13

«Перевал Дятлова»: Стивену Кингу не снилось

Как создатели сериала превратили историю группы Дятлова в потенциальный хит «Нетфликса».

Фото: кадр из сериала «Перевал Дятлова» (2020)

На канале ТНТ и одновременно на платформе PREMIER вышел «Перевал Дятлова», потенциальный хит сезона и характерный пример того, как избитый сюжет можно превратить в зрелищное шоу. Обозреватель «Фонтанки» оценил первые серии.

С сюжетом о группе Дятлова телеканал ТНТ не то что опоздал, но в 2020 году нужна какая-то очень веская причина, чтобы к нему опять обратиться. Из истории о пропавших туристах уже создали локальный уральский миф, Анна Матвеева написала художественную повесть. Документальным исследованиям — русским и зарубежным — нет числа; какие-то из них — сугубо научные, какие-то — как фильм канала Discovery — спекулируют на мифах про снежного человека, инопланетян и КГБ. Наконец, финн Ренни Харлин снял вполне успешный ужастик в духе «Ведьмы из Блэр» — и вроде закрыл тему (после американского фильма с мировым прокатом браться за ту же историю — жест почти самоубийственный). При этом сама история группы Дятлова, похоже, все еще остается актуальной и волнующей: не проходит года, чтобы не появлялись хоть какие-то новости о ней. То вдова первого президента России Наина Ельцина вспомнит, что ее супруг был обеспокоен историей про погибших студентов. То открывают очередное уголовное дело, то отказывают в его возбуждении, то генпрокуратура начинает новое расследование. В общем, дело группы Дятлова стало уже чем-то вроде контактов с инопланетянами в американском Розуэлле: просто специфический местный информационный фон, на который опытные люди не обращают уже особого внимания.

В общем, веских причин обращаться к сюжету о группе Дятлова именно сейчас нет — да и быть, наверное, не может. Телеканал, конечно, пишет в пресс-релизах, что создатели обнаружили ранее неизвестные документы и получили доступ в архивы, но подобными уточнениями разве что выход «Смешариков» не сопровождают. Да и сам сериал совершенно не претендует на то, чтобы рассказать историю туристов, тем более поведать о них «всю правду». Так или иначе, создатели «Перевала» выбрали другой путь: свой уникальный и неординарный взгляд на события.

Сама структура сюжета здесь — сложная и хитрая. По сути, это не один фильм, а два. Первый — про расследование гибели туристов столичным следователем, скрытным и нервным спецслужбистом. Второй — непосредственно про поход юных романтиков за туманом и запахом тайги, закончившийся их загадочной гибелью. Так серии и чередуются: одна — про расследование, одна — про поход. Единственное, что их объединяет, — ну, кроме каких-то очевидных вещей, привязки к известной истории, — действие в обеих «Перевалах» отскакивает на десяток лет назад, в конец Второй мировой. В «расследовательской» линии флэшбеки мучают следователя КГБ Костина, который ведет дело группы, а в «походной» — инструктора Золотарева. Для обоих война была сильнейшим и страшнейшим в жизни переживанием и опытом, оба видели нацистские лагеря, следы бесчеловечных экспериментов Аненербе. И к обоим этот мистический опыт возвращается в мирное время, во время похода группы Дятлова и расследования ее гибели.

Обе линии решены совершенно в разных стилистиках, да и сняты разными командами: «расследовательская» — цветная, бытовая; «походная» — черно-белая. «Расследовательская» отсылает к медленным и мрачным советским сериалам, вроде «Противостояния», шедевра Семена Арановича, советского «Твин Пикса», и снята на пленку. «Походная» — порой даже пародийно обращается со стилистикой оттепельного кино, вплоть до прямых музыкальных цитат: тут звучит музыка Петрова из «Я шагаю по Москве», а само решение явно вдохновлено «Девчатами» и «Неотправленным письмом» Калатозова. Но обе приходят разными средствами к одному и тому же: пробуждению жути, необъяснимому, мистическому в простом и ясном быту атеистической Страны Советов. Сценаристы Илья Куликов, Василий Внуков и Александр Сысоев мастерски все элементы этой сложной структуры приводят к общему знаменателю — хотя после выхода трех серий судить, насколько удалось сплести такую полифонию, еще рановато.

В некотором смысле гарантом успеха сериала стал режиссер «походных» серий Павел Костомаров, один из лучших современных операторов, опытнейший документалист, которого можно опознать буквально с одного кадра. Но главное — он создатель «Эпидемии», суперуспешного сериала, который как раз сейчас попал в кейс «Нетфликса» и получил неожиданные лестные отклики, например, Стивена Кинга. Костомаров и здесь умудряется сделать, казалось бы, невозможное: совместить мистику и иронию, жуть и ностальгию. И, если «расследовательская» линия впечатляет, в первую очередь, медитативностью и мрачными цветами, играет в советский нуар, то «походная» бьет сразу во все орудия: тут и стилизация, и флэшбеки, и сложные отношения героев, и абсолютно достоверные типажи.

Другой козырь «Перевала» — Петр Федоров, исполнитель главной роли следователя, редкий актер, который умеет на экране быть загадочным и странным. Сам его экстерьер таков, что зритель невольно начинает додумывать какую-то невысказанную историю за его плечами: так было и в «Дуэлянте», и в «России-88», и даже в полузабытом уже «Обитаемом острове».

Наконец, тут есть любопытные и неожиданные детали: например, в одной из серий на экране появляется молодой Ельцин, которого группа Дятлова отказывается брать с собой в поход. Такие нюансы только усложняют и без того хитросплетенное повествование: «Перевал», в отличие от многих других, даже очень достойных, сериалов, не получается смотреть вполглаза и слушать вполуха. Тему группы Дятлова для рассказывателей историй любого масштаба сериал, конечно, не закроет. Но планку, как эти страшилки рассказывать эффектно, задает. Теперь про Дятлова снимать в русле прямолинейного расследования, снежных людей и вообще в формате «скандалы-интриги» будет уже трудно.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Фото: кадр из сериала «Перевал Дятлова» (2020)

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (13)

Не реклама. Обычно сериалы не смотрю. Иногда смотрю уже на втором или третьем показе. Но сериал Бомба захватил!

Danik
Сколько можно полоскать мозги эти дятловым? Передел России вот это сериал, что мы видим каждый день гораздо трагичнее и касается каждого в этой стране! Слепой, кривой, косой, таксистка, уборщица, скорая помощь,... Сколько можно гнать этой лабуды!!! След-бред! В ящике можно смотреть Культуру и Евроспорт. Вот и все каналы!

BSB888
Как по мне всё что выходит на тнт премьер дикая боль. А вот на море тв очень зашли «чики» и сейчас неплох «псих». А так чувствую, что тема Второй Мировой войны до конца не раскрыта в наших сериалах. И поэтому на перевале Дятлова она вовсю продолжается. И следователи и студенты активно бьют фрица и это главный лейтмотив данного сериала.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...