОН. На фото Александр узнал своего обидчика, при нападении омоновец был без шлема, и его лицо пенсионер хорошо запомнил. Казанцев вновь пошел в прокуратуру, там его показания записали, газеты изъяли и вновь — тишина, жалуется он: «На фотографии на шлеме этого человека виден его индивидуальный номер, то есть найти его не составляет труда. Происходит укрывательство, его уводят из-под удара».

История потерпевшего Казанцева сходна с делами других пострадавших во время апрельского марша. Член Правозащитного совета Наталья Евдокимова прокомментировала ситуацию: «Дело пытаются спустить на тормозах, боятся, что будут затронуты государственные лица, таким образом они понимают защиту «чести мундира». Пока будет продолжаться подобное беззаконие, мы далеко не уйдем».

Единственный выход из ситуации, по мнению Правозащитного совета, - обратиться в Европейский суд по гражданским правам человека. Необходимо объединить все дела и направить коллективную жалобу. Но у медали есть и обратная сторона — сам факт обращения в Страсбургский суд покажет всему миру несостоятельность России.

«Это пощечина российской правоохранительной системе, удар по репутации страны», - заявил член Правозащитного совета Александр Винников.

*

Сегодня у выхода из «Пушкинской» собралось около 20 человек. Среди людей с цветами в руках - участники акции оппозиции, которая прошла в Петербурге ровно год назад, 15 апреля, 2007 года. К участникам акции присоединился Максим Резник и несколько других представителей петербургского отделения партии «Яблоко».

Напомним, 15 апреля 2007 года по окончании митинга оппозиции на площади перед ТЮЗом произошло столкновение его участников и сотрудников ОМОН. Участники Марша несогласных фактически попали в ловушку, когда направлялись в сторону метро «Пушкинская». Вход в вестибюль метрополитена оказался закрыт, а проход к ближайшей станции «Технологический институт» оказался перегорожен отрядом ОМОН.

В итоге было задержано около 300 участников акции оппозиции (и при этом на 120 задержанных были составлены протоколы об административном правонарушении). По данным петербургского Союза журналистов, от действий ОМОН пострадали и полтора десятка журналистов. После силового разгона «несогласных» в Мариинской больнице оказались 5 человек.

Юлия Никитина,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях