
В минувшие выходные в Петербурге отмечали рождение новой книжки. Поскольку к ее созданию не приложили руку ни Джоан Роулинг, ни Борис Акунин ни даже Дарья Донцова, событие не получило глобального освещения в средствах массовой информации, а потому прошло весьма тихо и спокойно. Понятно, что книжка с весьма незатейливым названием «Про крестьянку Михайлову» едва ли будет претендовать на коммерческий успех и занимать первые строчки в рейтингах продаж. Между тем для настоящих ценителей живого русского слова, для людей, интересующихся историей своей страны, книжка представляет несомненный интерес. Более того, для этой категории читателей ее появление - это показательный образчик той категории литературы, где, вспоминая слова классика, одна книжица многих толстых томов стоит.
Книжка «Про крестьянку Михайлову» вышла в издательстве «Красный матрос» в рамках исторической серии «Про...». К настоящему времени в этой серии уже появлялись и блистательная «Про шпионов», и забавная «Про Чернышевского», и потрясающе интересная «Про разведчика Рябова». Однако автор всех этих проектов, глава «Красного матроса» Михаил Сапего, именно историю крестьянки Михайловой считает своим самым важным и самым любимым на сегодняшний момент детищем.
Собственно, книжка представляет собой дневник воспоминаний себежской крестьянки Татьяны Сергеевны Михайловой, на долю которой выпала очень непростая судьба и которая за свою довольно долгую жизнь невольно стала очевидицей многих знаковых для российской истории событий.
Сразу оговоримся – знакомство с этой книжкой потребует от читателя определенных усилий. Дневник полуграмотной женщины, которая вела его отнюдь не в качестве назидания для будущих поколений, абсолютно лишен знаков препинания, а потому текст слитно струится как вода в реке, перескакивая с одного сюжета на другой безо всяких предварительных оговорок. Авторы проекта намеренно сохранили такую «авторскую» орфографию. Как рассказал Михаил Сапего, отсутствие знаков препинания делает книгу еще более ценной – читаешь и словно смотришь старую кинохронику, от которой рябит в глазах, где постоянно дергаются кадры и периодически рвутся склейки. Как сказал бы образованный критик, автор не пытается усилить текст посредством знаков препинания. И действительно, восприятие усиливается само по себе. По мере погружения в текст.
«Мемуары» полуграмотной крестьянки впервые отыскал директор Себежского краеведческого музея Алексей Петренко. Отыскал самым банальным образом – путем разгребания архивов и запасников музея. Простая общая тетрадь, исписанная трудно читаемым неумелым почерком, очень заинтересовала сначала Алексея, потом его знакомого – известного художника, выходца из этих краев, Дмитрия Дроздецкого, который, в свою очередь, рассказал о ней Михаилу Сапего. В результате – на свет появилась книжка. Кстати, только на то, чтобы расшифровать «каллиграфию» Татьяны Сергеевны, Михаил Сапего и его жена потратили чуть ли не целый год.
Поскольку издательство «Красный матрос» идеологически связано с движением «митьков», презентация книжки «Про крестьянку Михайлову», естественно, состоялась в «митьковской ставке», что на улице Правды. Представляя этот проект, главный митек страны – Дмитрий Шагин, - резюмировал: мол, золотая была старушка! И всем нам надо равняться на таких старушек!
Еще сильнее высказался сам автор книжки, Михаил Сапего, который назвал крестьянку Михайлову «человеком будущего» (во как!!!), т.е. человеком, в котором удивительным образом сочетались православие и вера в советскую власть. А именно в этом синтезе (православия и социализма) Сапего видит будущее России.
С последним тезисом можно, конечно, поспорить, однако при прочтении книжки трудно не согласиться, что автор дневника действительно в какой-то мере может служить символом русского человека – подлинного, не озлобившегося, не отчаявшегося. Так что прав Дмитрий Шагин, говоря, что это история самой обыкновенной необыкновенной старушки.
Словом, что тут еще добавишь? Гарри Поттер – отдыхает. Не верите? Не поленитесь, прочитайте.
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру