Неотреставрированная Петропавловка, пронзившая хмурое питерское небо, для порядочного архитектора и любителя истории что жало осы в ягодице. Но мучиться им осталось не долго. Петербургский Комитет по строительству объявил конкурс на выполнение работ по реставрации фасадов, барабана купола и колокольни. На все про все из бюджета Российской Федерации дадут не более 4,9 миллиона рублей. Ставки принимаются только до 29 марта.
Специалисты строительного комитета признают, что основным критерием при отборе претендентов будет отнюдь не квалификация и не качество работ, а минимальная стоимость оных, хотя репутация, мастерство и т.п. тоже, конечно, учитываются. Такая традиция позволяет шедеврам архитектуры часто и с удовольствием линять. Только в отличие от пресмыкающихся сброшенная шкура не всегда подменяется новой. Даже два года назад, когда на захоронение останков царской семьи съехался смотреть весь мир, стены лишь слегка подмалевали. Последний раз фасады Петропавловки полностью перекрашивались аж в 1963 году.
В какой цвет красить фасады и барабан? Для человека нетрепетного - по барабану. Специалисты же из-за этого едва не искусали друг друга. Этому вопросу было посвящено одно из самых ожесточенных заседаний Совета по сохранению культурного и исторического наследия при КГИОП.
Как показали научные изыскания, в умении перекрашиваться с первым собором Российской империи могут поспорить разве что политические лидеры. Поколупав краску на соборе в течение нескольких месяцев (на языке профессионалов это называется расчисткой), а также исследовав многочисленные архивные материалы, ведущий архитектор института "Ленпроектреставрация" Андрей Бунич и его помощница Светлана Наливкина восстановили 8 (!) исторических вариантов раскраски Петропавловки и предложили один свой. В мышиный цвет со светлыми пилястрами собор был выкрашен его создателем Доменико Трезини (петербургская кличка - Трезин) по заказу Петра I. Трудно сказать, что заставило его сделать собор таким мрачным. Но скорее всего - соображения безопасности. Крепость прежде всего была оборонительным сооружением. Сливаясь с серым петербургским небом, собор становился неуязвимым для корабельной артиллерии.
В мрачную эпоху Анны Иоанновны он оставался серым, приобретая еще более холодные тона, с синевою. Вероятно, сказался вкус фактического правителя того времени, Бирона, обожавшего серых лошадей. В 1857 году, после пожара, Петропавловку перекрасили в зеленый, такой она оставалась при Екатерине, точно так же, как и другие сооружения эпохи барокко, например Зимний дворец.
При Александре I собор повел себя как стремительно желтеющий осенний пейзаж. Наконец архитектор Леонтий Бенуа в 1911 году выкрасил его в цвет неспелых оливок, полагая, что это - имитация натурального камня-песчаника. Сказалась, конечно, и любовь Бенуа к французской моде. Реставрировавшая собор в 1963-м Ирина Николаевна Бенуа не устояла перед соблазном последовать выбору своего знаменитого предка.
Нынешнее предложение архитектора Бунича снова сделать собор серым вызвало негодование научного совета и было зарублено на корню как слишком мрачное. После часовой дискуссии и голосования специалисты КГИОП остановились на светло-желтом окрасе, под сухой песчаник, и решили восстановить выделение колонн белым. Таким собор станет к 2003 году. Но это самое позднее. Реставрация начнется уже нынешней весною. С прилетом скворцов.