Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Гениальная схема или мошенничество? Петербуржец нашел способ заработать на автолюбителях

Гениальная схема или мошенничество? Петербуржец нашел способ заработать на автолюбителях

28 211
Источник:

За последние сутки в Петербурге, по официальной статистике ГИБДД, произошло более 300 ДТП. В большинстве ситуаций водители, чтобы сэкономить время и нервы, договариваются на месте и полюбовно расходятся. Оказывается, виновнику это может аукнуться судебными исками на десятки тысяч рублей — через годы, когда он уже забыл об инциденте. Таким образом, на автомобилистах активно зарабатывает 39-летний предприниматель из Петербурга. Суды и правоохранительные органы не видят в этом ничего противозаконного.

Суть схемы

В 2019 году петербуржец Александр (имя изменено) в пробке стал виновником небольшого ДТП. За рулем кроссовера класса люкс, который повредил автомобиль Александра, сидел состоятельный пожилой мужчина. Они разговорились, нашли много общих знакомых и по-доброму разошлись.

Ровно через три года, в последний день срока исковой давности, в районный суд поступил иск о возмещении ущерба от ДТП в отношении Александра. Истец просит провести разбирательство в упрощенном порядке и без вызова сторон. Судья, как будто заподозрив что-то неладное, не прислушалась к этой просьбе. Иначе ответчик мог бы узнать о том, что кому-то что-то должен, уже от судебных приставов.

Взявшись за дело вместе с юристом, мужчина выяснил, как разворачивались события после того самого ДТП. Спустя два дня после инцидента пострадавший по договору цессии уступил права требования страхового возмещения к страховщику «Ренессанс Страхование» зарегистрированной в Ленобласти компании «Центр ремонтных услуг». Она договорилась со страховой, что в рамках урегулирования страхового случая та вместо восстановительного ремонта выплатит ей деньги. Сумму возмещения рассчитали на основании экспертизы, которую провел Федеральный экспертный центр «ЛАТ», с учетом износа деталей. Между выплатой страховщика и оценкой стоимости ремонта, которую сделали эксперты, образовалась разница примерно в 50 тысяч рублей. Это как бы дополнительные расходы, которые компания по закону может взыскать с виновника аварии. Только в суд пошла не она, а индивидуальный предприниматель Юрий Осипов, который получил права требования к Александру также по договору цессии, заплатив по нему всего 200 рублей. И такие правовые манипуляции, похоже, поставлены на поток.

Масштабы

По информации с сайтов судов Петербурга, с начала 2021 года Осипов подал в мировые суды более 600 заявлений, в районные — более 200. Причем по районам иски распределены неравномерно: например, наибольшее их количество во Фрунзенском районе, наименьшее — в Курортном. Преимущественно в них упоминаются одни и те же действующие лица: ИП Осипов, ООО «Центр ремонтных услуг», ООО «ФЭЦ «ЛАТ»», АО «Группа Ренессанс Страхование». Меняется только ответчик. Сумма исков тоже разная, в среднем получается вилка 50–80 тысяч рублей с человека. В идеале при таких условиях за три неполных года Осипов мог бы заработать 96 млн рублей.

Проанализировав судебную практику, Александр говорит, что суды несравнимо чаще встают на сторону Осипова. Поскольку часть разбирательств происходит в отсутствие ответчиков, некоторые из них узнают о долге по старому ДТП, когда приставы арестовывают им счета. Судятся далеко не все, а проиграв — не все идут в апелляцию. Для сравнения: на рассмотрение Городского суда Петербурга за тот же период поступило всего 22 дела. В большинстве случаев и здесь автомобилисты проигрывают. До кассации, соответственно, доходит еще меньше людей, а услуги профессионального адвоката могут стоить до 20 тысяч рублей за посещение одного заседания, что чаще всего не намного меньше общей суммы требований.

Законно ли это?

Александр убежден, что его оппонент использует правосудие не по назначению, а ради выгоды. Он попытался обратить на его деятельность внимание органов власти, но везде только развели руками (ответы ведомств есть в распоряжении «Фонтанки»).

В полиции мужчине сообщили, что провели проверку и не нашли состава преступления, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. В Службе по защите прав потребителей Банка России не усмотрели нарушений страхового законодательства, а остальные указанные в обращении петербуржца компании и индивидуальные предприниматели регулятору неподнадзорны.

Федеральная налоговая служба перенаправила обращение мужчины в межрайонную инспекцию, в которой ИП Осипов стоит на учете. Сведения пообещали использовать при проведении дополнительных контрольных мероприятий, но предупредили, что их сроки не ограничены, а результаты — налоговая тайна.

К сожалению или к счастью, законность вышеописанной схемы подтверждается и множеством судебных решений. Работа тандема из ремонтников, оценщиков и юристов отчасти напоминает деятельность патентных троллей, которые зарабатывают массовыми взысканиями с малого и микробизнеса возмещений за использование чужих товарных знаков.

Что говорит суд

«Фонтанка» проанализировала отказы автомобилистам в апелляционной инстанции. В основе всех решений лежат положения Гражданского кодекса о том, что вред, причиненный (в данном случае) имуществу, подлежит возмещению в полном объеме тем, кто его причинил, а лицо, понесшее убытки, может требовать их полного возмещения. А дальше идут ответвления.

Во-первых, некоторые автомобилисты пытаются привлечь в качестве третьей стороны или соответчика своего страховщика и убедить суд, что деньги надо просить с него. В одном случае это сработало, но, скорее всего, такое решение легко оспорить в кассации. Так или иначе, в основном суды все же отказывают в привлечении страховщиков. Причем это касается как страховой компании виновника, так и потерпевшего.

Во-вторых, часто водители даже не пытаются оспорить и уменьшить сумму стоимости ремонта, определенную оценкой, и сумму взыскания. В глазах суда это выглядит странно.

«Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что даже при согласии истца с размером страховой выплаты по ОСАГО ответчик не лишен права оспаривания размера названной выплаты и предоставления доказательств о том размере страховой выплаты, которая, на его взгляд, должна была быть осуществлена <...>, а также том размере ущерба, который может быть взыскан с причинителя вреда <...>», — намекает суд, например, здесь.

А в другом решении говорится открытым текстом: «Ответчик не был лишен права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы с целью опровержения предъявленного размера ущерба и представить соответствующие доказательства, чего им сделано не было. Применяемым в данном случае последствием бездействия ответчика по реализации процессуальных прав является принятие судом решения по имеющимся в деле доказательствам».

В-третьих, вопреки ожиданиям водителей, о переходе прав требования по договору цессии их никто не должен уведомлять, а оплата по этому договору может быть произведена не только деньгами.

Если говорить об обескураживающих выводах, рассматривая одну из жалоб, судебная коллегия заявила, что, даже если сам потерпевший в ДТП подтвердил, что выплаченной страховщиком суммы ему полностью хватило для ремонта, это ничего не меняет. С его стороны, это прощение долга, но, уступив право на получение денег, потерпевший право простить долг потерял.

Также ответчик настаивал, что Осипов не предоставил доказательств, что страховщик и эксперты вообще осматривали поврежденный автомобиль. Но для определения стоимости восстановительного ремонта на самом деле достаточно фотографий.

«Доводы апелляционной жалобы о том, что акт об осмотре является подложным, так как подпись потерпевшего в нем является поддельной, отклоняются, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для существа рассматриваемого спора, транспортное средство могло быть осмотрено и в отсутствие потерпевшего, а надлежащими доказательствами ответчик размер ущерба не оспорил», — был непреклонен суд.

Можно ли победить?

Практика показывает, что можно. Несмотря на то что с виду ситуация для ответчиков беспросветная, позитивные примеры есть. Ими автомобилисты активно делятся на профильных форумах. Там они помогают друг другу бороться с нападками лиц, действующих по схожей схеме. Юридически подкованные энтузиасты делают разбор полетов и дают советы, как правильно поступить. Сообщения о выигрышах и благодарности нередки.

1 из 5

В одной из последних выигранных кассаций суд рассматривает решение нижестоящей инстанции, которая исходила из того, что Осипов не представил доказательства, подтверждающие, что его затраты на восстановительный ремонт превысили выплаченное страховой возмещение, и встал на сторону ответчика.

Третий кассационный суд сослался на пункт 35 постановления пленума Верховного суда от 26 декабря 2017 года, в котором говорится: лицо, причинившее вред и застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим ущербом, только если выплаты от страховщика не хватило для полного возмещения вреда. Доказать то, что его не хватило, в этом конкретном случае должен был Осипов, но он этого не сделал. Поэтому ему было отказано правомерно, решил вышестоящий суд.

Столкнувшись с такой ситуацией, читатель «Фонтанки» Александр вынес для себя горький урок. «Я сейчас просто остановился на светофоре, в меня въехала девушка сзади. Мы с ней мирно разошлись. Я с нее даже денег не взял, но взял расписку, что никаких претензий нет, потому что уже один раз обжегся, и это может повториться», — добавляет он.

Что их связывает

Юрий Осипов родился в Ленинграде. Помимо ИП у него есть ООО «Автоград». Фирма зарегистрирована в феврале 2020 года. В среднесписочной численности ее сотрудников учтен только один человек. Нетрудно догадаться кто. Если доходы индивидуальных предпринимателей в открытых источниках не публикуются, то компания Осипова за 2022 год получила 115 млн рублей выручки и заработала 9,7 млн рублей чистой прибыли.

При этом, как следует из списка внутренних почтовых отправлений предпринимателя, он пользуется электронным адресом, заканчивающимся на @lat.ru. Это доменное имя того самого Федерального экспертного центра «ЛАТ», на основе экспертиз которого строятся дела.

«Центр ремонтных услуг» возглавляет Александр Фесенко. Он же с 2019 года руководит Всероссийским союзом аварийных комиссаров, у которого приостановлены операции по счетам. Среди учредителей союза — дочерние компании центра «ЛАТ» из регионов Северо-Запада.

На вопрос «Фонтанки», что бы он ответил тем, кто считает его злодеем, Юрий Осипов посоветовал автомобилистам не нарушать правила дорожного движения, а также страховать дополнительно свою автогражданскую ответственность.

«Есть добровольная гражданская ответственность, полиса страхования [ДСАГО], — различными страховыми компаниями они предлагаются, — по которым вы получаете [выплаты] без учета износа, также есть расширения до миллиона, до двух. Вы сами должны понимать, посмотрите, сколько сейчас автомобили на рынке стоят, поэтому и ущерб будет расти. Даже [лимитов] не хватать будет, которые установлены законодательством», — отметил он.

Также порекомендовал фиксировать все повреждения на месте аварии, чтобы потом можно было свериться, все ли повреждения учтены, чтобы в список не попало ничего лишнего. Гарантировать, что потерпевший, который обращается к нему, не выдает старые повреждения за полученные в ДТП, предприниматель не может.

«Я могу сказать, что не по всем договорам цессии были поданы иски. По ряду договоров и они не подавались», — отметил Осипов. Навскидку он вспомнил, что всего было заключено около 2200 договоров, а исков подано примерно 700.

То, что в них потерпевшие — клиенты крупной страховой компании, предприниматель назвал совпадением. «Центр ремонтных услуг» и «ЛАТ», по его словам, фигурируют не в каждом деле. Первая организация тоже заключала договоры цессии, рассказывает Осипов, но гендиректор фирмы попросил его урегулировать вопросы с реализацией прав требований к виновникам ДТП и перепродал их.

«ЛАТ» он охарактеризовал как крупную организацию, которая занимается не только оценкой, но также предоставляет услуги аварийных комиссаров, эвакуаторщиков, помощь на дорогах: «Я с ними сотрудничал и сотрудничаю по некоторым другим вопросам. Для удобства нашего общения с ними они мне предоставили электронную почту у себя на домене. Это же не возбраняется?»

Как можно обезопасить себя от злоумышленников при ДТП. Зафиксируйте все повреждения автомобилей на фото или видео и храните эти материалы как минимум в течение трех лет. Столько составляет срок исковой давности. Возьмите со второго участника аварии письменную расписку, что он не имеет к вам никаких претензий. Если дошло до суда, нужно добиваться, чтобы дело рассматривалось в вашем присутствии, проведения независимой экспертизы и, если это возможно, допроса потерпевшего, чтобы он подтвердил, что претензий к вам нет и ему хватило денег на ремонт. Также можно запросить акт выполненных работ, который содержит их фактическую стоимость. Она может оказаться даже меньше выплаты страховщика, а значит, выплата покрыла все связанные с ремонтом расходы.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях