«Ночной дозор», в свое время, стал знаковым событием в мире российского кино. Выяснилось, что и мы можем, вложив большие деньги, заработать еще большие. Что и мы, благодаря мощной рекламной компании, можем заставить народ пойти в кино. Удастся ли «Дневному дозору» установить новые рекорды или его ждет провал?
После выхода на экраны российских кинотеатров фильма «Ночной дозор» среди поклонников книг Сергея Лукьяненко разгорелись бурные споры. Одни возмущались расхождениями с текстом, другие защищали Тимура Бекбаметова – мол, это кино, и снимать дословно невозможно. Тем более, что сценарные правки не то что одобрил, а чуть ли не своей рукой сделал сам Лукьяненко. Фильм «Дневной дозор», судя по всему, все эти споры прекратит. В новой картине Бекбаметова от книг остались только имена главных героев, да пара сюжетных ходов. Все остальное никакого отношения к книгам Лукьяненко не имеет. Предмета для споров больше нет.
Да и не очень понятно – к какой, собственно, книге все это должно иметь отношение. Второй фильм анонсировался под названием «Ночной дозор: Мел Судьбы» (а это часть первой книги Лукьяненко). Добрался же до кинотеатров он уже как «Дневной дозор» (вторая книга недавно превратившегося в тетралогию сериала). В рекламных роликах прозвучало словосочетание «другой дозор» и это, пожалуй, лучше всего и характеризирует содержание второй картины, превратившейся в некую альтернативную, другую версию мира, в котором делят Землю тёмные и светлые маги.
«Ночной дозор», при всей своей бестолковости, стал знаковым событием в мире российского кино. Выяснилось, что и мы можем, вложив большие деньги, заработать еще большие. Что и мы, благодаря мощной рекламной компании, можем заставить народ пойти в кино. И началось – невиданные по российским меркам бюджеты, новые многозальные кинотеатры, успехи и, конечно же, провалы. А как без этого. «Турецкий гамбит» и «Девятая рота» с одной стороны - «Зеркальные войны» Чигинского и «Побег» Кончаловского с другой. Удастся ли «Дневному дозору» установить новые рекорды или его ждет провал?
Финансовый успех, скорее всего, будет. Уж очень удачное время выбрал для показа «первого фильма года» Константин Эрнст. Длинные каникулы, за которые каждый выберется в кино. Кинотеатры полны, билеты продаются на день вперед – все так, как было чуть больше года назад. Ну, а с художественной точки зрения, второй «Дозор» болен теми же проблемами, которые были и у первого фильма. Клиповость и бессмысленность некоторых сцен, снятых только ради спецэффектов. Кто-то рассказал Бекбаметову, что в блокбастерах все должны кричать, и все должно взрываться. В результате Антон Городецкий опять похож на пьяного истерика, мечущегося от одного спецэффекта к другому, а мотивация некоторых персонажей совершенно отсутствует – ей Бекбаметов предпочел очередной взрыв или столкновение.
С другой стороны – и плюсы остались. Хороший юмор (за сцену с Куценко и вратарем московского «Локомотива» Сергеем Овчинниковым мое отдельное спасибо) и совершенно невероятные для российского кино съемки. Войско Тамерлана вполне убеждает, что и у нас уже могут снимать фэнтези. А Москву Бекбаметов уничтожает с не меньшим вкусом, чем в Голливуде громят Нью-Йорк. Ну, а лучшим актерским дуэтом «Дневного Дозора» признается Жанна Фриске и её красная Mazda.
Третьего фильма скоре всего уже не будет, или, если и будет, то «совсем другая история». Все права на сиквеллы и ремейки проданы Голливуду вместе с правом на прокат первых двух серий (даже интересно, что из этого получится). Но бояться поклонникам Лукьяненко нечего, переписать его книги сильнее, кажется, уже невозможно.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру