Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня Бродский всё-таки пришел умирать на Васильевский: как Фонтанный дом отмечает 85-летие поэта

Бродский всё-таки пришел умирать на Васильевский: как Фонтанный дом отмечает 85-летие поэта

17 628
Бродский всё-таки пришел умирать на Васильевский: как Фонтанный дом отмечает 85-летие поэта | Источник: собрание Михаила МильчикаБродский всё-таки пришел умирать на Васильевский: как Фонтанный дом отмечает 85-летие поэта | Источник: собрание Михаила Мильчика
Источник:

собрание Михаила Мильчика

На выставку «Небытие на свету» зритель будто вкатывается на коньках по подтаявшему льду Невы: архитектура проекта отсылает к «ментальной карте» города, сумме воспоминаний и ассоциаций эмигранта. На «берегах» вы найдёте условно воссозданные Петропавловскую крепость, Финляндский вокзал, «Кресты», Дом Мурузи и обычный доходный дом на Петроградке, выполненные из МДФ. Авторы предлагают не хронологически выстроенный рассказ, который неизбежно разделил бы «бытие» Бродского на до и после эмиграции, а будто площадку для съёмок клипа о поэте: вот юный Иосиф с мамой у Большого каскада в Петергофе, а вот он в эмиграции позирует с рыжей кошкой Миссисипи.

Иосифа Бродского почти тридцать лет нет в живых, и он давно стал частью петербургского мифа. Героем, которому уже посвятили множество проектов от выставок-исследований до массовой сувенирной продукции. Что можно добавить к сказанному, показанному, растиражированному? Куратор проекта Павел Котляр соглашается, что отметить 85-летие Бродского по-особенному — это вызов. И Музей Анны Ахматовой, как уже бывало, с готовностью его принял.

«Есть постоянная экспозиция „Натюрморт“, которая включает практически все трёхмерные предметы и артефакты, связанные с Бродским, и её не хочется ни разорять, ни менять, — объясняет Павел. — Поэтому мы работали с архивными материалами: фотографиями, рукописями, рисунками. Было необходимо собрать какую-то другую историю: ведь дело не только в том, какие именно предметы мы показываем — их, возможно, некоторые зрители уже видели, — а в том, какой нарратив мы выстраиваем».

Новая выставка, по словам Павла, — про «небытие» как философскую поэтическую категорию. Музей традиционно не фокусируется на личной жизни Бродского, а исходя из его поэтического мира выстроить строгую, «сухую» биографию не получится. Поэтический мир — «клиповый», зритель как будто видит вместе с Бродским фрагменты его жизни вразнобой и одновременно. В «окнах» условных, но узнаваемых декораций нас ждут проявленные кадры фотоплёнки, из которых каждый может сложить свою «мозаику».

Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: собрание Якова ГординаИсточник: собрание Якова Гордина
+8
Источник: собрание Якова ГординаИсточник: собрание Якова Гордина
Источник: собрание Якова ГординаИсточник: собрание Якова Гордина
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Рисунки Иосифа Бродского | Источник: собрание Михаила МильчикаРисунки Иосифа Бродского | Источник: собрание Михаила Мильчика
Источник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: Предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник: собрание Михаила МильчикаИсточник: собрание Михаила Мильчика

Итак, на выставку зрителя «вносит» Большая Нева (идём мы, правда, против течения, но не суть). По правую руку — Коломна, по левую — Васильевский. Воду, вернее, как поясняет художник и архитектор проекта Анна Ильина, подтаявший лёд обозначает гладкая зеркальная поверхность, сушу — островки, по которым тоже можно ходить. Под ногами похрустывает гравий. В «Коломне» стоит «дом», на «крыше» которого вы найдёте небольшие самиздатовские сборники стихов Бродского и фотографии поэта — такие комплекты он подписывал и дарил друзьям перед отъездом в 1972 году. Свои экземпляры для выставки дали Михаил Мильчик и Яков Гордин. Здесь же читается основной мотив выставки — сближение «здешнего» и «тамошнего», например через две фотографии Бродского с Евгением Рейном. Одна сделана на балконе Дома Мурузи в Ленинграде, другая — через пятнадцать лет в США.

Напротив, на «Васильевском», — увеличенная копия надгробия Иосифа Бродского на венецианском кладбище Сан-Микеле. «На Васильевский остров Бродский умирать не пришёл, и уже, если честно, раздражает эта фраза (цитата из стихотворения „Ни страны, ни погоста…“ — Прим. ред.), — продолжает куратор. — Мы здесь довольно буквально с ней играем. В этом „домике“ сочетаются материалы, связанные с рождением и смертью Бродского. Вы видите свидетельство о рождении и фото мальчика на санках, затем тут же — информацию о поминальной службе и часы поэта».

Часы — традиционный для европейской культуры символ быстротечности времени, как, впрочем, и сочетание мотивов рождения и умирания. В «домике на Васильевском» вы найдёте также этикетку от шампанского, на обороте которой написано, что игристое выпито в честь рождения у поэта дочери в 1993 году. Фото Бродского с близкими можно увидеть, если зайти «в тень», обогнув «надгробие». Снимок сопровождает намеренно не переведённое стихотворение поэта, посвящённое дочери, — в нём он пишет, что уйдёт физически, но останется рядом, превратившись в вещи, которые её окружают. Бродский обращается к дочери на их «общем языке» — английском.

Другие «домики» вдоль Невы — Петропавловская крепость, Финляндский вокзал, доходный дом на Петроградке, «Кресты», Дом Мурузи. В одном из бастионов крепости — хрустальный мишка, принадлежавший Бродскому, он символически указывает на Ленинградский зоопарк. Здесь же — фото юного поэта с мамой у Большого каскада в Петергофе.

В «окнах» «домиков» соседствуют чёрно-белые советские фотографии и цветные — иностранные. Через эти рифмы куратор подчёркивает единство жизни Бродского: вот он на гранитной набережной Невы, а вот — в Мексике, на руинах ацтекского города Теночтитлан, вот он в ссылке в деревне Норинской, а вот — позирует в Венеции почти так же. Разве что Финляндский вокзал однозначно «эмигрантский» — за узнаваемыми частыми опорами, напоминающими решётку, как бы внутри вокзала и одновременно за границей — экран с видео из «тамошней» жизни поэта, из Нью-Йорка.

Источник: предоставлено организаторамиИсточник: предоставлено организаторами
Источник:

предоставлено организаторами

«Финляндский вокзал — это метафора пути не только в пространстве, но и во времени, — объясняет Павел Котляр. — Ведь Бродский думал о том, чтобы „рвануть с Барышниковым на пароме“ в начале 90-х годов в Петербург, к тому же этот вокзал — понятный всем символ пути до ближайшей заграницы».

Вокзал символично соседствует с «Крестами» (как говорится, других вариантов, куда можно уехать, у нас для вас нет). Впрочем, по словам куратора, в контексте выставки — это символ верности Бродского профессии. Вот фото поэта в ссылке с печатной машинкой, а вот он, уже лауреат Нобелевской премии, через двадцать лет смотрит на свой же бронзовый бюст.

В общем, «домики» создают общий контур, объединяют ленинградскую и эмигрантскую части жизни Бродского.

«У нас нет разделения в духе „вот эта витрина — ссылка, а эта — Италия“, — продолжает Павел Котляр. — Мы пытаемся в хорошем смысле смешивать, следуя ахматовской формуле „я помню всё в одно и то же время“».

«Тамошнее» и «здешнее» сшивает и журнал «Новый мир» 1987 года, в котором Бродского впервые «официально» опубликовали в СССР, воспользовавшись как поводом Нобелевской премией. Павел Котляр говорит, указывая на фото поэта с экземпляром «Нового мира»: «Это и есть его „настоящая“ Нобелевская премия. Когда Бродского спросили о возвращении, он ответил: „Моя лучшая часть уже там, и это — мои стихи“. Важно, что он дождался признания в родной стране, ему это было очень нужно».

В одном из соседних «окон» — важный эксклюзив, афиша вечера-размышления, посвящённого Бродскому, который прошёл в апреле 1989 года в ДК им. Горького. С одной стороны, на афише есть традиционная советская символика, с другой — то было мероприятие из цикла «Боль отечества», то есть рефлексия о том, кого и почему «отсюда» изгнали.

Источник: предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном домеИсточник: предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Источник:

предоставлено Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме

На другом берегу «Невы», примерно напротив «Крестов», — символический Дом Мурузи со встроенным рабочим столом Бродского из Музея истории Петербурга, книжными полками и даже книгами, которые стоят в том же порядке, как их ставил поэт (эти детали скрупулёзно восстановили по фото). Когда не стало родителей Бродского, комнату в коммуналке нужно было передавать другим жильцам, и родственники и друзья поэта смогли вынести из «полутора комнат» относительно небольшие предметы. Не буфет и диван, а письменный стол, библиотеку, архив, фотографии. Мебель передали в Музей истории города, а архив бумаг и фотографий — в Музей Анны Ахматовой. По случаю 85-летия Бродского эти вещи удалось воссоединить.

На этом «берегу» вас ждут ещё несколько эксклюзивов, которые, по словам куратора, никогда не показывали публике. За «Домом Мурузи» — дореволюционная доска с греческой церкви Святого Дмитрия Солунского, которая была на месте БКЗ «Октябрьский». Когда в 1962 году разрушали церковь, Иосиф Бродский гулял по руинам, как и Владимир Хршановский, в собрании которого доска находится сейчас.

Есть на экспозиции и пластинка, на конверте которой сохранился стих и рисунок Бродского из коллекции Михаила Мильчика, и натюрморт с рыбами, который Бродский написал в ссылке маслом на холсте. Выглядит работа крайне кустарно, материалы — очевидно подручные. Натюрморт для выставки предоставила искусствовед Эра Коробова, которая была супругой друга и биографа Бродского Анатолия Наймана, и, судя по надписи на обороте («Вам и вашей жене» на английском), — компактный натюрморт поэт некогда подарил семье.

Источник: собрание Михаила МильчикаИсточник: собрание Михаила Мильчика
Источник:

собрание Михаила Мильчика

Следующий важный акцент — пальто Бродского в стиле кэжуал из собрания Музея истории города, куда его передал Михаил Мильчик. Павел Котляр подчёркивает, что пальто — не американское, а ленинградское, и поэт был вполне себе модником. В витрине рядом вы найдёте и небольшой флакон парфюма, фото Бродского в ковбойской шляпе и другие образы, которые не дадут поэту забронзоветь.

Источник: Анастасия Семенович / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Семенович / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Семенович / «Фонтанка.ру»

Выставка рассчитана на любопытного зрителя — здесь нужно обходить «домики» кругом, заглядывать в «окна» и на «крыши». Художник и архитектор Анна Ильина впервые работает и с Фонтанным домом, и с темой Бродского. Идея с «картой», по её словам, пришла сразу.

«Бродский всегда мечтал вернуться домой, но так и не смог осуществить мечту, — комментирует она „Фонтанке“. — В своих стихах он мысленно возвращается в Ленинград, даже признавая, что этого города уже не существует, ведь он по-другому называется, там живут другие люди, появились новые дома и целые районы. В урбанистике есть такое понятие — „ментальная карта“, и мне захотелось представить, какие места Бродский мысленно „навещал“. Работая с этой темой, я поставила в качестве фона одно из последних интервью поэта в Венеции, где его спрашивают: если бы вы сейчас приехали в Петербург, куда бы вы отправились в первую очередь?»

Бродский предположил, что точно прибыл бы не на Московский вокзал, значит Невский проспект увидел бы не в первую очередь. Возможно, ехал бы из Пулково — но и от этой мысли он уходит, в итоге останавливаясь на паромной переправе из Швеции. Таким образом, в город Бродский прибыл бы через Гавань. «К тому моменту у меня был уже почти готов эскиз, и я, глядя на условную карту, понимаю, что так и получается — зритель будет заходить на выставку с той же стороны, с которой мечтал прибыть Бродский», — говорит Анна.

Выставка неяркая по цветам, здесь лишь деликатно древесный МДФ, зеркально-серебристый «лёд» условной Невы да белые стены. Убедительным это всё делает подсветка «окон», работа с пространством, ненавязчивая аудиодорожка со звуками города и, конечно, осязание. Не в каждом музее можно ходить по гравию, это всё же «уличное» ощущение, а здесь оно контрастно замедляет эффект «скольжения» по реке. Ну а тот факт, что центр Петербурга всё-таки не критически изменился со времён Бродского (возможно, пока что), позволяет гостям «гулять по городу» будто вместе с поэтом, не думая об ограничениях пространства и времени.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE22
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
41
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5