Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Нелегал»: фильм о другой России

«Нелегал»: фильм о другой России

16 635
Источник:

На экранах — новая картина якутского режиссера Дмитрия Давыдова, снявшего победивший на «Кинотавре» фильм «Пугало». «Нелегал» — редкая лента о мигрантах, посмотреть которую очень полезно жителям Москвы и Петербурга.

В ограниченный прокат вышел «Нелегал» Дмитрия Давыдова, одного из первых якутских режиссёров, признанных на федеральном уровне и вышедших за региональные границы. Есть в этом некоторая ирония — мрачная. Фильм о нелегальном мигранте и, как неизбежное следствие, о расизме снял единственный режиссёр Якутии, сам не являющийся якутом. Трудно не заподозрить, что Давыдова в киносообществе приняли за своего (в отличие от прочих якутских авторов — от Костаса Марсана до Степана Бурнашева), взяли в конкурс «Кинотавра», наградили за его прошлую работу «Пугало» потому, что сам он чисто физиономически не отличается от своих коллег из Москвы и Петербурга.

Давыдов в «Нелегале» берётся за тему болезненную и неудобную, связанную с мигрантами. Очевидно, что они важнейшее явление и понятие постсоветской России. Но в кино отразить это почти никто не мог. Собственно, тема практически исчерпывается одной «Айкой» Сергея Дворцевого, душераздирающей одиссеей мигрантки, показанной в Каннах и претендовавшей на «Оскар» (от Казахстана, что характерно). Остальное — робкие попытки поднять тему и превратить факты в образы с использованием французских актёров в ролях узбекских мигрантов. Ну или та же «Наша Раша», весёлые расистские анекдоты про бесправных рабов. «Нелегал» на этом убогом фоне, конечно, выглядит впечатляюще.

Источник:

Сам Давыдов признавался, что это был вообще едва ли не первый его сценарий. Но работу над фильмом пришлось много раз откладывать. Не только потому, что не находилось средств, но и потому, что сама тема мигрантов казалась неуместной: в Якутии, республике очень монолитной в культурном и языковом плане, ещё в 2019 году были протесты против мигрантов. Тогда жители Якутска вышли на митинги после того, как появились новости об изнасиловании якутки мигрантом из Киргизии. Дело дошло до открытых столкновений и даже кровопролития.

«Нелегал» берёт прямолинейностью и простотой. Давыдов не ищет красивых образов и метафор для разговора о мигрантах: подросток из Киргизии не страдает, не блуждает и не выступает универсальным персонажем. Просто приезжает в холодный и злой Якутск, где никому не нужен, на заработки. Просто терпит побои и издевательства. Просто живёт с этим как изгой.

Источник:

Есть, правда, в этой простой, почти документальной вещи и тонкости. Как родившийся в бывшем СССР, мальчишка кое-как знает русский язык. Но этот навык ничего не даёт ему: все равно вокруг все говорят по-якутски. И именно язык, его незнание, делает его изгоем.

Московско-питерскому зрителю конфликт якутского фильма покажется надуманным — чего вдруг они ругаются, те и другие «одинаковые» ведь! Те и те — не как «мы», прекрасные голубоглазые блондины, титульная нация. Но именно в этом ценность «Нелегала». Как любое якутское кино, он на самом деле говорит об одном: то, что вы привыкли считать Россией, на самом деле ею не является. Столичная публика близко не представляет себе страну, о которой строит суждения, в которой живёт и судьбу которой во многом определяет, исходя из этих фантазий о «глубинном народе».

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях