Депутаты Европейского парламента по вопросам состояния гражданского общества в России побывали в Петербурге. В целом, представители ЕС поездкой удовлетворены и сохраняют оптимизм, отмечая перемены в российском обществе. Они подчеркнули, что переходный период - это долгий процесс, об этом свидетельствует история развития европейских стран. Но перемены возможны, только если в них заинтересованы все.
В Петербурге побывали депутаты Европейского парламента по вопросам состояния гражданского общества в России. В целом, представители ЕС поездкой удовлетворены и сохраняют оптимизм, отмечая перемены в российском обществе. Они подчеркнули, что переходный период - это долгий процесс, об этом свидетельствует история развития европейских стран. Но перемены возможны, только если в них заинтересованы все. Правозащитники Петербурга уверены, что госвласти их работа не нужна.
«Мне кажется, что всем уже очевидно, кто станет новым президентом России. Выборов, в демократическом понимании, не будет, и наблюдать тут не за чем. Поэтому, полагаю, ОБСЕ и приняло решение не направлять наблюдателей. Странно, но когда я была в Москве с рабочим визитом и встречалась с возможными кандидатами на пост президента в ноябре 2006 года, там были совсем другие люди. Никто из них в итоге на нынешних выборах не баллотируется. Нам не совсем понятно, почему это произошло», - заявила депутат Европарламента Ребекка Хармс журналистам Петербурга в ходе встречи, организованной Региональным институтом прессы.
На встречу не пришли представители парламента Петербурга и горадминистрации. Но вину за это пришедшие правозащитники попытались возложить на городского омбудсмена Игоря Михайлова. В итоге он, успев представиться и произнести слова о собственной готовности и открытости к диалогу с общественностью, был встречен петербургскими поборниками прав человека скептическими усмешками.
У Михайлова спросили про отсутствие на пресс-конференции, организованной институтом региональной прессы, заявленных представителей администрации и ЗакСа. Омбудсмен в ответ заявил, что не обязан отвечать за представителей власти, добавив: «Время встречи несколько раз менялось, вероятно, в итоге чиновники не смогли «подогнать» график. И вообще, у них сейчас обед по расписанию».
Открытая демонстрация неприятия к Михайлову ошарашила его. Обвинения «в равнодушном отношении к людям и бездействии по важным вопросам» звучали и после того, как уполномоченный по правам человека в Петербурге несколько раз настойчиво предложил сообща подумать об улучшении ситуации по защите прав граждан в Петербурге.
По словам депутатов Европарламента, по возвращении в Брюссель они поднимут вопрос о необходимости четко и ясно прописать международное значение некоммерческой и неправительственной организации для эффективности международного взаимодействия. Как выяснилось, именно в России определение НПО неоднозначно.
В этом с представителями Евросоюза был полностью согласен и Юрий Вдовин, правозащитник организации «Гражданский контроль». Он подчеркнул, что «государству невыгодно поддерживать НПО и правозащитные организации». По его мнению, представители власти обманывают народ, предлагая свое представление о жизни в сегодняшней России, а на самом деле рядовой гражданин бесправен и никому не нужен.
Единственно внятное заявление на встрече сделала Элла Полякова, глава организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», которая попросила членов иностранной делегации довести до сведения представителей Европейского союза, что в России «людей обманывают посредством имитации реформ в армии и скрывают информацию о том, что на самом деле творится в казармах». В доказательство привела историю рядового Романа Рудакова, умершего 13 февраля в госпитале имени Бурденко. По ее словам, парень провел в больницах полтора года, и за все это время никто из чиновников ему не помог. Ему необходима была немедленная трансплантация органов, однако даже усилия общественников не помогли ускорить этот процесс.
«Теперь Военная прокуратура возбудила уголовное дело, чтобы якобы разобраться в причинах смерти Романа Рудакова. Во-первых, мы считаем, что это очередная имитация каких-то действий. А, во-вторых, Роману уже ничего не надо. Действовать надо было раньше», - заключила Элла Полякова.
Лина Новикова
Фонтанка.ру