Крылатые качели. Почему взлетели в цене прокладки и тампоны

100255
Фото: скрин youtube.com Первый канал
ПоделитьсяПоделиться

Ценники на женские прокладки и тампоны стали четырехзначными. Избалованные комфортом женщины кинулись искать замену привычному. Индустрия предлагает тряпочки и силикон.

Не успели российские женщины отгулять 8 Марта, кое-как смирившись, что бусы от Cartier и ботфорты Balenciaga им больше не светят, как дефицит подобрался совсем близко к телу. Вслед за импортными кружевными трусами и парфюмерией россиянки прощаются с доступными прокладками и тампонами.

«Тампаксы» и «Always» с крылышками, ворвавшиеся в постсоветский быт в девяностые, как оказалось, все это время добирались до полочки в вашей ванной через границы. Как и всякие прочие «Libress» и «O.B.». Теперь некоторые наименования подскакивают в цене и вовсе исчезают с полок. Поставщики винят покупательский ажиотаж, но признают: как раньше уже не будет.

Еще неделю назад пачку гигиенических прокладок можно было невзначай бросить в магазинную тележку, перед этим еще выбрав ту, что по акции, рублей за 60–70. Средняя цена на самые ходовые марки не превышала 100 рублей за упаковку в 9–12 штук. Теперь «люди, у которых случаются менструации», натыкаются на полупустые полки в супермаркетах, а в интернете видят такие ценники, что ПМС уступает место банальной панике.

Все началось, когда компания Procter & Gamble заявила 9 марта, что приостановит инвестиции в бизнес и сократит ассортимент продукции в России. А потом еще и разослала ретейлерам предупреждение о росте отпускных цен с 15 марта — в связи с нестабильным курсом рубля и логистическими проблемами. Согласно новой номенклатуре цены на подгузники (бренд «Pampers») вырастут на 47%, на прокладки и тампоны («Always» и «Tampax») — на 33%. И это — не предел. На порошки «Миф Автомат», согласно рассылке компании (копия имеется в распоряжении редакции), ценник поднимается вообще на 99%.

Тампон «О.В.» говорит по-французски

До марта 2022 года никто особенно не задумывался, что блага цивилизации, которые делают «критические дни» чуть менее критическими, все эти годы приезжали к нам из-за границы. Средства гигиены под маркой «Libress» — из Словакии, «Kotex» — из Чехии, «Always» «Tampax» и «Naturella» — из Венгрии, тампоны «O.B.» — вообще из Франции.

Начитавшись новостей, петербурженки бросились в магазины. Но было поздно. «В Fix Price прокладок нет», «В «Планете здоровья» уже проредили» — телеграфировали читательницы. «Tampax» и «O.B.» с аппликатором стали редкой удачей для настоящей охотницы.

В «Ленте» на полках со средствами женской гигиены заметные проплешины. Самые дешевые и популярные наименования разметают в первую очередь. Прокладки «Bella», произведенные в России, закончились практически во всех магазинах. В наличии — в Сосновом Бору, Шушарах, Выборге, Колпино и Всеволожске. Если верить сайту, их еще можно застать в гипермаркете на Обводном канале. Для тех, кто отвык голосовать ногами, в приложении «Лента-Онлайн» прокладок всего пять видов. «Bella» — за 50,99 и «Always» за 130,49 рубля. И еще три вида корейских, от 371,99 до 521,49 рубля за упаковку от 16 до 20 штук. Тампоны — 8 видов. «Tampax» по 307,99, четыре вида «O.B.» от 218,49 до 223,99 рубля за пачку, Kotex за 265,49 рубля.

В «Дикси», согласно сайту, можно раздобыть «Тampax compak super» за 249,90, но никаких других тампонов в наличии нет. Прокладки — опять-таки пять видов. Зато можно взять «Always ultra platinum super plus» по акции — две пачки по 64,99 рубля каждая. В разделе доставка есть еще и тампоны «O.B.» за невероятные 283,15 рубля (до середины марта они стоили в среднем 150–200 рублей).

В «Улыбке радуги» тампоны «Tampax Pearl Compak Super Duo» выставлены за 307 рублей, но это по акции, основная цена — 362 рубля. До мартовского ажиотажа без скидок они стоили в среднем 250–260 рублей, но можно было найти предложения по 170 рублей за пачку. Заказать нельзя, доступны только в магазине (на утро 16 марта были в наличии только в магазине на Петергофском шоссе с пометкой «скоро закончится»). «Bella» в ассортименте — за 78–88 рублей, «Libresse» — по 147–206 рублей. Все — только офлайн. И да, если начать смотреть наличие в физических магазинах, то статус «скоро закончится» проставлен практически у всех наименований.

Сама виновата

«Производители и поставщики объясняют рост цен подорожанием импортного сырья для изготовления гигиенических средств, ростом курса валют, трудностями с выстраиванием логистики, — объяснили «Фонтанке» в пресс-службе «Ленты». — Эти факторы сказались на росте закупочных цен. Временная нехватка товара на полке стала следствием повышенного спроса. Мы не исключаем, что на рынке могут появиться новые торговые марки гигиенических средств из Китая и Японии».

В торговом доме «Реалъ» также отмечают, что к дефициту на магазинных полках привело сочетание двух факторов: рост цен и повышенный спрос. «За последнюю неделю у нас в два раза вырос объем продаж в категории нон-фуд, — говорят в компании. — Покупатели сметают средства для гигиены, стирки и уборки. Основная причина — это ажиотаж покупателей. Происходящее напоминает ситуацию 2020 года, в начале пандемии, когда люди скупали все подряд впрок, а потом пару месяцев наблюдался провал в продажах. К тому же в сфере гигиены и бытовой химии в стране только два лидера: P&G и «Хенкель». Большая часть производств находится в России, и их продукция все равно появится в магазинах снова. Но уже по другим ценам».

Но обвинять в дефиците только потребительский ажиотаж неправильно — все началось с громких заявлений зарубежных компаний-производителей.

«Цены на товары для женской гигиены, как и на любые другие товары, очень резко выросли на фоне обострения международной обстановки. Свою роль сыграли и рост курса доллара и евро, и общее подорожание топлива, перевозок и сырья. Только по этим причинам на данный момент поставщики товаров женской гигиены подняли цены на 40–70%, — говорит генеральный директор сети «Улыбка радуги» Алексей Баулин. — Также ряд производителей сократил свои маркетинговые бюджеты в России до нуля. Это лишило нас возможности предлагать покупателям акционные скидки 40–60%, к которым все так привыкли. В итоге для нас и наших покупателей это вылилось в серьезное подорожание».

Прокладки с подогревом

Громче всех выступили многочисленные продавцы на «Ozon». Там цена на некоторые товары может меняться в зависимости от времени суток, так что продавцы сориентировались мгновенно. И ошарашенные женщины увидели рядом с привычными средствами гигиены четырехзначные ценники. Кажется, в последний раз такое было еще до деноминации в 1997 году. Вероятно, чтобы потрафить желающим затариться впрок, прокладки начали продавать небольшими партиями. Но на круг все равно выходит дороже, чем всего неделю назад.

Двадцать четыре пачки «Libresse Ultra+ Normal Алоэ Вера» (10 шт.) предлагают за 4 992 рубля. Это 208 рублей за пачку, или 20,8 за штучку. Для практически оптовой закупки выгода неочевидна.

Прокладки Always — 6 упаковок за 2 780 рублей. Это распродажа, рядом — перечеркнутая цена в 5899 рублей. Даже с учетом аттракциона неслыханной щедрости — 463,3 рублей за пачку, или 51,48 за штуку.

Просто и без затей одну пачку «Always Ultra Нормал» с двадцатью прокладками внутри можно купить за 287 рублей. Совсем недавно по такой цене шли разве что корейские прокладки — их брали изредка ради нарядной упаковки и из баловства.

Но и это не предел. Упаковку с 22 прокладками «Always Ultra Platinum Night Plus» предлагают за 922 рубля. Видимо, секрет в том, что произведены они в Германии. Венгерские «Naturella», упаковка из 18 прокладок, оценена в 699 рублей за пачку. Это по скидке, базовая цена — 909 рублей. За те же деньги можно взять пачечку из 12 штук экзотических, то есть биоразлагаемых финских прокладок Vuokkoset ЭКО. Дальше — Южная Корея (Secret day, 14 шт. в пачке за 722 рубля) и Япония (Elle AIR, 30 шт. в пачке за 1399 рублей), и это просто космос, по крайней мере по цене.

Азиатские бренды по баснословной цене предлагают крылатые изделия со спецэффектами: экстрактом полыни и подогревом. Упаковка с пятью такими прокладками обойдется в 1038 рублей.

С тампонами еще страшнее

Чешские тампоны «Kotex Super» продаются по 1800 рублей за две пачки. Французские «O.B. ProComfort» — одна пачка с 16 штучками внутри — по 975 рублей. У другого продавца они же со скидкой — 630 рублей. Наконец, попадаются тампоны «Tampax Compak Super» с аппликатором, 16 шт. за смешные по нынешним временам 325 рублей за упаковку. Берем! Но — нет: «Товар не доставляется в ваш регион». А другой такой же только что кончился. В корзину можно положить «Tampax Compak Regular» за 754 рубля по акции (базовая цена 980 рублей).

В пресс-службе «Озона» разнузданность цен не отрицают. И утверждают, что уже приняли меры. «Мы регулируем стоимость социально значимых товаров, к которым также относим и средства личной гигиены, — рассказали «Фонтанке» в компании. — Действительно, в день объявления роста цен от производителя некоторые продавцы слишком сильно повысили цены на гигиенические средства. Такие товары мы скрываем с витрины и просим продавца скорректировать стоимость. За последние два дня мы скрыли более 200 карточек с завышенными ценами». Вернуться обратно на витрину продавец сможет только после корректировки цен.

Что там по импортозамещению

Возникает вопрос: а что из женского и гигиенического производится, собственно, в России? Не так уж много. И отзывы на эту продукцию в Интернете весьма неоднозначные.

В Ленинградской области, в городе Новая Ладога, компания «МедПол» производит прокладки «Выгода». В рознице они идут от 39 рублей за пачку.

Прокладки «Милана» с 1999 года выпускает в Екатеринбурге ЗАО «Фирма "Гигиена"». Продукция позиционируется как российская альтернатива дорогостоящим зарубежным аналогам, но по состоянию на март 2022 года ценник на «Милану» на интернет-площадках начинается от 185 рублей.

Марки гигиенических средств Bliss и Bibi выпускает и распространяет в России и странах ближнего зарубежья челябинская компании «Альтера Дистрибьюшн». Прокладки изготавливаются из нетканого материала «airlaid» и гранулированного абсорбента на — нюанс — итальянском оборудовании. Плюс — имеется предыстория. «Аirlaid», как и прокладки марок Bliss и Bibi, в Челябинске изначально производила компания «Си Айрлайд». Это был важный местный пример импортозамещения, раньше такой нетканый материал приходилось завозить из Европы и США. Но в октябре 2019 года компания была признана банкротом и выставлена на продажу из-за требований кредиторов.

Еще одну российскую марку, «Натали», с 1994 года в городе Кондрово Калужской области выпускала «Гигиена-Сервис». Но три года назад производство было закрыто — после очередной проверки продукция попала в черный список Росконтроля как не отвечающая требованиям безопасности.

«Российских производителей средств гигиены в настоящее время крайне мало по отношению к объему рынка в целом. Позиции, произведенные внутри страны, также изготавливаются в основном из зарубежного сырья. Это касается как продукции транснациональных компаний, относящейся к высокому ценовому сегменту, так и к брендам более доступных ценовых групп», — говорит генеральный директор сети «Улыбка радуги» Алексей Баулин.

А можно без этого?

Если даже прокладки и тампоны исчезнут вовсе, варианты есть. В конце концов, до 1970-х годов наши мамы и бабушки вообще не знали, что такое прокладки, и как-то справлялись.

Современная альтернатива самодельным тряпочкам — многоразовые тканевые прокладки с крылышками, застегивающимися на кнопку. Производители изначально позиционировали их как экологичную замену одноразовым изделиям. До ажиотажа они стоили в среднем по 300 рублей за штуку, теперь ценник вырос в 1,5–2 раза. Есть минусы. Таких прокладок потребуется много. Менять их надо раз в 3–4 часа, то есть около 4 штук в день, плюс одна на ночь и еще 1–2 на всякий пожарный. Таких наборов придется завести минимум два, чтобы не стирать каждый день. Не все многоразовые тканевые прокладки выдерживают кипячение или горячий утюг — а значит, могут стать рассадниками бактерий.

Заменить тампоны можно менструальной чашей. Это специальная силиконовая капа. Штука вроде бы не слишком высокотехнологичная, но ценник на нее тоже подрос пропорционально ажиотажу вокруг одноразовых аналогов и вертится вокруг тысячи рублей за штуку. Плюс — достаточно одной чаши. Минус — возможно, придется купить несколько, прежде чем угадаете подходящий размер и конфигурацию. Установка капы в рабочее положение — приключение, как говорится, на любителя.

Зато к полкам с прокладками и тампонами можно будет даже не подходить, чтобы случайно не узнать, какие эволюции там случатся в ближайшем будущем.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Фото: скрин youtube.com Первый канал

ЛАЙК3
СМЕХ6
УДИВЛЕНИЕ2
ГНЕВ2
ПЕЧАЛЬ8

Комментарии 111

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close