Четыре петербургских музея проверены специалистами Росохранкультуры в рамках «музейной кампании», начатой в России после нашумевшей кражи из Эрмитажа. Проверяющие побывали в Военно-морском и Русском музеях, Этнографическом и в музее Арктики и Антарктики. Нарушения специалисты нашли везде. Самые серьезные - в Военно-морском и музее Арктики и Антарктики. И это только начало, ведь кампания продолжается.
Напомним, что Росохранкультура проверяет организацию работы в музеях, поэтому выявленные нарушения касаются в основном документооборота. Так, в работе Военно-морского музея комиссия нашла нарушения федерального закона, актов правительства и президента, ведомственных и локальных актов. Специалистам не были представлены свидетельства о включении музейных предметов в состав Музейного фонда РФ. А предметов, которые могли бы быть включены в состав Музейного или Архивного фонда РФ или относятся к книжным памятникам, более 200 тысяч. Они не внесены в книги поступлений и инвентарные книги и не указываются учреждением в формах статистической отчетности, что, по мнению Росохранкультуры, не обеспечивает должных условий их сохранности и безопасности. Фактически в музее находится 734 тысячи 171 предмет, а не 514 тысяч 651 экспонат, составляющий «официальные» фонды, которые переуплотнены на 50%.
Кроме того, указывает ведомство, Военно-морской музей не делает всего возможного для розыска утраченных музейных предметов для их списания. Не во всех случаях при обнаружении недостач составлялись акты. Не всегда проводились и административные расследования, если музейные предметы не обнаружены в местах хранения. Росохранкультуру не информировали должным образом о кражах, хищениях, утратах музейных предметов. Так, например, утраченные в процессе экспозиции ордена были заменены на одноименные, а инвентарные номера им присваивались старые. Отметим, что если переуплотненность фондов объясняется нехваткой помещений (эту проблему власти города собираются решить в результате перевода музея в Крюковские казармы), то другие нарушения плохим состоянием здания Биржи не объяснить.
В музее Арктики и Антарктики огрехов не меньше. Точно также, на момент проверки в нем отсутствовало свидетельство о включении в состав Музейного фонда Российской Федерации музейных предметов и коллекций. Представители учреждения апеллировали к одному из приказов Минкульта. Проверяющие ответили, что приказ не охватывает всех экспонатов и не отменяет необходимости получения свидетельства. На момент проверки в музее Арктики и Антарктики не было также акта приема-передачи дел Главным хранителем. Имеется инвентарная книга по учету предметов с драгоценными камнями и драгметаллами, однако у работников не было инвентарных книг по учету иных предметов, что, по мнению экспертов Росохранкультуры, говорит о неудовлетворительной научной инвентаризации. Есть и другие нарушения. Книги поступлений заверены печатью музея, а не вышестоящей организации. Подчистки, помарки в учетных документах выполнены без выделения красными чернилами и не подтверждены подписями руководства. Данные ревизоров и работников учреждения о том, сколько же предметов находится на хранении, расходятся.
В фондохранилищах Российского этнографического музея, расположенных в подвале, находится более 116 тысяч 487 единиц хранения, что составляет 21, 6 % от общего количества музейных предметов РЭМ. Это противоречит Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей. Не оформляются в полном объеме акты приема на постоянное хранение в РЭМ, акты движения музейных предметов, не все документы внутримузейной передачи фиксируют степень сохранности. Учетная документация хранится в деревянных канцелярских шкафах, а не в противопожарных. Госструктура зафиксировала отставание регистрации информации о ценностях. Как и коллеги из Военно-морского музея, этнографы не информировали Росохранкультуру о кражах, хищениях и утратах.
В Государственном Русском музее – нарушений меньше всего, но они примерно такие же, как и у остальных.
Во втором квартале проверялись другие федеральные музеи Петербурга, но итоги пока не известны. Остальные же петербургские музеи проверяются региональным отделением Росохранкультуры. Тут тоже хватает нарушений. Например, в музее Достоевского не оформлено пресловутое «Свидетельство…», главный хранитель принят в обход комитета по культуре Санкт-Петербурга, руководством представлена недостоверная статистическая информация (что влечет административную ответственность), не предприняты достаточные меры к розыску 45 предметов основного фонда, утраченных в 1980-1999 годах.
Возможно, кому-то покажется, что ревизоры слишком дотошны, и все эти копания в документах никому не нужны. Но если вспомнить, что кража в Эрмитаже произошла во многом из-за неправильной организации учета и хранения экспонатов, труд специалистов Росохранкультуры видится не напрасным. Если, конечно, сотрудники учтут замечания.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Комиссия Медведева потонула в музейных документах
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ