В этом чемпионате состоялось историческое событие: братья Кержаковы впервые вышли за "Зенит" вместе. Кержаков рассказал "Фонтанке", как вратари работают в тренажерном зале, какие советы дает игрокам Мирче Луческу и как вратари относятся к ротации.
Интервью состоялось по дороге из Махачкалы, где Михаил провел два сезона.
- Очевидным образом этим летом у "Зенита" начался новый исторический отрезок. Вот вы собрались летом на сборе, и что началось?
– Если брать вратарей, то мы участвовали во всей беговой работе, которой занимались полевые игроки. Помимо этого занимались своей специальной подготовкой. Могу сказать честно: это были первые сборы в моей жизни, где я столько бегал. Гладкий бег по кругу с разными темпами. Это было в новинку. Ну и тренировки с Михаилом Юрьевичем Бирюковым были непростые.
- А ты первый раз с Бирюковым сборы проходил?
– Не, я с Михаилом Юрьевичем с 2006 года: он тогда пришел в штаб к Дику Адвокату, мы года два с ним работали. Получается, 10 лет знакомы.
- Хорошо. Но в предыдущий отрезок, как бы ни было больно это говорить, не Михаил Юрьевич был главным по вратарям.
– Ты правильно говоришь. Вратарями руководил Вил Корт, голландский тренер, его привел Андре Виллаш-Боаш.
- У него, насколько я помню, были жесткие требования к игре вратарей ногами.
– Ну, я бы не сказал, что вот прямо жесткие. Мне некоторые вещи были непонятны. Наверное, у него свое видение футбола было: как вратарь должен располагаться, свое видение компонентов игры вратаря. Пришлось какие-то вещи учить заново, потому что в школе меня учили совсем иначе. Ключевое различие, конечно, в том, где должен находиться вратарь.
- А каково это, когда ты весь СДЮСШОР провел во вратарской, а тренер требует, чтоб ты играл на радиусе штрафной?
– Конечно, нас в СДЮСШе тоже учили страховать защитников, подниматься, когда твоя команда на чужой половине. Чем выше защитник, тем выше вратарь. Но мне казалось, что в некоторых случаях был перебор.
- Приехал Луческу. Тренер, который работает на протяжении десятилетий без перерыва.
– Да, когда он пришел в команду, он сразу сказал, что у него большой опыт, и тренерский, и игроцкий, и что он будет помогать нам советами. Как восстанавливаться и как максимально продлить футбольный век: сам он играл до 37 лет. Как следить за питанием, как следить за восстановлением, здоровый сон.
- У вас на выезде в Израиле на обеде первое, что заканчивалось, – это картошка.
– Я картошку пытаюсь не есть. Может, административный штаб себе наваливал в тарелки. Я за чужими тарелками не слежу. Мое представление о здоровом питании: поменьше фастфуда, поменьше кока-колы, поменьше шоколада. Как можно больше овощей и фруктов. Питаться чаще и маленькими порциями.
- Хорошо, диетическую главу закрыли, возвращаемся на сборы. Сборы в высокогорье – это всегда тяжело.
– Да. Еще хотелось бы отметить качество спарринг-партнеров и частоту товарищеских матчей – через два дня на третий, под нагрузкой. "Спортинг", "Монако", "Базель". Первый сбор начали в Петербурге – медосмотр, несколько тренировок: во основном работали над физическими кондициями. И первый сбор в Австрии тоже работали над физикой в основном. Там три игры было только.
- С фантиками какими-то.
– Не фантиками: "Карабах", олимпийская сборная Ирана, которая в итоге не проиграла на Олимпиаде бразильцам с Неймаром во главе. На втором сборе нагрузки тоже были приличные, но больше делали акцент на наборе формы через игры.
- В зале у вратарей своя нагрузка?
– Нет, мы занимались со всеми игроками.
- При этом у вас должны быть другие руки. У полевых-то мальчиков бицепсов быть не может.
– Посмотри на Англию: там мальчики с большими руками бегают.
- Но у них все равно нет бицепса.
– Слушай, когда с "Тоттенхэмом" за "Анжи" играл в Лиге Европы, там такие машины вышли... Такие кони – мама, не горюй. Просто они грамотно готовятся. Посмотрите на де Хеа: каким он пришел в "Манчестер". И каким он стал. Появился рельеф. При этом он не стал медленнее.
- Начался сезон предательски хорошо. Выиграли Суперкубок у ЦСКА. А потом пошли ничьи с "Уфой" и "Локомотивом". Это вы притирались друг к другу?
– Ну, смотри: ЦСКА сам играет в футбол и другим дает. Футбол получается ярким и зрелищным. С "Локомотивом" всегда матчи тяжело проходят. Вспомни прошлый домашний матч, когда Слава прощался со стадионом. Естественно, у нас новый коллектив, мы только сыгрывались. Кто-то был лучше готов, кто-то хуже, кто-то был на чемпионате Европы, кто-то в отпуске.
- Луческу ротирует всех.
– Зато все в тонусе.
- А как вратари к этому относятся? Есть драма в раздевалке?
– Не, я, конечно, сталкивался в карьере с коллегами, которые были недовольны своим статусом, когда не играли. И показывали свое недовольство. Но это были единичные случаи. Практически у всех вратарских бригад нормальные отношения. И это правильно, на мой взгляд: это только идет на пользу команде. Когда вратари в плохих отношениях, обиды затаивают, это влияет на тренировочный процесс и на команду.
- Это как у космонавтов на МКС? Должна быть психологическая совместимость, чтобы выжить?
– Наверное, да. Там-то вообще труба, в закрытом пространстве.
- У тебя матч с "Рубином". Матч с "Анжи". На ноль не получилось.
– Да, не получилось.
- Прыгнул ты отлично. Но воспитанник косовского футбола пробил идеально.
– Ну, если так посмотреть, то моей вины в пропущенных нет. Не в чем себя упрекнуть. Но самое обидное для вратаря в таких играх, что больше-то моментов, в которых ты мог выручить, и не было. Самое главное для вратаря – выручать. Мы вступаем в игру гораздо реже своих партнеров. Они там бьются, бегают, постоянно в стыках, царапинах. Психология наша вратарская – хочется выручить. И когда не получается выручать, очень обидно. Досада присутствует.
- Ты знал, как Бериша бьет пенальти?
– Нет. Мне показалось, что он будет бить в тот угол. Может, пойди я пораньше, я бы достал. Но с другой стороны, он бы тогда мог пробить в пустой угол.
- Ты же два года в Махачкале отыграл? Как тебе новая команда?
– Я, честно говоря, ожидал, что они понесутся атаковать с первых минут. Когда я играл в "Анжи", мы старались забить в первые 15 – 20 минут, трибуны гнали. Но в этом матче получилось все наоборот: первые полтайма они робели. А потом, к сожалению, мы не забили свои моменты при счете в нашу пользу. А они, наоборот, воспряли духом, второй отрезок провели более агрессивно.
- Кто самый неприятный нападающий чемпионата России? После брата.
– Я не против всех играл. Если говорить о предстоящей игре со "Спартаком", то, конечно, стоит опасаться Промеса. Еще Артемчик Дзюба, после брата. Забивает, помогает нам. Я бы хотел нашу атакующую линию выделить, всех семерых.
- Насколько справедливо выглядит сейчас турнирная таблица?
– Главное, чтоб она так в конце сезона не выглядела. Мы потеряли очки на старте сезона, несыгранность повлияла, конечно. Но я надеюсь, что все поменяется к лучшему. Турнир длинный.
- Как сильно Каррера изменил структуру игры "Спартака"?
– Мне кажется, он особо и не менял. Я действительно считаю, что пока они играют на багаже Аленичева. Наверное, он привнес какую-то эмоциональную составляющую. Игра особо не поменялась. Они потерпели два поражения – против СКА на кубок, с "Уфой" в чемпионате. Ничего, кстати, неожиданного в Хабаровске не произошло: вспомни прошлый розыгрыш Кубка России, сколько команд премьер-лиги проиграли командам из ФНЛ?
- Понятно, что времена, когда главной целью на сезон было обыграть "Спартак", прошли. Но все равно это игра, которой ждешь: я жду ее как болельщик, как журналист.
– Мы ждем этой игры так же, как и вы. Ничего не изменилось. Мое главное воспоминание от таких матчей – это первый гол брата в ворота "Спартака" на "Петровском", когда они с Аршавиным "гусеницей" праздновали. Я смотрел игру по телевизору с мамой и с Саниной крестной. Отец был на стадионе. Мы очень радовались, такое навсегда запоминается.
Беседовал Федор Погорелов, "Фонтанка.ру"