04:19 24.01.2018
Фестиваль уличных музыкантов представит питерские звуки
Центр экспертиз ЭКОМ: В Генплане исправят «конфликты» будущих дорог и территорий памятников
КГИОП утвердит технологическую карту консервации памятников и вывесит базу разрешений и заключений
Ягудин о МОК: твари и мрази, ломающие жизнь спортсменам
КГИОП и стройнадзор договорятся, как действовать в случае сноса исторических зданий и памятников
Бельгийская полиция открыла огонь по человеку с ножом в Генте
Градозащитники: КГИОП подготовил законопроект о ненужности воссоздания снесенных памятников, если вместо них построят социально значимые объекты
На Ленобласть наступает оттепель
Мединский отреагировал на «Смерть Сталина»
Устюгов прокомментировал отстранение от Олимпиады
Под Белгородом бешеная собака за два дня покусала 17 человек
Эрдоган рассказал Путину о боях на севере Сирии
Полтавченко не приветствует идеи о новых намывах в Финском заливе
Роскомнадзор и МВД за год изъяли больше 100 тысяч нелегальных «симок»
Президент Международной федерации хоккея: Решение МОК не отвечает нормам права
Сугроб перевернул автомобиль на севере Петербурга
У Белого дома задержали вооруженного человека
На Кушелевской дороге построят церковь и научно-просветительский центр
Саудовская Аравия отказывается от нефти
«Обухово» проверили за 11 минут
Метро «Обухово» закрыли на проверку
ГИБДД ищет очевидцев 6 смертельных ДТП на Московском шоссе
В Латвии хотят перевести русские школы на латышский
Транспортный узел в Шушарах собираются достроить в 2021 году
Взрывчатку на «Международной» не нашли
Станцию «Площадь Александра Невского» открыли после проверки
Владимир Жириновский удивился, зачем защищать Сталина
«Фонтанка» за 60 секунд — 23 января
На «Площадь Александра Невского» и «Международную» не пускают пассажиров
В Приладожском и Назии вторые сутки перебои с водой
«Смерть Сталина» назвали «плевком в лицо» погибшим и выжившим при Сталинграде
При стрельбе в школе Кентукки погиб один человек и несколько ранены
В финской школе произошёл взрыв
Читатели: «Ледовое побоище» в Невском районе проиграно
Смольный не видит нарушения регламента в голосовании за Соляной сад
Союз журналистов Петербурга посчитал новые правила аккредитации в ЗакСе нарушающими российское законодательство
В Ленобласти за год разрешили построить всего 1,5 млн кв. м жилья
На премию «Нацбест» номинировали «Суку»
МОК еще раз проверит заявки россиян, которым отказано в участии на Олимпиаде
Сена топит Париж
Как строят самый северный небоскреб в мире
При температуре минус 10 в Петербурге таксист сбил велосипедиста
Бобслеисты Роман Кошелев и Юлия Шокшуева пропустят Олимпиаду-2018 по решению МОК
Владимир Путин назвал Аргентину одним из фаворитов ЧМ-2018
В Кентукки злоумышленник открыл стрельбу в школе
Петербуржец решил квартирный вопрос заминированием суда
Объявлены номинанты на «Оскар»-2018
Бомбу в петербургском «Яндексе» не нашли
Маршрутка влетела в автобус в Петергофе, есть пострадавшие
Путин рассказал, как Россия помогала Аргентине искать подлодку «Сан-Хуан»
Путин: Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов добавило определенности
В Комарово радетели за храм поставили забор на детской площадке
Прокуратура нашла пятерых депутатов ЗакСа, занимающих руководящие посты в НКО
Верховный суд предложил сменить рутину на технологии
«Нелюбовь» сразится за «Оскар»
СМИ: «Смерть Сталина» отозвали из проката
Глава ВТБ предупредил об угрозе военного конфликта в Европе
Ученые выяснили, как любовь к сладкому влияет на кровеносные сосуды
Следственные органы проверят подвал с «открытой навигацией» на 9-й Советской
Петербуржца осудили за облитый зелёнкой «Мерседес»
Сотрудницу компании - дилера Bombardier будут судить за экономию миллиарда на налогах
Новый альбом «Аквариума» выйдет под псевдонимом
Застреливший осведомителя полицейский из Петербурга вышел на свободу
Проекты петербургских НКО представят на форуме в Давосе
Как минимум двум петербургским спортсменам отказано в участии на Олимпиаде в Пхенчхане
После пожара на Луначарского нашли погибшего
Директор Русского музея, ректор Горного и лучший петербургский учитель стали доверенными Путина
Испанские полицейские готовы найти «мятежника Пучдемона» даже в багажнике машины
Дореволюционный дом на Выборгском шоссе снесут под спорткомплекс
Вслед за «Яндексом» из БЦ «Бенуа» эвакуируются другие фирмы
Происшествия

Взрыв или халатность?

«Это теракт», - прозвучало в первые же часы после второго крушения «Невского экспресса». Доказательства убедительны — воронка, второе СВУ, покореженные рельсы и вагоны. Вспомнили, что видели подозрительных, составили фоторобот, нашли базу... Только не все в это верят, но публично признать это не готовы. Почему? Пыталась понять «Фонтанка».
Взрыв или халатность?
телеканал

«Это теракт», - прозвучало в первые же часы после катастрофы «Невского экспресса». Доказательства убедительны — воронка от взрыва, обнаруженное второе СВУ, которое по какой-то причине не взорвалось, покореженные рельсы и вагоны. Видели и подозрительных людей, уже составлен фоторобот предполагаемого руководителя. Казалось бы, сомнений нет. Но некоторые в терроризм верить не хотят и упорно утверждают: «На взрыв не похоже».

Причина случившейся трагедии - самодельное взрывное устройство мощностью 7 килограммов в тротиловом эквиваленте, такова официальная версия случившегося. Ее озвучили и президент РЖД Владимир Якунин, и глава ФСБ России Александра Бортников. Интернет-сфера немедленно разделилась на два лагеря — одни утверждали: терроризм, другие категорично заявляли: не может быть.

В интервью «Новой газете» инженер-железнодорожник, не пожелавший представиться, вопрошает: «Почему во всех СМИ и во всех выступлениях официальных лиц продвигается только одна версия происшедшего? Почему никто не обсуждает другие, тупо твердя о теракте, рассуждая, откуда могли взяться террористы, и составляя фотороботы?». «Да потому, что эта версия для всех удобна. Для руководства страны потому, что можно лишний раз сплотить вокруг себя народ, напугав «террористическим окружением». А для руководства РЖД потому, что оно из виновника превращается в пострадавшую сторону», - отвечает он на свои же вопросы.

По его мнению, никакого взрыва не было, а был лишь звук и световой эффект, похожие на те, что бывают при взрыве. «Но все случившееся, в том числе и появление воронки, и разрушение рельса, и повреждение шпал, можно объяснить совсем по-другому. Это был не теракт, а авария! Но признать это — значит признать, что за происшедшее должно ответить руководство РЖД. И ему придется отвечать на множество неудобных вопросов. А кроме того, тогда придется признать, что «высокоскоростное движение» между Москвой и Петербургом таит в себе опасность для всех, кто им пользуется…» - убежден эксперт.

Он уверен в том, что простейшей гипотезой случившегося является короткое замыкание контактной сети, которое привело к возникновению электрической дуги. «Соответствующая разность потенциалов — 3000 вольт — приводит к эффекту, подобному удару молнии. Именно дуга пережгла рельсы и повредила шпалы. При этом по законам физики наблюдается и яркая вспышка, и громкий звук, подобный взрыву», - считает он.

Пользователь ЖЖ reytar, позиционирующий себя как «опытный путеец», проведя свой анализ сделал собственный вывод. «В случае развития в сварном стыке, находившемся на месте воронки, дефектов рельса, наличия в длинномерной бесстыковой плети избыточного температурного напряжения и схода с пути на ходу на скорости 190 км/ч, по какой-либо из причин вполне мог быть удар, вызвавший выброс под девятым или одиннадцатым вагоном и приведший к разрушению сварного стыка и двух шпал. Как результат - сход с пути пассажирских вагонов (вес каждого не менее 57 тонн) на скорости 190 км/ч и катастрофические последствия», - объясняет свою версию интернет-пользователь. «Судя по фото места крушения и опираясь на десятилетний стаж работы на линейных предприятиях, прихожу к выводу, что скорее всего (с вероятностью 90-95%) никакого террористического акта, приведшего к катастрофе скорого поезда №166 «Невский экспресс», не было», - заключает блогер.

Как сообщил «Фонтанке» на условиях анонимности представитель РЖД, «многие железнодорожники, обсуждающие случившееся, тоже склоняются к версии технической неисправности». По их мнению, мог произойти отрыв башмака электро-магнитного тормоза, который располагается на каждой тележке с двух сторон между колёсными парами. «Возможно, что просто не выдержал нагрузки рельс, особенно после прохода незадолго перед этим скоростного поезда «Сапсан». Ведь практически никто не обратил внимания на тот факт, что окончательная скорость «Сапсана» - он шел до поезда №166 - значительно расходится с той, которая была заявлена при его закладке, - поделился своими размышлениями компетентный источник. - Ограничению она подверглась именно из-за ненадлежащего для столь высоких скоростей состояния полотна и контактной сети. Характер повреждения торцов двух вагонов также вызывает некоторое недоумение, ведь фактически получается, что один вагон «наскочил» на другой».

«Судя по тому, как разметало вагоны, что-то произошло либо с колесной парой, либо с рельсами», - добавил один из бывших преподавателей ЛИИЖТа, ныне — ПГУПСа.

В разговоре с журналистом «Новой газеты» путейщики выдвинули несколько возможных версий случившегося. Первая — неисправность локомотива ЧС200-004(построен в Риге в 1975 году). Правда, в 2007 году его капитально ремонтировали в Ярославле, но соответствующий акт от 27 мая, по словам железнодорожников, показал «наличие усталостных деформаций на тележках». Стоило сломаться одной из них — электродвигатель на полной скорости «шарахнуло» бы по рельсу с последующим замыканием.

Еще одна версия трагедии - скверная эксплуатация пути. По словам работников Октябрьской железной дороги, штат путейцев укомплектован на 30–40%, штат вагонных депо, локомотивных депо, электромехаников — немногим больше. Кстати, как опять же сообщают в интернете, участок, где случилась катастрофа, целый месяц был «под предупреждением», то есть было установлено ограничение скорости движения, которое недавно отменили без объяснения причин.

Наконец, самое простое объяснение: обрыв контактного провода, или неисправность электрооборудования локомотива. Косвенно ее подтверждает признание, сделанное корреспонденту «Фонтанки» бывшей сотрудницей Октябрьской железной дороги. «Еще когда тестовые испытания «Невского экспресса» проходили, у него все время были неполадки с электроникой, состав толком «не довели до ума», но приняли в эксплуатацию», - рассказала она.

Также на условиях анонимности, «Фонтанке» удалось получить комментарий работников РЖД, которые утверждают, что такого количества жертв можно было бы избежать в том случае, если бы глава компании своевременно озаботился приобретением современных поездов, прошедших все необходимые испытания и отвечающих мировым стандартам. «Пассажиров и багаж швыряло по салону. В вагонах, которые упали с железнодорожного полотна сломались кронштейны сидений, снесло практически все перегородки. Кто и как принимал и сертифицировал вагон, который при простом сходе с рельсов получает такие повреждения, становясь потенциально опасным для пассажиров?!» - возмущаются они. - Двери вагона в тамбур и на улицу заклинило и только некоторые из них удалось выбить. Стёкла, изготовленные из высокачественного стекла оказались не приспособленными для экстренной эвакуации, да и выпрыгивать или выносить раненых с высоты полтора метра достаточно сложно».

«Очевидцы говорили о том, что в вагоне возник пожар, но судя по всему, он был локализован штатной системой пожаротушения. Однако почему-то при аварии под высоким напряжением остались все цепи вагона и отовсюду сыпались искры. Навигации в аварийном, оставшемся без освещения, вагоне не было никакой. И ведь всё это может случиться без помощи террористов, просто в результате крушения», - отмечает анонимный источник. По его словам, трагедия не приобрела бы такие чудовищные масштабы, если бы «сертификация любой продукции не стала в наше время бюрократическим инструментом, нежели реальным барьером для некачественной продукции». Ведь вагоны, спроектированные и построенные еще в Советском Союзе, привели к тому, что пассажирам были нанесены травмы, подчас и не совместимые с жизнью.

«Сегодня высокие чины умалчивают об одном, что в результате схода вагонов с рельс катастрофа может быть не менее масштабной, чем в результате предположительного «подрыва». Однако озвучить в слух, что любой пассажир фактически подвергает свою жизнь опасности, садясь в поезд, не решится сегодня никто из руководителей РЖД. Гораздо проще искать виновных в подрыве состава, чем искать виновных среди тех, кто отвечал за запуск столь опасного поезда на линию», - с грустью констатирует собеседник "Фонтанки".

Отметим, что сегодня, 30 ноября, спустя два дня после происшествия, вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов выступил с заявлением, в котором попытался опровергнуть домыслы о том, что причиной аварии могла стать техническая неисправность и фактически ответил всем сторонникам этой версии. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Акулов сообщил следующее: «Я был на месте крушения. Всем было очевидно наличие следов взрыва - образование на железнодорожной ветке воронки диаметром полтора метра на метр глубиной 70 сантиметров. Это было воздействие взрывного усилия. Никаких сомнений нет у специалистов, что это взрыв. Говорить о технической неисправности не приходится, и это уводит обсуждение от главной причины, что надо делать, чтобы предотвратить причины».

Существует еще одно объяснение — геологическое, которое тоже не пользуется популярностью. Еще в ноябре 2007 года петербургский геолог, руководитель научно-технической фирмы «Геофизпрогноз» Адам Гликман опубликовал статью, которая так и называлась «О некоторых разновидностях аварий на железных дорогах». По его мнению, причины железнодорожных аварий стоит искать не в устройстве путей или подвижного состава, а в геологии. «Под движущимся железнодорожным составом происходит мгновенное разрушение насыпи», - уверен Гликман. Слова двухгодичной давности о том, что «при этом те вагоны, которые в момент разрушения насыпи не прошли эту зону разрушения, отрываются от той части состава, которая успела ее миновать» сегодня звучат почти пророчески.

«Свидетелей, которые могли бы видеть этот процесс со стороны, как-то до сих пор не было, и об аварии судят только по последствиям. А последствия таковы, что часть вагонов вместе с локомотивом остаются целыми и невредимыми, а остальные - оказываются отцепленными, и в той или иной мере, поврежденными. Разрыв же состава и разрушение части насыпи воспринимается обычно как следствие либо неисправности подвижного состава (обычно называют виновником подшипники колесных пар), либо аварийного состояния полотна. А то и теракта», - писал он в своей статье, которая в 2007 году прошла незамеченной.

Впрочем, специалистам предстоит проделать еще немало работы для того, чтобы окончательно разобраться в причинах произошедшего. С подозреваемыми в совершении теракта у органов изначально не заладилось. Сначала министр МВД Рашид Нургалиев сообщил о «мужчине за 40, коренастого телосложения, рыжеволосового», после составления фоторобота «на основании полученных оперативных данных с места трагедии», сотрудники правоохранительных органов Новгородской области, расследующие подрыв, заявили о том, что «в настоящее время ищут мужчину в возрасте около 30 лет и женщину в светлой куртке, которые могли передвигаться на автомобиле ВАЗ-2109 серебристого цвета». Правда, в органах региона не пояснили, в качестве кого разыскиваются эти лица. Активно тиражируется и версия причастности к теракту находящихся в международном розыске бывшего российского военнослужащего Павла Косолапова и главарь боевиков Доку Умарова, которые также подозреваются в организации подрыва «Невского экспресса» 13 августа 2007 года.

Не прошло и дня, как количество террористов начало расти в геометрической прогрессии. Оперативники обнаружили в одной из деревень Тверской области поблизости от места крушения «Невского экспресса» дом, в котором, по предварительным данным, скрывались трое или четверо террористов, готовивших подрыв.

О своей готовности прийти на помощь уже заявили профессора Петербургского государственного университета путей сообщения, которые, скорее всего, займутся проведением экспертизы — будут изучать пути, колеса, рельсы и так далее. Правда, обсуждать причины катастрофы профессорский состав на сегодняшний день не готов. Как отметил проректор по связям с общественностью ПГУПС Игорь Киселев, «никого из сотрудников университета на месте трагедии не было, поэтому любой комментарий нашего профессора, основанный на сообщениях СМИ, будет некорректным».

СПРАВКА: Теракт был назван в качестве основной версии аварии «Невского экспресса» почти сразу. Уже в половине второго ночи пресс-служба Российских железных дорог уверенно заявила о том, что «по одной из версий, причина происшествия - подрыв», а утром следующего дня глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин поспешил подтвердить слова своих подчиненных. «Существуют объективные данные, которые позволяют следователям рассматривать как одну из версий подрыв», - сказал в субботу Якунин журналистам на месте трагедии. Почти сразу за заявлениями главы и пресс-службы РЖД последовало выступление официального представителя Генпрокуратуры РФ Марины Гридневой, которая сообщила о том, что «по факту аварии поезда «Невский экспресс» возбуждено уголовное дело по статьям 205 (террористический акт) и 222 - «незаконный оборот взрывчатых веществ». По «Невскому экспрессу» была назначена взрывотехническая экспертиза.

*

Западные СМИ также предпочли придерживаться версии террористического акта. «В Россию возвращается терроризм» - пестрят заголовками немецкие газеты. «Авария, скорее всего, явилась следствием террористического акта», - передает Deutsche welle. «Расследование пришло к выводу, что это — террористический акт, - слегка опережает события drs.ch. - По-видимому, под рельсом сдетонировала бомба с семью килограммами TNT. На месте происшествия образовалась воронкообразное углубление диаметром около метра, кроме того найдены следы взрывчатого вещества». Это издание вспоминает о катастрофе 2007 года, когда при попытке взрыва поезда пострадали 30 человек. «Кто ответил за тот акт, осталось неясным», - сообщает drs.сh.

Focus.online напоминает о том, что в России с середины 90-х, после начала войны на Кавказе, произошла целая серия террористических актов, и подоплека их осталась неясной до сих пор. «К этому времени в мире стало так много ненависти, - пишет издание. - Что это уже вызывает отвращение. Очень печально, что чеченцы в России так сильно распространили страх и террор». «Но за любой акцией всегда следует реакция», - предостерегает Focus. «Террор возвращается», - заявляет Financial Times Deutschland.

Английская пресса тоже уже обнаружила во взрыве на трассе Москва-Петербург чеченский след. Так, The Guardian отмечает, что российские правоохранительные органы уже ищут некоего Павла Косолапова — бывшего «соратника по оружию» убитого несколько лет назад одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева. Эксперт английской газеты отмечает, что «чеченский след» тем более вероятен, что за последние два года ситуация в мусульманских республиках, таких как Ингушетия и Кабардино-Балкария, серьёзно ухудшилась и это следствие усилившейся активности сепаратистов, жаждущих мести. Следует отметить, что в этом издании материал о подрыве «Невского экспресса» найти было не так уж легко: он располагается в «подвале» одной из последних полос.

Зато The Times, напротив, уделила теракту на железной дороге гораздо больше места. При этом ведущее издание Соединённого королевства не ограничилось просто текстом, а добавило подробный фоторепортаж на свой сайт. Газета, в частности, отмечает, что взрыв может негативно отразиться на туристической отрасли России, поскольку поезда класса «люкс», курсирующие между Москвой и Петербургом, пользовались большой популярностью у иностранных туристов, которые таким образом посещали обе российские столицы.

«Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
https://pixabay.com
«Деловые Линии» помогли задержать подозреваемых в кражах на трассе
Сотрудник ГК «Деловые Линии» помог задержать мужчин, предположительно пытавшихся вскрыть грузовик на участке трассы Р-158 Пенза - Саратов. Подозрительный автомобиль задержала полиция.
Angry Birds Activity Park
Провести время с детьми – бесценно
Чем занять любимое чадо во время каникул? Отправиться с ним в парк активного отдыха и, наконец-то, провести время вместе
http://karelenergo.mrsksevzap.ru
«Карелэнерго» круглосуточно восстанавливает электроснабжение Карелии
С 8 декабря «Карелэнерго», филиал ПАО «МРСК Северо-Запада», устраняет последствия непогоды. Две недели в республике идут снегопады, метели, а температура держится около ноля. Снег налипает на линии электропередачи, ломаются изношенные опоры и деревья. Как следствие, временные отключения света затрагивают деревни и поселки.
Компания «Дельта»
Чтоб Дед Мороз всё ценное не унес: как защитить квартиру от воров
Новый год – праздник, которого с нетерпением ждут не только дети, но и домушники. В долгие январские каникулы, когда многих нет дома и квартира или дом без присмотра, для воров – раздолье
ЖК «YouПитер»/ГК “Арсенал-Недвижимость”
В корпусе №17 ЖК «YouПитер» началось витражное остекление
ЖК «YouПитер» от ГК “Арсенал-Недвижимость” в ближайшее время пополнится очередными готовыми новостройками
https://pixabay.com
Виртуальная комната — помощник в создании безбарьерной квартиры для инвалидов
Правильное обустройство дома для комфортного и безопасного проживания людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей - сложная задача. Часто совершенно непонятно, с чего именно начать переоборудование жилища. Какие именно средства нужно приобрести в первую очередь, а без каких можно обойтись