Первомай в Петербурге прошел почти в советской традиции - скучно. Как всегда, выручил депутат Милонов, развязавший непримиримую борьбу с геями посреди Невского проспекта.
В праздник Весны и Труда власть и оппозиция сыграли ничью. Ни «Единая Россия», ни оппозиция не смогли вывести на улицы убедительное число сторонников. Лозунги «градозащитного сообщества» против всего плохого за всё хорошее на Марсовом поле до конца выслушали человек пятьсот – примерно столько же, сколько скучали на официозной Дворцовой. Если бы не безотказный депутат Милонов, было бы совсем тоскливо.
От Невского проспекта утром 1 мая веяло ностальгией по счастливому советскому детству. Колонны «Единой России» дисциплинированно выстраивались от Литейного проспекта, деловитые ответственные с повязками подсчитывали демонстрантов, организованные группы пенсионеров с флажками занимали позиции. Средний возраст – ближе к пенсионному, но были и исключения: от метро «Площадь Восстания» почти строем проследовала колонна молодых людей. «Второй курс, за мной, не растягиваться!». Это курсанты университета МЧС повзводно прибыли поддержать «Единую Россию» в колонне Московского района. Отличие Петербурга от Ленинграда: первые лица города не на трибуне, а во главе колонны.
За партией власти и профсоюзами – сплошная вольница. Коммунистическая партия Российской Федерации, ЛДПР, «Другая Россия», родноверы со своим предводителем в шкуре, анархисты и зоозащитники.
Силы либерально настроенной оппозиции собирались на Лиговском проспекте напротив БКЗ «Октябрьский». В общей колонне под девизом градозащиты должны были оказаться представители партии «Яблоко», «Справедливой России» и «Партии Роста», а также не получившие разрешения на собственное мероприятие и примкнувшие к ним ЛГБТ-активисты.
Был ли это хитрый план полиции, или так решили сами организаторы, но градозащитники разделились на две неравные части. Около двух тысяч (по приблизительному подсчету журналиста) с нейтральными белыми воздушными шариками «Марш в защиту Петербурга» во главе с депутатами ЗакСа Оксаной Дмитриевой, Алексеем Ковалевым и Максимом Резником выстроились сами по себе, представители «Открытой России» с лидером Андреем Пивоваровым оказались отделены от них строем водителей-дальнобойщиков и валютных ипотечников. Заметим, что «многотысячная армия дальнобойщиков», объединённая в протесте против «Платона» Организацией перевозчиков России, была представлена на демонстрации двумя десятками молчаливых мужчин. Тех, кто взял кредиты в валюте и не смог отдать, – немногим больше.
Наиболее активных демонстрантов собрала «Открытая Россия» – около полутораста человек в футболках с лозунгом «#надоел», обращенным к национальному лидеру. Уступая по численности, они задавали тон, постоянно скандируя призывы к смене власти. Градозащитники от «Партии Роста» и «Яблока» большей частью соблюдали тишину, вяло отзываясь на призывы громкоговорителя.
Вслед за «Открытой Россией» выстроилась колонна ЛГБТ-сообщества и феминисток. Полиция сдержанно реагировала на радужные флаги, обстановка на массовом мероприятии была непривычно идиллической. Но тут появился Виталий Милонов и всё исправил.
«Я за петербургский стиль, за цивилизованный диалог с людьми других точек зрения. И пришел чисто узнать, о чём они думают», – так депутат объяснил журналистам свою миссию. Публика ожидала аттракциона, и Милонов ожиданий не обманул.
Цивилизованный диалог начал его помощник, заявив девушкам с внешностью, показавшейся ему неправильной: «Меня от вас тошнит». Сам депутат, увидев не то радужный флаг, не то шестицветную ленточку, отважно бросился пропагандировать традиционные ценности в самое пекло – в середину колонны. В образовавшейся суматохе было не совсем понятно, но кажется, депутату всё же досталось от недостаточно толерантного демонстранта.
Публика смогла оценить перформанс, когда Милонов, выведенный ОМОНом из враждебного "сексуально неправильно ориентированного" окружения, картинно рвался в бой, пытаясь прорваться через опекающих его росгвардейцев. Оппоненты не возражали, предлагая сразиться один на один в честном бою. Видимо, только действия полиции, которая не могла допустить рукоприкладства в такой день, помешали эпохальной картине "Битва Виталия Милонова с развратом".
Несмотря на постоянные призывы к полиции «удалить провокатора», похоже, что удовольствие от спектакля испытывали обе стороны. А когда полицейские, из последних сил соблюдая неприкосновенность народного избранника, вытеснили его на тротуар и призвали демонстрантов «не поддаваться на провокации», стражи порядка чуть ли не впервые в истории заслужили аплодисменты ЛГБТ.
Депутат Госдумы, однако, битву с «бесами» не прекратил и сопровождал колонну вплоть до Аничкова дворца. Он, как и прежде, извергал оскорбления, призывая правоохранителей задержать «извращенцев» и «педофилов», обещая вырвать ноги своим идеологическим противникам и бросить в Фонтанку, но бойцы ОМОНа не теряли бдительности и прямого контакта не допускали. Под конец Виталий Валентинович сбавил напор, напоследок пообещал кому-то рассмотреть его паспорт и отправить не то непонятно почему в Дюссельдорф, не то в столыпинский вагон, позволил стражам порядка себя успокоить и увести. ЛГБТ-активисты без Милонова заскучали. Он 1 мая оказался единственным воинственным гетеросексуалом, и остальной путь борцы за половую свободу личности прошли беспрепятственно.
На пути от площади Восстания к Аничкову мосту всё же не обошлось без задержаний: акция ЛГБТ-активистов, которые легли на землю и изобразили «смерть», протестуя, как они заявили, против преследования геев в Чечне, была пресечена в привычной жёсткой манере, с десяток увезли в полицию. Ещё несколько человек были задержаны за лозунги против главы Чечни. Всего же, по данным правозащитников, в отделы полиции были доставлены 18 человек, которым вменяется нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Однако 1 мая полиция и ОМОН задерживали демонстрантов всё же за какие-то действия, которые посчитали противоправными, сама же по себе гей-символика никаких возражений у правоохранителей не вызывала, и радужные флаги проследовали до самого Марсова поля в целости и сохранности.
На Садовой пути колонн разошлись. «Единая Россия» во главе с губернатором Георгием Полтавченко и председателем ЗакСа Вячеславом Макаровым проследовала на Дворцовую площадь, коммунистическая оппозиция, РОТ-Фронт и ЛДПР – к Исаакиевскому собору. Ни количеством собравшихся, ни креативом заключительные митинги на Дворцовой и Исаакиевской площадях не отметились. Либеральная общественность свернула к Марсову полю, потеряв по пути часть активистов. На месте митинга собралось около 2-3 тысяч, и во время речей их количество только уменьшалось.
Открыл митинг Максим Резник и предоставил первое слово Оксане Дмитриевой, которая сообщила, что «мы любим Петербург» и что без серьезных политических перемен будет сложно отстаивать «наши культурные ценности». Оксану Дмитриеву на импровизированной трибуне сменил председатель регионального отделения «Яблока» Михаил Амосов, он рассказал, что сохранение культуры Петербурга невозможно без уважения мнения петербуржцев. Что сказал профессор Европейского университета Борис Колоницкий, почти никто не услышал, так как случилась неполадка с микрофоном. Руководитель фракции «Справедливой России» в ЗакСе Алексей Ковалев начал с вопроса: «Кто руководит городом?». Дальнейшие его слова заглушили представители «Открытой России». Они скучали несколько в стороне от трибуны, и как раз в этот момент решили поскандировать: «Мы здесь власть!».
Митинг продолжили выступления представителей Пулковской обсерватории, Гидромета, Петербургского университета, членов гаражных кооперативов и валютных заемщиков, рассказывающих о своих проблемах и призывающих им помочь. Участники мероприятия выступающих поддерживали, хотя их число уменьшалось – к концу митинга, продолжавшегося около часа, осталось человек пятьсот-семьсот. Оратора от протестующих дальнобойщиков услышать не получилось: несмотря на призывы Максима Резника, на трибуне представитель ОПР так и не появился.
В завершение, как положено, была принята резолюция: сохранить Исаакиевский собор как музей, плохие градостроительные инициативы запретить, всем соблюдать градостроительный регламент, Публичную библиотеку и Гидромет сохранить, ректоров без профильного образования не назначать. Муниципальный фильтр в избирательной кампании отменить и снизить стоимость проездного билета для студентов. 26-е марта ничто не напоминало: дружным «Да» согласившись с тезисами, градозащитники разошлись.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»