12 - 13 июля 2002 г. с берега Якимваарского залива в г. Лахденпохья, республика Карелия, стартовал девятый этап Кубка России по авторалли - ралли "Белые ночи-2002".
"Белые ночи" - старейшее ралли в России; впервые эта гонка была проведена в 1963 году. С тех пор география проведения этих соревнований неоднократно менялась - от окрестностей Ленинграда до Приозерского района Ленинградской области. С 1996 г. часть гонки впервые была проведена в прилегающих к федеральной автомобильной трассе А-129 Петербург - Сортавала районах в окрестностях районного центра республики Карелия - г. Лахденпохья. И с тех пор вся трасса этих соревнований проходит исключительно по карельским дорогам.
Ралли "Белые ночи" множество раз носили совмещенный статус этапа Чемпионата России, Кубка России, Кубка Северной Пальмиры. В этом году по решению Российской Автомобильной Федерации (РАФ) этапы Чемпионата и Кубка России проводились раздельно. 21 - 23 июня по тем же карельским дорогам был проведен V этап Чемпионата России - "Ралли Карелия" (победителем в абсолютном зачете стал экипаж Александр Лесников - Андрей Русов, команда "Итера", автомобиль Subaru Impreza WRC, г. Москва).
12 - 13 июня Лахденпохья принимала спортсменов, которые разыгрывали Кубок в этом виде спорта. В отличие от Чемпионата, в Кубке не принимают участие спортсмены, входящие в число первых двадцати лучших раллистов России (так называемый первый и второй лист приоритета РАФ), а также спортсмены, выступающие на автомобилях, подготовленных для абсолютного зачета Чемпионата мира - серии WRC.
ДИСТАНЦИЯ.
Всего дистанция ралли составляла 321,32 километра, из них специальные скоростные участки (перекрытые для других транспортных средств), так называемые СУ, - 100,98 км, что соответствует требованиям РАФ для этапов Кубка России. В первый день было проведено 4 СУ, в том числе два из них - по дорогам с особо тяжелым песчано-гравийным покрытием ("Раухала" и "Мийнала"). Во второй день гонщикам предстояло проехать 9 СУ, часть из которых в этом году проводилась в обратную, по сравнению с привычной трассой "Белых ночей" сторону. К сожалению, из-за проблем со связью между стартом и финишем СУ "Алхо" и "Алхо-1" пришлось отменить.
ТРАВМЫ.
Вновь, как и три недели назад, ознакомление с трассой закончилось серьезными травмами. Перед ралли "Карелия" по не установленной до сих пор причине, вне СУ разбил автомобиль и получил травмы московский экипаж. Антон Захаров отделался переломами ребер, его штурман (и жена) Мария госпитализирована с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Перед "Белыми ночами" на ознакомлении с трассой в "дорожном" режиме (то есть, находясь на дороге общего пользования, где спортсмены обязаны соблюдать правила дорожного движения) ударился в дерево гонщик Алексей Ханович. В результате аварии его штурман, мастер спорта международного класса Сергей Таланцев получил двойной компрессионный перелом поясничного отдела позвоночника. Как правило, для успешного лечения такой травмы требуется минимум 6 месяцев.
ЭКИПАЖИ.
На старт вышли 56 экипажей из 6 регионов России - большинство представляло Санкт-Петербург. Также были экипажи из Москвы, Московской области, Тольятти, Екатеринбурга и, разумеется, Карелии. Особое внимание зрителей привлекал экипаж из самой Лахденпохьи Николай Трушин - Марина Маликовская, у которых это была вторая гонка в жизни; впервые они стартовали здесь же три недели назад на этапе Чемпионата и из 47 экипажей заняли 27-е место, что, учитывая и первый старт, и особую сложность грунтовых дорог, по которым проходил гонка, просто отлично! Кроме того, пожалуй, впервые за петербургскую команду выступил спортсмен из Московской области: экипаж фрязинца Юрия Сидоренко, который выступал со штурманом петербуржцем Олегом Крыловым вместе с двумя исключительно питерскими экипажами представлял команду "Петерстар". К слову, именно эта команда в итоге заняла первое командное место.
В числе "особо важных экипажей" можно отметить представителей команды "Урал Ралли" Юрий Трутнев - Олег Кондартьев. VIP- составляющая экипажа заключается в том, что Юрий Трутнев - губернатор Пермской области. Кроме того, в гонке принял участие экипаж, пилотом которого был сын губернатора Санкт-Петербурга - Игорь Яковлев.
Именно между ним и признанным фаворитом этого вида спорта, мастером спорта международного класса (МСМК) Борисом Федотовым (команда "Балтийский завод") разгорелась борьба за лидерство. Стоит отметить, что штурманы обоих экипажей - также мастера спорта (МС): Борису Федотову в правом кресле стенограмму читает его давний напарник Александр Петров. Что же касается Игоря Яковлева, то в этом году он пригласил в качестве штурмана известного мытищинца МСМК Евгения Живоглазова. Кроме того, Игоря Яковлева тренирует один из сильнейших гонщиков России, также МСМК Аркадий Кузнецов.
Также необходимо отметить, что оба экипажа выступают на 250-сильных полноприводных автомобилях Mitsubishi Lancer Evolution VI.
Из 56 стартовавших экипажей финишировали 27. 50% - стандартный показатель схода для этого ралли. (К примеру, 2001 год: стартовало 90 экипажей, финишировало 45).
ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ.
Изначально специалисты предрекали победу Борису Федотову, который 12 июля выиграл у Игоря Яковлева 18 секунд, а во второй день на первом же СУ выиграл у Яковлева еще 16 (!) секунд на двенадцати километрах. Такой темп не заставлял сомневаться в том, что многократный призер Чемпионатов СССР и России, а также международных гонок Борис Федотов не даст себя обогнать. Однако, на шестом спецучастке "Аккахарью" Борис Федотов сошел с трассы, и с этого момента гонка обрела поистине фантастическую интригу.
К этому времени с трассы сошли практически все, кто мог также претендовать на победу. Петербургский экипаж Юрий Виноградов - Владимир Тарасов (команда "Элерон") "не попал" в поворот все на том же СУ-6 и выбыли из борьбы. А на предыдущем спецучастке "Хутор-1" по непонятным причинам (возможно, дефект металла) в металлические клочья разваливается мотор у экипажа Сергей Жидков - Александр Даниловский (команда "Евроавто", Санкт-Петербург). Еще несколько экипажей, выступающих на мощнейших автомобилях Subaru и Mitsubishi также выбывают из борьбы из-за проблем либо с прохождением трассы, либо с техникой.
Центром внимания становится Игорь Яковлев, который получил все шансы стать победителем самого престижного в нашей стране ралли, а также тольяттинский экипаж, состоящий из легендарных мастеров спорта международного класса Александра Никоненко и Валерия Кольчугина. Тольяттинцы в этом году испытывают новый автомобиль Волжского автозавода - ВАЗ 21124, - подготовленный для участия в Чемпионатах мира по группе Super 1600. Мощность двигателя в этом автомобиле более, чем на 50 сил уступает Mitsubishi Lancer, к тому же японский автомобиль имеет привод на все четыре колеса, тогда как ВАЗ - только на передние колеса.
Тем не менее, Александру Никоненко дважды удается показать на СУ лучшее время! Его мастерство давно стало образцом для подражания. Но даже ему не удается перескочить технический порог: Mitsubishi, снабженный очень сильными электронными мозгами, которые для российского автопрома (увы!) пока что нечто из области освоения неприступных глубин космоса, едет быстрее даже под управлением спортсмена, который проводит за рулем болида всего второй полноценный сезон. Правда, стоит отметить, что Игорь Яковлев осваивает основы мастерство очень быстро. Но, конечно, придется провести еще не один сезон, чтобы получить Его Величество Опыт, который дается исключительно практикой. Что же касается нынешней первой победы - то она заслужена и почетна.
К слову, один из великих (безо всяких кавычек) спортсменов, узнав, что "Белые ночи" - это этап не Чемпионата, а Кубка, сказал так: "Неважно, какой статус сегодня у "Белых ночей" - Чемпионат, Кубок, "дворовая" гонка... . Все эти статусы придумываются в Москве. А "Белые ночи" - это "Белые ночи", и сам факт старта в этом ралли - уже честь. Стать его призером - почетно вдвойне".
К чести тольяттинцев, на этой трассе и на гораздо менее мощном автомобиле они уступают Игорю Яковлеву всего 32 секунды, показывая второй результат в абсолютном зачете, и беспрекословно первый в зачетной группе А-8. Пермский губернатор Юрий Трутнев, выступающий, как и Игорь Яковлев, на Mitsubishi Lancer EVO, показывает третье время.
В зачетной группе А-10 первые Артем Степанов - Илона Накутис, команда "Мотор Рейсинг Фанс", Санкт-Петербург, на автомобиле Ford Sierra Cosworth.
Лучшими в зачетной группе Р-11 стали уже упоминавшиеся Юрий Сидоренко - Олег Крылов, "Петерстар", Санкт-Петербург, на Nissan Almera.
В зачетной группе А-7 лучшими становится экипаж, уже завоевавший во второй раз подряд звание Чемпионов России в этой зачетной группе петербуржцы Андрей Евдокимов - Александр Золотарь. Впрочем, по сумме результатов всех этапов Кубка России они занимают пока отнюдь не лидирующую позицию.
Ее удерживает еще один экипаж из Петербурга Андрей Бунеев - Светлана Козлова, которые на ралли "Белые ночи" в первый же день столкнулись с проблемами (вылет с трассы). Но, несмотря на то, что Бунеев во второй день ралли стартовал с последней строчки и занял 25 место в абсолюте и 6-е в А-7, он по-прежнему остается лидером Кубка России в этой зачетной группе.
Что же касается абсолютного зачета, то после ралли "Белые ночи" Трутнев по очкам обошел лидировавшего до сих пор Курмашева. До конца Кубка России остался только один так называемый "отборочный" этап в Новороссийске и один из двух "обязательных" для зачета этапов: либо ралли "Вираж", либо завершающее раллийный сезон России ралли "Санкт-Петербург", которое состоится во вторые выходные октября нынешнего года.
Будущий год принесет очень сильные изменения в расстановку сил, прежде всего, по технической классификации. Поскольку с будущего года все автомобили участников будут квалифицироваться в соответствии с международными требованиями. Это значит, что и специалистам, и любителям, вместо привычных N и А-10-9-8-7 придется привыкать и осмысливать значения групп N-2, N-4 и А-6, в которые входят автомобили, подготовленные в соответствии с международными техническими сертификатами. Все остальные, участвующие в Чемпионате, буду свалены в общую зачетную группу "Р" ("Российская", по аналогии с "F" во Fранции и Fинляндии или N - в Nорвегии, S - в Sвеции и т. п.). Правда, в Кубке "Р" будет разбита на дополнительные группы в зависимости от мощности двигателя, а вот Чемпионат в этом отношении станет экспериментальным, поскольку ввести в одну "российскую" группу автомобили с очень разными по мощности двигателями - действительно чрезвычайно рискованный эксперимент. Можно предположить, что оказавшиеся в неравных технических условиях гонщики предпочтут все-таки более лояльный по этим условиям Кубок Чемпионату.
Пока же мы ждем окончания сезона нынешнего года, фактическим завершением которого должно стать ралли "Санкт-Петербург" - последняя возможность работы над ошибками.
Полностью протоколы ралли "Санкт-Петербург" можно получить на сайте Автомобильной Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Игорь Апухтин,
Невское информационное агентство