Сейчас

+24˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+24˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 22

2 м/с, с-з

759мм

29%

Подробнее

Пробки

2/10

Кунсткамера теряет головы

8094
ПоделитьсяПоделиться

Рамзан Кадыров хочет забрать из Кунсткамеры и похоронить голову наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата. Годом ранее по настоянию Казахстана музей лишился головы Кейки-батыра — в Астане её предали земле. Как печально шутят историки, на очереди египетские мумии из Эрмитажа и уродцы из Кунсткамеры. А фаллос Распутина в «Музэросе» даже пришлось застраховать.

В советское время церковные святыни попали в музейные коллекции. В 1990-е религиозная парадигма начала меняться, и музеи сначала вернули православные реликвии, а теперь пришло время и исламских ценностей. В четверг Рамзан Кадыров потребовал захоронить голову горца Хаджи-Мурата — русский трофей времен Кавказской войны.

Две недели назад в Киргизии власти похоронили мумию девушки IV – V века нашей эры, найденную в 1956 году археологами из Ленинграда. Перед этим созданная межведомственная комиссия по захоронению выслушала предсказателей, которые пригрозили катастрофами с большим количеством жертв, если тело срочно не предадут земле. Российские государственные СМИ, в частности «Российская газета», бушевали заметками, что «исторический музей Киргизии лишился уникального артефакта», земле предали «ценную находку, имеющую огромную научную ценность и требующую досконального изучения». 

А 2 ноября ситуация начала частично повторяться в Санкт-Петербурге. В четверг в своём аккаунте в Telegram глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что «довольно глазеть на труп Ленина» – «руководителя революции давно пора похоронить», а вместе с ним предать земле и наиба («правую руку») имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого хранится в музее в Санкт-Петербурге. 

Хаджи-Мурат, живший в 19-м веке, – один из самых уважаемых и известных горцев Чечни, Дагестана и Азербайджана. Военачальник прославился храбростью в сражениях против русских в Кавказской войне на стороне имама Шамиля и даже стал героем биографической повести Льва Толстого. После смерти Хаджи в бою его голова была отсечена и доставлена в Петербург, где череп до 1959 года хранился в Военно-медицинской академии. Затем он был передан в Кунсткамеру и до начала 2000-х был доступен посетителям. 

Найти в Петербурге ученых, которые бы заступились за трофей, «Фонтанке» не удалось — только услышав имя Рамзана Кадырова, музеи и религиоведы отказывались от разговора. В Военно-медицинском музее от комментариев отказались, заявив, что тема провокационная. А в Кунсткамере и вовсе заявили, что вся информация о «предполагаемом черепе» теперь предназначена только для «служебного использования». 

Выяснилось, что, как и ранее в Киргизии, в России для решения судьбы исторической ценности была создана межведомственная комиссия. В этом вопросе Кадырова опередил министр культуры Владимир Мединский. По его приказу от 2015 года в неё вошли как представители Кунсткамеры и Минкульта и профильных институтов, так и МИД, МВД и ФСБ.

– В состав комиссии входят специалисты-эксперты, занимающиеся проведением всех необходимых экспертиз и анализов останков Хаджи-Мурата с целью их идентификации. После получения результатов экспертиз будет определен последующий порядок организации работы комиссии с привлечением заинтересованных сторон, – пояснили «Фонтанке» в пресс-службе Министерства культуры РФ.

В приватной беседе сотрудники Кунсткамеры не сомневаются, что «заинтересованные стороны» голову получат, так как уже был прецедент. И это не известные легенды о голове любовницы Петра Первого Марии Гамильтон, из емкости с которой якобы выпили спирт английские матросы; и не исчезнувшая в 1747 году после пожара голова слуги царя Николя Буржуа, которая по ночам ищет свое тело, пугая сторожей, а вполне устоявшийся факт. В прошлом году Кунсткамера рассталась с черепом  Нурмагамбета Кокембайулы – Кейки-батыра (богатыря) из Казахстана.

На родине в годы Октябрьской революции и гражданской войны он был лучшим стрелком степи, стойко держа оборону и от красных, и от белых. В апреле 1923 года он в окруженном доме дал бой красноармейцам, в одиночку убив 6 человек и ранив 9. Перезаряжать винтовку ему помогала беременная жена. По легенде голову доставили в Петроград и показали лично Владимиру Ленину. С того момента череп стрелка находился в Кунсткамере. Но в августе 2016 года вопрос возвращения останков казахского национального деятеля был поднят на межгосударственном уровне, и Дмитрий Медведев пообещал решить его положительно. А 6 октября прошлого года останки уже были доставлены в Астану самолётом для захоронения. 

Доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков считает, что заявление Кадырова отражает настроения мусульман — тело (в данном случае череп) должно быть захоронено. 

– В исламе религиозная традиция предполагает захоронение тела человека в день смерти до заката, а обычно даже до полудня. Поэтому если тело остается отдельно от головы, то это нарушение традиций, оскорбление, собственно, точно так же как и в православии, – отметил он. – Уже около 10 лет идут разговоры о том, что надо перезахоронить. Для Кавказа это исторически важная и значимая личность. Дань уважения и желание соблюсти обряд может преобладать.

По его словам, захоронения – это традиционная тема преткновения верующих и исследователей.  

– В петровские времена Кунсткамера была отражением эстетики смерти, а сейчас меняется этическая система, и религиозная приходит им на смену, – заявил Гайдуков. – Археологам и историкам всегда доставалось. Но с другой стороны, простые гробокопатели, которые достают драгоценности из могил, обычно остаются безнаказанными. Поэтому обычно страдает наука.

В Музее истории религии «Фонтанке» сообщили, что у них уже давно не осталось никаких исторических персонажей в роли экспонатов. А бывшие ранее мощи передали церкви, но с черепом Хаджи-Мурата у них есть большая разница — он не является предметом исскуства:

– Мощи попадали к нам не как антропологический экспонат, – заявили в музее. – Они попадали в музей в окладах, в мощевиках, как составляющая некоего предмета декоративно-прикладного искусства. А в Кунсткамера – это музей антропологии, и черепа туда передавали по другому принципу. 

В этом плане сложное отношение есть к другому знаменитому экспонату — фаллосу Григория Распутина, которого при жизни считали целителем и старцем. Арт-директор Наталья Дягилева сообщила «Фонтанке», что экспонат даже пришлось застраховать, чтобы уберечь.

– Любая часть человеческая имеет право быть и на рассмотрении, и лежать спокойно там, где ей положено лежать. Но народ на него (фаллос Распутина) валом не валит, – рассказала она. – Некоторые пугаются, потому что любой человеческий орган, хоть голова, хоть палец, он всегда вызывает внутренний страх. Сейчас он застрахован от кражи и ущерба — третьи лица бывают разные, а там стеклянный сосуд.

По её словам, выкупить и захоронить нефритовый стержень пока никто не предлагал:

– Даже если бы такое предложение поступило, я бы сказала: а вы готовы к эксгумации самого Распутина, чтобы установить принадлежность?

Илья Казаков, «Фонтанка.Ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close