Скандал вокруг переноса памятника с холма Тынисмяги на военное кладбище на краю Таллина не только раскалил докрасна уже давно тлеющие отношения между Россией и Эстонией, но и дал возможность получить дополнительные очки для кремлевских молодых сателлитов – например, «Молодой гвардии партии власти», или «нашистов».
Чуть ли не ко всему, что напоминало об Эстонии в России, были подтянуты молодые активисты. Даже пытались перекрыть дорогу, соединяющую нашу страну и это маленькое прибалтийское государство. У наблюдателей сразу же возникли вопросы: за что молодежь участвует в этих акциях?
В редакцию позвонила мать одного из молодых людей (назовем ее Евгения), которого «нашисты» пытались сагитировать принять участие в их акции против якобы «фашиствующего» государства.
По ее словам, студенты Санкт-Петербургского государственного университета агитировались принять участие в выезде на границу с Эстонией под видом поездки в Москву на встречу с депутатом. Правда, фамилия этого депутата, который якобы согласился принять участие во встрече со студентами, осталась тайной за семью замками. Естественно, к таинственному депутату никто так и не поехал, а все устремились прямиком на границу, как говорится, идеологически укреплять рубежи нашей родины. Но Евгении все-таки удалось уговорить своего сына не участвовать в этих политических играх.
Мать студента также поведала и о методах вербовки, которые использует «кремлевский комсомол». Юному, не окрепшему в моральном плане организму рассказывается о широких перспективах участия в движении, молочных реках и кисельных берегах, в которые юное дитя окунется в случае, если вступит в ряды «нашистов»: это и стажировки в администрации президента, поездки в Москву с обязательным посещением цитадели власти, походы, увеселительные мероприятия. В общем, жизнь, полная приключений, «партизанщины», веселья и адреналина. А попутно митинги в поддержку нашей страны. Как говорится, только вступай…
Другим стимулом участия «нашистов» в организации стала оплата мобильной связи. В среднем по 10-20 условных единиц на один телефон. Говорят, что только на эту халяву ежемесячно тратится около трех тысяч долларов (а так, по слухам, только петербургское отделение движения обходится в среднем спонсорам в десяток, а то и в несколько десятков тысяч долларов). В петербургской молодежной среде говорят, что только у руководства организации зарплаты достигают полутора тысяч «зеленых». Не исключено, что к президентским выборам (чем ближе час «Х», тем бюджеты будут все больше и больше), зарплаты станут еще выше.
Сам «кремлевский комсомол» разделен на «сотни», которыми руководят «сотники». В Петербурге их аж двадцать. Правда, некоторых из них назначают, похоже, «для галочки» - за ними нет столько людей, утверждают некоторые активисты организации, за консультацией к которым обращалась редакция. «Эти сотни для красивого отчета Москве, чтобы отчитаться перед руководством, что отделение растет», - говорят некоторые «нашисты».
Одной из задач движения, под которые оно создавалось, было предотвращение возможных беспорядков, организованных оппозицией во время президентских выборов 2008 года. Редакции стала известна информация о том, что «нашисты», возможно, причастны к организации беспорядков в соседнем государстве – Эстонии. В редакцию попал список одиннадцати эстонских молодых людей с интересным заголовком «Леонид (скорее всего, письмо было адресовано Леониду Курзе – комиссару движения «Наши», руководителю петербургского отделения этой организации), высылаю список ребят, кто будет с нами. П. С. 11 человек из Эстонии + 2-е проживающих в Питере, но принимающих участие в НАШИх мероприятиях в Таллине...» Далее идет список и постскриптум: «Вы могли бы нам устроить проживание в Питере на 11 человек 18-е и 19-е? (По данным - декабря)». Якобы этот список был взят с компьютера штаба «нашистов», но редакция не ручается за его достоверность.
Первым номером в этих списках числится активист эстонского молодежного движения «Siin», активно сотрудничающего с организацией «Ночной дозор», Марк Сирык, который был задержан 27 апреля в Таллине по обвинению в организации беспорядков. По словам комиссара эстонской разведки КАПО Мартина Арпо, которые цитируют эстонские СМИ, подозреваемый в организации апрельских беспорядков Марк Сирык является комиссаром прокремлевской группировки «Наши» в Эстонии. Арпо заявил журналистам, что за 12 дней до беспорядков вокруг памятника Сирык был назначен первым и пока единственным комиссаром «Наших» в Эстонии. Полиция арестовала Марка Сирыка утром 27 апреля, когда молодой человек шел на государственный экзамен по обществоведению.
Как только Сирык был задержан, движение «Наши» его тут же объявило «первым политзаключенным Эстонии со времен Советского Союза» и начало сбор средств в его поддержку.
Так зачем же эстонские школьники приезжали в Петербург еще в начале декабря 2006 года, когда истерия вокруг памятника еще не набрала обороты? Конечно, можно предположить, что они решили посетить с экскурсией культурную столицу России… Эрмитаж, Русский музей… Но некоторые «нашисты» все-таки утверждают, что в Петербурге эстонская молодежь якобы проходила некий инструктаж, а может, даже и дополнительную подготовку по организации уличных волнений в этом прибалтийском государстве.
Из «живого журнала» Леонида Курзы: «Меня действительно волнует судьба Марка, я с ним ознакомился в ноябре прошлого года на антифашистском семинаре в Эстонии и хотел узнать у представителя эстонского правительства, что с ним будет».
Так что говорить о том, что волнения в Эстонии были спонтанным народным гневом, преждевременно. Где-то сидел «кукловод», который руководил этим спектаклем.
Алексей Васильев,
Фото Валентина Илюшина.
Полностью статью читайте в газете «Ваш Тайный советник» от 14 мая 2007 года.