
На прошлой неделе суд рассмотрел очередной иск Генпрокуратуры по истребованию из незаконного владения имущества профсоюзов. На этот раз в собственность государства будут обращены здания, которые использует Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
«Фонтанка» уже приглядывалась к санаториям и домам культуры, в истории владения которыми есть «черная метка» в виде принадлежности к профсоюзам. Настало время вспомнить, что Каменный остров в советское время назывался островом Трудящихся. Российской федерации и Петербургу в первой половине нулевых удалось доказать свои права на часть построек, передававшихся под нужды пролетариата. Другие же сейчас находятся в частных руках. С помощью Росреестра рассказываем, в чьих.
После ликвидации главного профсоюзного органа СССР — ВЦСПС — находившееся в его владении имущество распределили между собой Всеобщая конфедерация профсоюзов (объединения союзных республик) и Федерация независимых профсоюзов России (профсоюзные объединения России). В 1992 году они заключили договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Хотя прокуратура считает, что ВКП и ФНПР незаконно называют себя преемниками советских профсоюзов, это не подтверждается судебными актами. Если хоть один суд признает ничтожность договоров между организациями, это может повлечь массовое истребование бывшей профсоюзной собственности, но пока таких решений не было.
В 2001 году ВКП и ФНПР дополнительно подписали соглашение о закреплении за последним на праве собственности десятков объектов в Петербурге, включая комплекс зданий бывшего санатория «Клинический» на Каменном острове. Речь шла о 14 объектах — домах отдыха, лечебных и спальных корпусах, административном здании и котельной. Пересмотр принадлежности территорий на Каменном острове происходил в период с 2000 по 2006 год. По решению суда ряд профсоюзных объектов был передан в городскую или федеральную собственность.
Главный корпус санатория на набережной Средней Невки, 6, лит. А, в прошлом известный как особняк придворного банкира Александра Штиглица, перестроенный позже под дачу дипломата Александра Половцева, в 1992 году был сдан в аренду на 49 лет американской фирме Elegant Logic Inc. Она хотела сделать российско-американский культурный и деловой центр. На здание претендовал КУГИ Петербурга, но проиграл суды: в 1949 году Ленгорисполком передал спорное здание на баланс профсоюзных организаций, Совет Министров СССР одобрил такое решение, суд расценил его как передачу здания в собственность профсоюзов, а не в ведение (сейчас суды приходят к противоположным выводам).
При этом спустя примерно 4 года кассационная инстанция признала «право федеральной собственности» на здание. Его передали в оперативное управление Управделами президента РФ и разместили внутри структуры ВМФ. С 2018 года особняк в аренде у Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова. Литера Б по тому же адресу — энергоцентр площадью 3685 кв. м — находится в управлении Управделами президента и в аренде у МТС до конца октября.
Директор яхт-клуба и бывший «топ» «Газпрома»
Спальный корпус на 1-й Березовой аллее, 7, возведенный в 1917 году, был перестроен в жилой многоквартирный дом. В середине 2010-х его хитро снесли «с максимальным сохранением фундаментов». Это позволяло инвесторам использовать термин «реконструкция», а не «новое строительство», поскольку последнее запрещено на территории памятников, отмечало издание «Канонер».
Под элитный апарт-комплекс перестраивали литеры А, Б и Е. Проект подготовило «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» покойного архитектора Рафаэля Даянова. На месте исторических зданий возник ЖК «Резиденция на Каменном». Застройщиком выступала компания «Геофорт», ее ликвидировали в 2018 году. На тот момент 30% организации принадлежали Вадиму Епишину, долгое время возглавлявшему Речной яхт-клуб профсоюзов и предлагавшему многочисленные проекты реконструкции Петровской косы. Теперь эту территорию действительно реконструируют, но с участием города, а не профсоюзов, чье право пользования землей было аннулировано через суд.
Также Епишину принадлежит доля (2,7%) в УК «Резиденция на Каменном», он — председатель ТСЖ «Резиденции на Крестовском», директор и владелец конно-спортивного клуба «Конная Лахта», а также руководитель АНО «Межвузовский студенческий яхтенный клуб» на той же Петровской косе. Среди его партнеров по «Геофорту» был бывший топ-менеджер ремонтного подразделения «Газпрома» Сергей Палкин.
При этом у здания под литерой Е — другой собственник. По данным Росреестра, здание с августа 2021 года принадлежит компании «Оберон Истейт». С апреля 2025 года оно арестовано по определению Фрунзенского районного суда, рассматривающего дело в отношении бывшего топ-менеджера «Газпрома», ныне руководителя проекта по строительству газохимического комплекса в Усть-Луге Кирилла Селезнева.
Компания «Оберон Истейт» с конца марта 2022 года принадлежит ЗПИФу «Доверие», но в истории владения есть имя Татьяны Свитовой, которая владела крошечной долей (0,04%) в 2021 году. Газета «Ведомости» называла ее дочерью старшего вице-президента банка «Россия» Елены Свитовой. Уставный капитал другой компании с похожим названием — «Оверпас-инвест» Татьяна делила с Иваном Мироновым, сводным братом Селезнева. Вероятно, у суда было достаточно оснований полагать, что актив связан и с самим топ-менеджером.
Сын экс-губернатора, строители и меценат
Одно из самых интересных зданий в профсоюзном соглашении находится по адресу Большая аллея, 13. В санаторном комплексе оно значилось как административное, построенное в 1916 году. Исторически оно стало известно как особняк Фолленвейдера, под этим названием вместе с участком парка и фрагментом ворот образовало ансамбль, ставший в 1992 году выявленным объектом культурного наследия.
История владения памятником в Росреестре девственно чиста — там указана только одна компания «Бизнес-Инвест», оформившая собственность в 2011 году. Как писали СМИ, она получила особняк для реконструкции еще в 2009-м от города и на тот момент принадлежала Сергею Хайдапову и Анастасии Михайловой. С 2018 года фирма находится в собственности сына спикера Совета Федерации и бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко Сергея. Полные тезки его и Хайдапова упоминались в 2022 году среди друзей и партнеров фестиваля «Байкальская рыбалка».
Разрушенное здание профилактория на набережной Крестовки, 1/39, литера А, с 2008 года было зарегистрировано за «Петербургским агентством недвижимости» (ПАН) бывшего совладельца Балтийского банка Андрея Исаева. Он находится за границей. В 2024 году его заочно приговорили к 8 годам по делу о мошенничестве.
ПАН владело объектом до 2021 года, после чего он перешел в собственность физлица, данные которого в Росреестре не раскрываются. Как писал «Деловой Петербург», в 2023 году комитет по градостроительству и архитектуре выдал градплан участка на основании заявления Елены Нагинской — полной тёзки дочери председателя совета директоров строительного холдинга «Титан–2» Григория Нагинского. Осталась ли женщина правообладателем — неизвестно. В ноябре 2024 года собственник снова сменился на физлицо. Основанием стал договор дарения здания и участка.
Права на особняк Чаева 1916 года постройки (набережная Малой Невки, 16-18, литера Х) и входящее с ним в ансамбль здание службы (литера Ю) по классической схеме были разделены между Ленинградской федерацией профсоюзов и ФНПР, с перевесом в пользу первой. Так продолжалось до 2006 года, пока суд не подтвердил права РФ на региональный памятник. Та передала комплекс в управление Инженерно-техническому центру Минобороны. В 2010 году Министерство оформило объекты в собственность и продало на торгах физлицу. С 2011 года они отчуждены в пользу иностранной компании Edelweiss Investment S.P. SA.
Объекты переделывает под апартаменты компания «Адмирал Инвест». Она зарегистрирована по тому же адресу, который «Эдельвейс Инвестмент» пыталась обеспечить электричеством и по поводу которого судилась с Росреестром — Адмиралтейская набережная, 12–14. Это здание, ансамбль особняка Чаева и дачу Леоновой на набережной Малой Невки, 4, на торгах приобрел инженер-геохимик и предприниматель Николай Казаков. Он — директор и единственный владелец «Адмирал Инвест». Свой путь в бизнесе он начинал с другим ленинградцем — изобретателем Олегом Бурлаковым, ставшим к концу своей жизни долларовым миллиардером из второй сотни российского списка Forbes. Он скончался в 2021 году от коронавируса.
Несостоятельные банкиры и девелопер
Дом напротив (набережная Малой Невки, 35, лит. Г) — тоже региональный памятник. Сетевым знатокам Петербурга с сайта Citywalls он известен как дача Ульяновых. В советское время это был еще один спальный корпус лечебно-санитарного учреждения. В современной России впервые права собственности на него были зарегистрированы в 2010 году — всего пару месяцев здание принадлежало НПО «Реконструкция», потом было продано частному лицу и перепродано еще одному. Так, к сентябрю 2024 года оно перешло к нынешнему владельцу, чьи данные тоже не раскрываются.
Где-то в этой цепочке сделок между гражданами притаились люди, близкие к руководству лопнувшим Международным банком Санкт-Петербурга, поскольку с июля 2025 года со зданием запрещены регистрационные действия. Обеспечительные меры ввел арбитражный суд по делу о банкротстве МБСПб. Этим же определением контролировавшие банк Сергей и Татьяна Бажановы, Максим Анищенков, Татьяна Бережанская и Александра Зуева привлечены к субсидиарной ответственности на общую сумму 12,3 млрд рублей.
Соседний жилой дом (набережная Малой Невки, 37, лит. В) был построен в 2007 году на месте еще одного спального корпуса санатория. Он рассчитан на две квартиры общей площадью 1020,1 кв. м. В 2025 году частную резиденцию с участком продавали на торгах через Российский аукционный дом. За несколько месяцев начальная цена снизилась с 490 до 250 млн рублей. О том, что коттедж успешно нашел нового хозяина, не сообщалось, но с конца августа права собственности на имущественный комплекс зарегистрировала компания «Новые кварталы Петергофа», которая раньше связывалась с петербургским девелопером Игорем Водопьяновым (в начале августа она сменила владельца на новый офшор, зарегистрированный на Сейшелах). При этом предыдущие владельцы-физлица оставили недвижимость у себя в качестве залога, пока покупатель с ними окончательно не расплатится.
Гонявший на Bentley экс-замгубернатора
Короткий период времени (буквально с марта по май 2005 года) здание принадлежало компании «Европа Отель», связанной с управлением одноименным пятизвездочным отелем на Михайловской улице. Интересно, что несмотря на обстановку в мире, материнской компанией отельного оператора, по данным СПАРК, по прежнему выступает Moët Hennessy — Louis Vuitton (LVMH), но нынешним владельцем дома на Каменном острове является не она, а ООО «Аквилон». Фирма с 2022 года принадлежит бывшему вице-губернатору Петербурга Сергею Козыреву. Он известен не только управлением блоком ЖКХ в городском правительстве, но и нетрезвой ездой на Bentley, стоившей ему водительских прав.
К слову, это не единственная его недвижимость на Каменном острове — ранее портал 47news рассказывал про квартиру в самом элитном квартале города — на Березовой аллее, 13-15. Именно по распоряжению Козырева комитет по природопользованию предлагал сделать Каменный остров особенно охраняемой природной территорией, что вызвало вопросы у депутатов ЗакСа. Там запросили подтверждение наличия там редких и исчезающих видов животных или растений. Номер не прошел, и петербургская Рублевка осталась просто особо охраняемой территорией.
Дом Гозе на Боковой аллее, 11, был продан на торгах Фонда имущества в 2006 году за 143 млн рублей. Его собиралась реконструировать под гостиницу фирма «Мегастрой», но из-за стройки у них возникали конфликты с соседями. В истории владения зданием отметились компании Андрея Исаева и ПАН, но после них объект был в долевой собственности двух физлиц. Кажется, они не смогли договориться о дальнейшей судьбе здания. С июля 2023 года единственным собственником стало ООО «Каменный остров» предпринимателя Константина Лободина. Через пару месяцев после этого Петроградский райсуд арестовал здание по жилищному спору, инициированному Валентиной Обуховской. Соответчиком по делу, помимо компании, выступает Елена Пономаренко. Ее связь с фирмой в открытых источниках не прослеживается. Сейчас производство по делу приостановлено до разрешения другого дела.
Наиболее таинственны нынешние владельцы дач Его Императорского величества Николая I (набережная реки Крестовки, д. 7 и 11), которые впоследствии стали называть министерскими. Старая дача находится в собственности компании «ЦУН, д.7», она принадлежит ЗПИФу и управляется УК «Дженерал Кэпитал». Новая дача зарегистрирована на «ЦУН, д.11» предпринимательницы Татьяны Молчановой, руководит компанией Дмитрий Птащук. Оба дома арендует физлицо. Судя по информации Росреестра, договор истекает на днях.
С 2010 по 2018 год зданиями владело ООО «Центр управления недвижимостью», существовавшее с 1998 года. Преемственность тут очевидна, речь о другом. Собственники компании начали скрываться за офшорами с 2008 года — сначала за британско-виргинским, потом за кипрским — но до этого фирмой в равных долях владели Марина Сумбаева и Владислав Резник, полный тезка действующего депутата Госдумы от «Единой России», ленинградца и бывшего зампреда совета директоров банка «Россия».
Продолжение следует
Совсем необязательно, что все эти объекты и их новые владельцы рискуют оказаться на пути крестового похода против профсоюзов. Основная доля из них попали в частные руки через государство. Это тоже не 100%-ная гарантия, если в истории владения объектом недвижимости были люди, совершившие преступление и скрывающиеся за границей, но чаще всего это сочетается с коррупционными нарушениями, весомым масштабом объекта и сохранением контроля над ним неблагонадежного, с точки зрения закона, лица.
Более отчетливое профсоюзное прошлое прослеживается у других зданий из того же соглашения ВКП и ФНПР. Если не брать санатории и дома отдыха, которым «Фонтанка» посвятила отдельную публикацию, это, например, физкультурно-оздоровительный комплекс на набережной Большой Невки, 24, и бывший дельфинарий на Константиновском, 19, хотя с 18 сентября с ним запрещены регистрационные действия, возбуждено исполнительное производство.
Среди объектов ГУПа было общежитие на Ленсовета, 29, но с 2017 года оно стало собственностью РФ, которая передала его в управление НИУ ВШЭ. Еще у профсоюзов остались две постройки в Озерках. Раньше там проводили шашлыкиады для студентов, но потом перестали. Здания пришли в негодность, стояли заброшенные и однажды сгорели. Одно из них было памятником. Был большой конфликт между ФНПР, ГУПом, ректором Александром Запесоцким и КГИОП. Сторона профсоюзов считала, что там нечего было сохранять, но комитет не был с этим согласен, требовал восстановления и из юридического поединка вышел победителем. Безотносительно того, кто прав, а кто виноват в этой истории, — похоже, детали вымылись из памяти даже у непосредственных участников, — сейчас на месте построек ничего, кроме обременений, нет.
Можно было усовершенствовать это место, сделать душевые, обустроить все так, чтобы там могли останавливаться студенты, но восстанавливать дореволюционный рабочий барак, не имеющий историко-культурной ценности, нет смысла, сказал 14 октября на встрече с журналистами Запесоцкий, отвечая на вопрос «Фонтанки».
«Хотя, смотрите, я совершенно законным образом получил свидетельство о собственности на те здания, которые сейчас с такой легкостью разрываются государством при наличии всех документов, абсолютно законной процедуры. Это, кстати, опасная вещь, потому что при таком подходе ни один гражданин не может быть уверен, что его курятник, который он строил на последние пенсионные накопления, будет защищён», — рассуждал отстраненный от управления университетом ректор.













