
В Петербурге ищут проектировщика для капитального ремонта еще двух станций метро. Замена эскалаторов не дает сомневаться — их будут закрывать для пассажиров.
Мониторинг цен, который проводит Петербургский метрополитен, — это, как правило, преамбула к полноценному объявлению конкурса. А иначе зачем он нужен? Две такие процедуры подземка начала в апреле, и одну уже успела закончить. В ней речь шла о станции «Гражданский проспект», которую ждет комплексный капитальный ремонт вестибюля и наклонного хода с заменой эскалаторов. В списке работ много всего — от фасадов и кровли до интерьеров и инженерных систем. Но главное, что исключает ремонт параллельно с доступом пассажиров, — замена армоцементных зонтов в наклонном ходе и установка новых эскалаторов вместо «морально устаревших».
Второй мониторинг идет прямо сейчас, он касается станции «Площадь Восстания-2» (выход к Московском вокзалу). Здесь тот же титул, что и с «Гражданским проспектом», разве что меняют эскалаторы 3 на 3, а не 4 на 4. Еще из интересного в списке условий для второго вестибюля «Площади Восстания» — «минимизировать количество рекламных конструкций, отдав преимущество видеопанелям со сменяемым изображением».
Важно подчеркнуть: закрывать их будут не сейчас. В настоящий момент метрополитен еще только приценивается к разработке документации, на которую дают времени аж до июля 2027 года.
Какие станции будут закрывать в Петербурге
«Фонтанка» рассказывала, что в проекте программы по развитию транспорта есть перечень станций, которые ждет ремонт или реконструкция с полным закрытием, со сроками и размером финансирования (хотя и то, и другое уточняется при принятии очередного бюджета). Первая в списке, предсказуемо, уже закрытая «Фрунзенская», у которой снесли вестибюль 1961 года и сейчас готовят свайное основание для нового. Как известно, это будет пятиэтажное над землей здание, где разместится и единый диспетчерский центр метрополитена. Завершить хотят в 2029 году, но пассажиров впустить — в 2027-м.
Дальше снова синяя линия — «Парк Победы», которую точно так же начнут демонтировать в этом году; губернатор Александр Беглов сообщил, что закроется она уже в июне. И снова работы хотят завершить в 2027 году, подробнее об этом читайте на «Фонтанке».
Если верить проекту госпрограммы, в 2026-м новых закрытий не будет. А вот в 2027-м придет черед красной линии: на капремонт уйдут как раз «Площадь Восстания-2» и «Гражданский проспект». Работы оценили соответственно в 1,2 млрд и 1,8 млрд рублей. Причем если второй вестибюль «Площади Восстания» хотят закончить в 2028 году, то «Гражданский проспект» — только в 2029-м.
В 2028 году только выдохнувшую синюю линию снова будет ждать испытание: по госпрограмме, на реконструкцию уйдет заключительная станция из здешней триады, построенной по проекту А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, — «Электросила». Ее, как и «Фрунзенскую» и «Парк Победы» активисты пытались уберечь от сноса за счет включения в список памятников. Но КГИОП не впечатлился: насчет той же «Фрунзенской» вердикт был такой: «Здание представляет собой заурядную типовую постройку, лишенную оригинальных объемно-пространственных и архитектурно-художественных приемов». На «Электросилу» планируют потратить 3,6 млрд рублей, а капремонт в проекте госпрограммы вписан на 2028–3030 годы.
На те же годы резервируют финансирование для двух станций красной линии. Но если «Площадь Ленина-1», капремонт которой оценили в 1,325 млрд рублей, должен, по сути, пройти в 2029–2030-м (а в 2028-м на нее оставляют лишь 25 млн, возможно, на проектирование), то к «Нарвской» сразу подступят более основательно — на 120 млн в 2028-м. Ей прописана реконструкция вестибюля и наклонного хода с заменой эскалаторов 3 на 4, всего — на 4,1 млрд.
В документе указаны еще три станции. Две из них — опять на синей линии: «Московские ворота» ожидает реконструкция, «Петроградскую» — капитальный ремонт. Третья — на красной (на реконструкцию уйдет «Кировский завод»). Но в госпрограмму до 2030 года они попадают краешком: финансирование и сроки не указаны, а в 2030-й на них записывают символические суммы.
Еще раз подчеркнем: цифры и сроки ориентировочные, все меняется в очередном бюджетном цикле. Из того, что бросается в глаза: в проекте госпрограммы не указана станция «Озерки», которую сам метрополитен называл в числе первоочередных и планировал закрывать сразу вслед за запуском «Удельной». Нет и «Технологического института-2», хотя под ее 11-месячный капремонт вовсю готовят документацию уже сейчас. Как нет и «Обухово».
Если углубляться в стратегические документы, то в обосновывающих материалах генплана говорится о 17 станциях под реконструкцию на I очередь (то есть до 2030 года). Кроме названных это «Площадь Ленина-2», «Политехническая», «Балтийская», «Площадь Александра Невского-2», «Площадь Восстания-1». При этом в генплане не учитывается капитальный ремонт.
Зачем их закрывают?
Уход любой станции на капитальный ремонт или длительную реконструкцию — традиционный повод не только для беспокойства людей, которые привыкли ими пользоваться, но и для иронии: слишком велик соблазн увидеть контраст со скоростью открытия новых. Город неоднократно подчеркивал, что это две разные истории.
Основная причина для закрытия — все те же эскалаторы. Из 73 станций подъемники есть на 65. С учетом пересадок и того, что вестибюлей всего 84, эскалаторов в городе работает 308 (24 различных типов). И них 196, то есть более 63%, — используются с истекшим сроком службы. «Все большую актуальность приобретают вопросы своевременной замены изношенной и выработавшей нормативные сроки службы инфраструктуры, а также вопросы повышения устойчивости функционирования метрополитена», — говорится в проекте программы.
В недавнем интервью РБК председатель комтранса Валентин Енокаев рассказывал, что «Чернышевская» стала первой в рамках программы «3 на 4». По ней город меняет три эскалатора на четыре на тех станциях, где один выход. «Это позволяет в часы пик запускать в одном направлении три эскалатора, что существенно помогает рассасывать пробки», — уточнил чиновник.
«Фонтанка» рассказывала, что последовательность не зависит напрямую от возраста станции. В какой-то момент журнал замечаний в ходе эксплуатации ясно говорит: вот эту пора приводить в порядок. «Особенность петербургского метрополитена заключается в том, что большинство станций строились в городе примерно в одно время — порядка 30–40 лет назад, а значит, примерно в одно время истекает срок их качественного технического состояния и надежной эксплуатации, и требуются соответствующие ремонтные работы», — комментировали в метрополитене.
Под каждое закрытие разрабатывается своя схема движения наземного транспорта, где-то она проще (как в случае с синей линией и станциями на Московском проспекте), где-то сложнее — как было с «Ладожской». Насчет последнего случая Валентин Енокаев в том же интервью рассказывал, что за время ее ремонта жители привыкли к 30-му трамваю, который выполнял роль бесплатного шаттла, так что маршрут в итоге оставили в наземной сети.