Сразу в нескольких районах города в понедельник нарушилось транспортное сообщение: водители маршруток организовали стачку. Они требовали снизить нормативы по сдаче выручки. Плата за проезд остается прежней, а суммы, которые заставляет сдавать руководство, постоянно растут. Именно поэтому водителям приходится вкалывать по 20 часов в сутки и нарушать ПДД.
Водители маршруток организовали стачку. Более сотни водителей компании «Питер-авто», которая недавно была признана комитетом по транспорту одной из лучших (город закрепил за ней официальное право возить петербуржцев), не вывели свои маршрутки сегодня утром на линии. Сотрудники фирмы-перевозчика устроили забастовку с требованием снизить нормативы по сдаче выручки. Водители заявляют, что плата за проезд остаётся прежней, а суммы, которые руководство требует от них сдавать в день, постоянно повышаются. По их словам, из-за денег водители вынуждены вкалывать по 20 часов в сутки и нарушать правила дорожного движения.
Как раз в эти выходные руководство ООО «Питеравто» объявило о выводе на линии 100 новых автобусов. На церемонии запуска новой техники представители компании рассказали журналистам о том, что питерский рынок труда давно исчерпан, поэтому работодателям приходится «разрабатывать социальные программы», покупать медицинские страховки и привлекать на работу жителей других регионов и стран СНГ.
Несмотря на оптимистичные уверения перевозчиков, то, что условия, в которых трудятся водители городских маршруток, далеки от цивилизованных, известно всем. Между тем, выбрав «лучшие» компании и поделив рынок перевозок, Смольный, судя по всему, готов поставить точку в «наведении порядка» в сфере общественного транспорта. По крайней мере, влиять на улучшение условий, в которых трудятся водители маршруток, чиновники горадминистрации, похоже, не собираются. По словам первого заместителя председателя комитета по транспорту Николая Константинова, разбираться в отношениях работников и работодателей «не является прерогативой» его ведомства.
«Мы контролируем работу перевозчиков, - сказал Константинов. - А взаимоотношения, которые складываются между ними и их сотрудниками, – это их внутренние взаимоотношения. Для того, чтобы регулировать вопросы зарплаты и условий труда, у нас рычагов нет».
Забастовка, которая длилась всю первую половину понедельника, нарушила транспортное сообщение сразу в нескольких районах города - Московском, Фрунзенском, Красносельском и Центральном. Как рассказал «Фонтанке» заместитель генерального директора ООО «Питеравто» Андрей Крутилин, все машины, которые обслуживали семь «забастовавших» сегодня маршрутов, вернулись на линии к 14 часам дня. Чтобы донести свои требования до руководства, водители пикетировали административное здание ООО «Питеравто» на Хрустальной улице, 22.
В компании «ПитерАвто» во всем винят так называемых «нелегальных перевозчиков», убрать которых с дорог Петербурга городская администрация, несмотря на обещания, так и не смогла. При этом руководство компании, оказавшейся в центре забастовочного скандала, уверяет, что никого в связи с сегодняшней акцией протеста увольнять не намерено.
«Главная проблема в том, что водители не могут выполнить план, - рассуждает Андрей Крутилин, заместитель генерального директора «ПитерАвто». - Поскольку рядом с ними работают несанкционированные перевозчики, которые занимаются демпингом, не платят налогов и кладут деньги себе в карман. Конечно же, горожане выбирают маршрутку, в которой можно проехать дешевле, например за 10 рублей, а мы не можем себе позволить возить ниже, чем за 15. В результате наши водители не могут заработать!».
В «ПитерАвто» не считают, что мало платят своим сотрудникам, и уверяют, что соблюдают закон. По словам Крутилина, зарплата водителей маршруток «в несколько раз превышает утвержденный законом размер минимальной заработной платы». Напомним, последний составляет около 1100 рублей.
Сами рабочие признаются, что в реальности в месяц можно заработать в среднем около 15 тысяч рублей. И это почти за круглосуточную работу, с коротким перерывом на сон.
Как утверждают эксперты, подобная эксплуатация водителей маршруток характерна практически для всех городских компаний-перевозчиков – как выигравших городской конкурс, так и проигравших его. Крайняя физическая усталость тех, кому горожане доверяют свои жизни, садясь в микроавтобус, – главная причина большинства аварий с маршрутками.
Вот что рассказал «Фонтанке» участник процесса, который сейчас проходит в суде Калининского района (ответчиком по делу выступает водитель одной из компаний-перевозчиков, по чьей вине произошла авария, закончившая летальным исходом для двух пассажиров и тяжелыми травмами для пятерых).
«На суде водитель рассказал шокирующую информацию о том, как он жил и работал, и мне стало ясно, что виноват не только он, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» Антон, представляющий в судебном процессе интересы своей потерпевшей матери. - Как выяснилось, водитель приехал в Петербург из далекого города, устроился на работу в некое ООО «Автобусная компания СПб», принадлежащее предпринимателю Арокину. При этом сам жил в гараже («койко-место» было предоставлено ему компанией). Смена начиналась в 6 утра, заканчивалась после полуночи. В день каждый водитель должен сдать руководству определенную сумму. Даже если с машиной случается какая-либо поломка. Потому что время, пока маршрутка находится на ремонте и не работает, никто не учитывает, а от водителей все равно требуют сдать столько же денег, сколько они сдают обычно. На третий день у этого человека сломалась машина, почти полдня он не работал и, соответственно, не смог сдать начальству требуемую сумму. Тогда у него отобрали паспорт. Водитель, который угодил в это страшное ДТП и угробил двух человек, на самом деле имел 30-летний опыт вождения! Боле того, ранее он был инструктором по вождению. То есть до аварии его довели нечеловеческие условия, в которых ему приходилось работать».
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру