Ровно год назад стало известно о пропаже 221 экспоната из коллекции Эрмитажа. На сегодняшний день на возвращение в фонды претендует лишь 31 предмет из списка утраченного – по некоторым еще не закончились экспертизы, точно подтверждающие их принадлежность к этой музейной коллекции. Обнародование описаний похищенного и шум, поднятый в СМИ сыграли на руку и музею, и сыщикам. По «краже века» быстро нашли виновных – ими оказались сама хранительница и ее муж. Ему предъявили обвинение в краже в особо крупном размере, - 77 предметов фонда. Куда делись еще не менее 150-ти, не известно до сих пор.
После шокирующего известия в России началась проверка музейных фондов, которая уже на данный момент выявила недостачу 160 тысяч экспонатов в 500 российских собраниях.
О пропаже 221-го предмета ювелирного искусства из русского отдела Эрмитажа стало известно по окончании проверки хранилищ фонда истории русской культуры., завершившейся 27 июля 2006 года (через несколько месяцев была выявлена пропажа еще 5 предметов).
В пресс-службе Эрмитажа тогда сообщили, что отсутствие в одном из хранилищ музея более 200 ювелирных изделий русских мастеров (если быть точными, то 221 единица хранения, в основном, эмали) обнаружено в ходе плановой ревизии музейных экспонатов. Чуть позже на официальном сайте Эрмитажа появилась информация о том, что ориентировочная стоимость пропажи составляет 130 миллионов рублей. Пресс-служба сообщила даже то, что 46-летняя хранительница скоропостижно скончалась на рабочем месте во время проверки.
«В деле много странностей, - отмечалось в сообщении, - но, к сожалению, нет сомнения в том, что не обошлось без участия сотрудников музея. Это свидетельствует о серьезных моральных проблемах, о пренебрежении обязанностями и ответственностью, о глубоком несовершенстве системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков. К сожалению, явление "оборотней" существует и в нашей среде». О случившемся сообщено в милицию и вышестоящему руководству.
Ревизия была начата в фонде "Русская культура" музея еще в августе 2005-го года. По некоторым данным, появлению проверяющих в стенах музея предшествовало озвученное желание руководства Эрмитажа передать коллекцию на хранение более молодым сотрудникам: одной из двух хранительниц исполнилось 76 лет (второй 46). Под их ответственностью находились две кладовых, где хранились не только ювелирные украшения, но и иконы, кресты, кубки и прочее (некоторые из утраченных изделий имели инкрустацию из драгоценных камней). По ходу проверки не раз возникала ситуация, когда не найденные в этих хранилищах предметы обнаруживались в других отделах музея. Поэтому ситуацию сразу после обнаружения пропажи не драматизировали, надеясь разыскать их своими силами. И в милицию обратились только по окончании проверки - в июле 2006-го года. В правоохранительных органах после разговоров с музейными сотрудниками даже предположили, что часть необнаруженных предметов исчезли еще до проверки Счетной палаты РФ в 2000-м году. По факту было возбуждено уголовное дело по статье 158, часть 4 (кража в особо крупном размере). 4 августа 2006-го дело приняла к расследованию Генеральная прокуратура РФ.
Список утерянного и фотографии были вывешены на официальном сайте музея. Именно это и шум, поднятый в СМИ, как признают оперативники, сыграло на руку музею и сыщикам: антиквары и владельцы частных коллекций, которые, как оказалось, являлись «счастливыми» обладателями эрмитажных ценностей, стали искать возможности вернуть их государству, оставшись в тени. И вот одно за другим произведение искусства обнаруживают в разных районах – их подкидывали к зданию, где находится «антикварный» отдел ГУВД, публично отрекались от такой собственности. К апрелю был возвращен 31 предмет.
Вскоре в уголовном деле появились и первые подозреваемые, Николай Завадский - супруга Ларисы Завадской, антиквар Максим Шепель, сын Завадских Николай и преподаватель СПбГУ Иван Соболев. С Шепеля вскоре после задержании были сняты все обвинения, а уголовное преследование Николая Завадского-младшего и Соболева было прекращено. Под суд пошел только Николай Завадский-старший. Он был приговорен к отбыванию срока в пять лет в колонии общего режима, но недавно подал кассацию на решение суда.
Тем временем «судный день» пришел и во все музеи страны. Владимир Путин дал указание повести на правительственном уровне масштабную проверку всех фондов. На данный момент правительственная комиссия по проверке музейных фондов выявила недостачу 160 000 экспонатов в 500 российских собраниях. Эту цифру назвал 17 июля 2007 года первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. По его словам, проверенные 500 музеев располагают 20 000 000 экспонатов, что составляет четверть общего фонда страны. Впрочем, он оговорился, что 160 000 недостающих единиц хранения исчезали, начиная с 1920-х–1930-х гг. Часть из них с санкции государства была продана на зарубежных аукционах. Медведев вменил в обязанность комиссии «довести расследование до финальной точки, даже когда установить, куда ушел предмет искусства, крайне сложно».
Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский (статус которого, вопреки ожиданиям многих, не изменился ни после вскрытия столь массовой пропажи только в одном фонде музея, ни после признания негодной системы охраны всего известнейшего музея) к маю этого года назначил нового хранителя отдела – Светлану Адаксину. Весной в Эрмитаже установили дополнительные 56 камер, купили новые металлические двери с так называемыми «замками высшего класса». И обещали поставить у служебных подъездов автоматические аппараты досмотра ручной клади. Одним из нововведений должна стать специальная биометрическая установка, которая по отпечаткам пальцев, сетчатке глаза и форме черепа определит личность входящего в хранилища.
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Приговор Николаю Завадскому оставили в силе
Эрмитажу «погрозили пальцем»;
Эрмитаж как средство выживания;
Кража из Эрмитажа: один за всех;
У кражи из Эрмитажа теперь нет организатора;
Заграницу проверят на причастность к «делу Эрмитажа»;
В Эрмитаже обнаружили пропажу еще пяти предметов;
Возвращенные в Эрмитаж предметы на подлинность не проверяются;
Эрмитажные ценности уже не подбрасывают. А приносят открыто;
Арестованы по «краже века»;
Кража из Эрмитажа: дела семейные?
Кража из Эрмитажа: иногда они возвращаются;
Из-за кражи века в Эрмитаже головы не полетят?
Кража в Эрмитаже: не обошлось без «оборотней»?
«Краже века» в Эрмитаже - год
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ