Крупнейшие операторы кикшеринга в России — МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go — с начала текущего сезона выписали 26 640 штрафов за нарушения правил пользования электросамокатами и заблокировали около 190 000 аккаунтов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество штрафов увеличилось в четыре раза. Такие данные приводятся в совместном заявлении компаний 24 апреля.

Основной причиной роста числа штрафов стал повышенный спрос на шеринговые самокаты, а также улучшение механизмов выявления нарушений. Кроме того, сервисы усилили взаимодействие с городскими властями в вопросах контроля за поездками.
Основные причины блокировок и штрафов в кикшеринге
Большая часть блокировок (около трети от общего числа) связана с передачей управления электросамокатами детям и подросткам. Нарушения выявляются как через обращения пользователей с фото- и видеодоказательствами, так и с помощью технических решений: данных сотовых операторов, банковских сервисов и интеграции с Mos ID.
Усиление контроля и новые инструменты
Для борьбы с нарушениями кикшеринговые компании внедрили ряд мер:
— Чат-боты для жалоб — летом 2024 года был запущен общий чат-бот, куда можно сообщить о нарушениях.
— Ускоренная обработка обращений — службы поддержки Whoosh и МТС Юрент в пиковые периоды обрабатывают до 2 000 запросов в сутки.
— Увеличение числа скаутов — количество сотрудников, патрулирующих улицы и фиксирующих нарушения, выросло на 40%.
Какие нарушения в кикшеринге фиксируются чаще всего?
— Неправильная парковка (70% штрафов);
— Несоблюдение ПДД на пешеходных переходах (15%);
— Езда вдвоем на одном самокате (10%);
— Движение в запрещенных зонах, вандализм, передача управления несовершеннолетним.
Нарушения фиксируются городскими камерами, патрульными службами и обычными гражданами, которые отправляют фото- и видеодоказательства в поддержку сервисов. Каждая поездка отслеживается, поэтому при подтверждении нарушения штраф выписывается либо на пользователя, либо (в случае несовершеннолетнего) на его родителей.
Количество инцидентов со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) в России в 2024 году подскочило на 42,8%, до 4,42 тысячи случаев. И выросла доля ДТП с участием арендованного транспорта — с 51,8% до 65,5%. Пока в столице в очередной раз активно обсуждают, какие изменения нужно внести в законодательство, чтобы аварий с электросамокатами стало меньше, в Петербурге задумались о более жестких мерах. Подробности читайте в материале «Фонтанки».
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.