«Российский камамбер и бри не то что есть, нюхать невозможно», - сказали ленинградские фермеры и отказались от идеи производства сыров, бросив силы на создание творожка для детей.
Компания «Молочная культура», запустившая три года назад молочный завод в Ленинградской области, похвасталась успехами на ниве импортозамещения. Ей удалось наладить выпуск безлактозного молока и пены для капучино. Правда, от заявленного в прошлом году проекта по изготовлению маскарпоне и рикотты производитель решил отказаться, сочтя экономически невыгодным, и решил заменить его на творожок для детских садов.
ООО «Молочная культура», объединяющее племенное хозяйство в 1200 голов и завод по производству молочной продукции в Волосовском районе Ленинградской области, инвестирует 150 млн рублей в расширение производства. Об этом 30 сентября рассказал журналистам директор компании Евгений Чернышев.
По его словам, предприятие решило воспользоваться возможностями, которые эмбарго дало отечественным производителям: после ухода европейских товаров места на полке освободились, и сети стали сговорчивее.
Средства, из которых 30% собственные, а 70% – кредит Сбербанка, будут направлены в увеличение молочного поголовья (с нынешних 600 до 800), наращивание складских мощностей, а также расширение линейки продукции.
Впрочем, еще год назад компания собиралась инвестировать в пять раз большую сумму – 800 млн рублей в строительство второй очереди завода, на которой планировалось запустить производство мягких итальянских сыров — рикотты и маскарпоне, сообщал «Деловой Петербург».
Как пояснил главный технолог «Молочной культуры» Андрей Баклан, компания в течение полугода прорабатывала проект, отправляя своих специалистов в Италию, а также изучала опыт отечественных предприятий, которые уже трудятся на ниве импортозамещения. Итоги оказались неутешительными. «Российский камамбер и бри не то что есть, нюхать невозможно», – констатировал он. Не лучше оказались успехи у ближайших соседей. «Объехали шесть заводов в Белоруссии, они говорят, что могут (выпускать итальянские сыры. — Прим. ред.), а на деле это полуфабрикат», – сказал Баклан.
Наладить же выпуск сыров по итальянской технологии тоже не получилось. Причем это не связано с климатическими условиями и качеством молока. Такой проект занял бы как минимум два года. При этом отсутствуют комплексные программы поддержки таких начинаний, которые бы гарантировали, что отечественные производители не останутся не у дел в случае отмены эмбарго, добавил Евгений Чернышев.
Андрей Баклан, рассуждая о государственной политике в области сельского хозяйства, вспомнил прославленный «Фонтанкой» горящий творожок. «Министр сельского хозяйства говорит, что у нас за последние полтора года 30% прироста, в частности, по сырам. Он реально увеличил на 30% поголовье коров? Это невозможно. Значит, у него горит творог вместе с сыром, а он спокойно об этом заявляет», – отметил он.
Поэтому компания решила остановить проект по производству рикотты и маскарпоне и сосредоточиться на более предсказуемых продуктах. К примеру, в этом году «Молочная культура» наладила выпуск безлактозного молока, которое исчезло с полок после введения антисанкций. Удалось импортозаместить и молоко для производства капучино, которое планируется поставлять в кофейни и рестораны. С этим продуктом на рынке тоже образовалась свободная ниша. «По европейским стандартам пена должна стоять в чашке три минуты, то, что сейчас продается в магазинах, не позволяет достичь такого эффекта», – говорит Андрей Баклан.
В первом квартале следующего года компания также начнет выпуск творожка (мощность линии – 3 тыс. тонн в сутки), который через госзакупки планирует поставлять в детские сады, а также расширит линейку десертов. В дополнение к нынешним йогуртам и ряженке «Молочная культура» планирует готовить мюсли и парфе.
По прогнозу «Молочной культуры», в 2016 году ее продажи вырастут на 30%, до 300 млн рублей, а в 2017 году показатель удвоится и достигнет 600 млн рублей.
Впрочем, вопрос сбыта не полностью закрыт. Хотя популярность фермерских продуктов и установка на импортозамещение играет небольшим хозяйствам на руку, снижение доходов населения не позволяет продавать продукт ценовой категории «выше среднего» в тех объемах, в каких хотелось бы. «Мы анализируем возможности снижения цены без ущерба качеству. Но это нелегко», – говорит Евгений Чернышев.
Также компания задумалась о создании собственной розницы. Первый тестовый павильон расположится в ТРЦ «Лето», на выходе из магазина «Ашан», на полки которого производителю попасть не удалось. «Если проект пойдет, будет больше точек», – отмечает топ-менеджер.
Молочный дефицит
Инвестиционные планы имеют и другие производители Ленинградской области. Так, Производственное хозяйство «Красноозерное» собирается потратить 400 тыс. евро (28 млн рублей) собственных средств на модернизацию производства, которая позволит увеличить производительность втрое, а также расширить ассортимент продукции.
ГК «Лосево» ранее сообщало, что планирует вложить 3,5 млн евро (около 250 млн рублей) в завод по выпуску мягких, полутвердых и твердых видов сыра. В настоящее время компания завершает проектирование и намерена завершить строительство через полтора года, рассказал «Фонтанке» совладелец компании Александр Маурер.
Однако по поводу проблем импортозамещения предприниматель с коллегами из «Молочной культуры» не согласен.
По его словам, «Лосево» имеет опыт производства маскарпоне и рикотты, и посетившие завод итальянские специалисты дали продукции высокую оценку. Однако выпускать рикотту, не имея в линейке других сыров, бессмысленно, поскольку фактически она делается из вторичного сырья. Кроме того, это проект с коротким сроком годности — продавать ее, не имея собственной сети, будет затруднительно. С маскарпоне же существует проблема спроса — его используют в основном кондитеры, которые уже научились делать его сами.
«Мы пока приостановили производство, но возобновим, когда запустим собственное кулинарное направление», – пообещал Александр Маурэр.
Что касается перспективы отмены эмбарго, то, по мнению совладельца «Лосево», оно не должно препятствовать инвестициям в производство натуральных продуктов. «Если это товары с коротким сроком годности, то любой импорт, по определению, не может быть им конкурентом», – пояснил он.
При этом не хватает господдержки в области животноводства. «Россия обеспечивает себя молоком только на 40%, но никто не хочет вкладывать деньги в увеличение поголовья, потому что окупаемость там 15 – 20 лет», – заключил он.
Как ранее сообщала «Фонтанка», возникший в последние месяцы дефицит молока, вызванный неурожаем кормов и сокращением поставок из Белоруссии, может поднять цены на молочную продукцию на полках на 10%.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»