Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Бирюзовая вода и синее небо: израильское побережье Средиземного моря

Бирюзовая вода и синее небо: израильское побережье Средиземного моря

1 397
Фото Dana Friedlander

Продолжим путешествие по весеннему Израилю. Современный Тель-Авив и древние Яффо и Кесария, деловитая Хайфа и шумный, как арабский базар, Акко ждут нас.

Несколько общих слов про Израиль я уже сказала. А теперь расскажу о тех местах, где мне довелось побывать, и о том интересном, что там можно увидеть. Информация, конечно, не самая полная — чтобы написать подробный справочник по этим местам, люди тратят годы изучения...

В добиблейские времена основное население Палестины сосредотачивалось в горах, в отдалении от побережья, в местах, где можно было безопасно жить и, в случае чего, быстро скрыться от врагов. Но с развитием торговли люди постепенно переселялись в порты Средиземного моря, и теперь основная жизнь страны кипит именно на побережье. С него-то мы и начнем знакомство со страной.

Тель-Авив и Яффо

На карте Израиля Тель-Авив и Яффо сливаются до степени смешения. Официально это города, объединенные одним муниципалитетом, но на деле Яффо плавно перетекает в Тель-Авив и наоборот. Исторические районы расположены в десяти-пятнадцати минутах ходьбы друг от друга, и обойти их можно за день или за два. Лучше, конечно, потратить один день на Яффо, а один — на исторический Тель-Авив.

Яффо — город с почтенной и богатой историей, один из самых старых портов мира и один из самых древних городов — из тех, конечно, что сохранились до наших дней. Тут показывают место, где Персей спас Андромеду от морского чудовища. Правда, такую же легенду можно услышать и в других местах, но на возраст поселения она указывает четко. Да и камни, как кости чудовища, все еще видны в море, если спуститься к нему от собора св. Петра.

Да и легенда о пророке Ионе и о его путешествии во чреве китовом тоже имеет местные корни. По крайней мере, именно в этом порту Иона сел на корабль и отправился в Фарсис вместо того, чтобы, по велению бога, отправиться в Ниневию. По пути разразилась страшная буря, моряки в ужасе вопрошали, за чьи грехи они тут погибают. И тут Иона признался, был, по собственному настоянию, брошен в море, там его проглотил кит и три дня и три ночи в себе содержал, а потом выбросил на тот же берег. Все остальное происходило уже не в Яффо (тогда город назывался Яффа), но место действия библейской истории тут указывают точно — порт частично сохранился до сих пор, хотя и очень давно не действует. В его пакгаузах, относящихся ко времени турецкого правления, теперь открыты кафе и выставочные залы современного искусства.

Исторические же сведения о Яффо начинаются со времен фараоновых, то бишь с XVIII века до нашей эры. В городе есть парк Ворот Рамсеса, в котором можно увидеть частично реконструированные ворота и часть поселения египетских времен. С XV века до нашей эры название города и мощного порта (в том числе как Иопия или Флавия Иоппа) регулярно встречается в письменных свидетельствах — сюда, в частности, привозили ливанский кедр для строительства Первого Храма в Иерусалиме, ну и, разумеется, другие товары для торговли.

Во времена Нового Завета именно здесь апостолу Петру было видение: в доме Симона-кожевника (сохранился, сейчас принадлежит частному лицу и доступ в него закрыт) он увидел во сне некошерную еду, и голос приказал ему смело ее вкушать — греха, мол, не будет. Это, по легенде, послужило первым толчком для выделения христианства в отдельную религию и началом проповедей среди неиудеев.

В этом же городе Петр воскресил праведную Тавифу, которая примечательна тем, что скромно обшивала бедных вдов, поддерживала их в несчастье и тем служила Господу. Когда она заболела и умерла, эти женщины умолили апостола воскресить ее.

В честь этих событий были построены католический собор св. Петра и русский православный монастырь, посвященный чуду воскрешения Тавифы.

В 636 году Яффо оказался в руках арабов и постепенно начал утрачивать свое значение. Только порт достаточно долго сохранял остатки былого величия — именно сюда морем прибывали паломники.

Сейчас исторический центр Яффо — это прекрасное место для туристических прогулок. Во-первых, узкие средневековые улочки арабского города — это само по себе очень красиво. Во-вторых, художники и скульпторы, которые теперь занимают эти кварталы, часто устраивают выставки своих работ в мастерских или прямо около домов или на их стенах. В-третьих, улицы старого города названы по знакам Зодиака и существует поверье, что на улице своего знака можно загадывать желание. Так что внимательнее смотрите на яркие рисованные таблички на стенах домов.

Это улица Яффо. Фото автора
А это дворик в Яффо. Фото автора
Яффо. Здесь жил сапожник. Фото автора
Яффо. Третий дом по улице Рыб. Фото автора

Очень красивое место — подвешенное в огромном глиняном яйцеобразном горшке мандариновое дерево на одной из крохотных площадей города. Оно символизирует народ евреев, который долгое время был оторван от своей родины.

В порту Яффо функционирует яхт-клуб, можно покататься по морю на теплоходе.

Вид на Тель-Авив. Фото автора

В пятнадцати минутах неспешной прогулки от края Яффо начинается исторический Тель-Авив. Начнем, пожалуй, с железнодорожной станции Яффа, Митхам ха-Тахана, — первой станции дороги, связывавшей порт Яффа, куда, как вы помните, прибывали паломники, с Иерусалимом и его святыми местами. Станция была открыта турками в 1891 году, пережила весь период Британского мандата и закрылась в 1948 году, сразу после установления независимости Израиля. В начале нынешнего века станцию вновь открыли — но уже как парк досуга и развлечений. Здесь работает небольшой рынок здоровой пищи и сувениров, есть несколько кафе, играет музыка. Жители Тель-Авива и туристы приходят сюда отдохнуть, встретиться с друзьями, пообедать и приятно провести время. Здесь, пожалуй, шумновато, зато весело.

Митхам ха-Тахана. Фото автора
Митхам ха-Тахана. Вагон, который увозил в Иерусалим паломников. Фото автора

Рядом, в двух шагах, – исторический район первой застройки Неве-Цедек. После 1882 года, когда в России произошла волна еврейских погромов, в Палестину прибыли около 35 тысяч евреев из Восточной Европы (большинство — из Российской империи). Население тогдашнего Яффо значительно увеличилось и требовались новые земли для поселения. Прибывшие начали покупать землю за городскими стенами и строить там новые, более благоустроенные дома, школы и другие здания. Именно здесь зарождался Тель-Авив.

Улица Неве-Цедека. Фото автора

Сейчас часть домов реставрированы, в них открыты бары, кафе, художественные мастерские, бутики. Здесь также живут люди, это очень дорогой и фешенебельный район. Очень интересно походить не только по центральной улочке Неве-Цедека, но и по боковым переулкам, в которых много цветов, интересных декоративных элементов — например, многие жители района украшают свои дома самодельными фигурками, которые сидят на крыше или на балконах. Особенно такая прогулка приятна вечером, когда становится прохладнее, а в кафе и барах начинается вечерняя жизнь.

Фото автора

Несколько кварталов, расположенных поблизости от Неве-Цедека, называются Белым городом. Там самая высокая в мире плотность домов, построенных в стиле Баухауз — функциональный стиль, который провозглашал максимальное полезное использование площади участка (отсюда большие балконы), отказ от декоративных элементов в пользу строгих геометрических форм и так далее. Здесь строили в 1920-1950-х годах, и особенно интенсивно после того, как евреи в 1933 году начали покидать Германию, где к власти пришли нацисты. Многие из вновь прибывших в город были архитекторами — приверженцами стиля Баухауз.

Белый город. Фото автора
Фото автора
Белый город. Фото автора

Белый город Тель-Авива интересен не только знатокам истории и архитектуры. Несмотря на то, что здания выглядят очень «по-советски» – кстати, стиль Баухауз вместе с эмигрантами-архитекторами появился и в СССР перед войной, — район весьма живописен и приятен для экскурсий.

Есть в Тель-Авиве возможность отдохнуть и на пляже: полоса благоустроенных пляжей и прогулочных набережных от Яффо до старого тель-авивского порта ждет любителей купаться, загорать и даже устраивать пикники с шашлыками. О старом порте два слова: раньше это был порт, пришедший на замену порту в Яффо, а сейчас это небольшой развлекательный парк с кафе, барами, бутиками и торговыми центрами, детскими площадками и велодорожками, а также выставочными залами. Прямо сейчас, до 2 июля 2016 года, в выставочном зале «Ангар» представлена уникальная коллекция работ Сальвадора Дали.

Да и вечером, когда на пляже уже прохладно, туристу чем заняться. Тель-Авив – светский город, в котором много мест для развлечения и ночных прогулок по барам и ресторанам.

Кесария

Остатки римской крепости и города Кесария на берегу Средиземного моря — место весьма древнее и очень красивое. На морском берегу, на месте финикийского поселения царь Ирод, известный нам избиением младенцев, а в тогдашней политической ситуации — «сильная рука» Иудеи, ставленник Рима, построил резиденцию, равной которой не было в этих краях.

Итак, Ирод построил себе город и некоторое время в нем жил — до самой смерти в 4 году нашей эры. После его смерти наследники перессорились, Риму это, разумеется, не понравилось, – и над Палестиной поставили наместника.

Так что именно здесь поселился прокуратор Понтий Пилат. Конечно, это имя вам тоже знакомо — из Библии или по роману «Мастер и Маргарита», если Новый завет как-то совершенно случайно обошел вас стороной. В Кесарии при раскопках обнаружились доказательства, что Понтий Пилат — исторический персонаж: археологи нашли камень, надпись на котором гласила, что Понтий Пилат поставил его в честь императора Тиберия. Копия этого камня стоит у одного из дворцов Кесарии, а подлинник хранится в Музее Израиля.

Камень Тиберия. Фото автора

У Кесарии было давнее и прочное противостояние с Иерусалимом. Говорили даже: «Если процветает Кесария, надень черные одежды скорби, ибо в руинах Иерусалим». И наоборот: если в Иерусалиме все хорошо, то Кесария сильно не в порядке. История показала, что языческая Кесария, где вино лилось рекой и оргии творились прямо на ипподроме, не выдержала конкуренции с монотеистическим Иерусалимом и сошла с дистанции.

Кстати, в этом городе арестовали и отсюда отправили в Рим апостола Павла.

После того, как Иерусалим пал под ударами римлян, именно Кесария стала центром религиозной (христианской) жизни. Здесь жили и работали такие выдающиеся церковные деятели, как Ориген, святой Иероним, Прокопий Кесарийский.

Кесария, театр времен Ирода Великого. Фото автора
Фото автора
Кесария, общий вид на город Ирода. Фото автора
Древнеримский туалет. Фото автора

Сейчас, конечно, античный город лежит в руинах, и те видны только после археологических раскопок. Хорошо сохранился здесь римский театр, в котором время от времени сейчас дают представления. Также относительно сохранились частные дома, присутственные здания, таверны, ипподром, несколько улиц, общественные бани и туалеты, храмовый комплекс византийских времен.

Ипподром Кесарии. Фото автора
Фото автора
Фото автора

В северной части города можно видеть остатки крепости-порта арабского периода и заградительных портовых сооружений античного периода.

Если вы любите археологию так, как люблю ее я, лучше запланируйте на Кесарию не меньше трех-четырех часов осмотра. За час получилось только проникнуться духом, а все облазить и спокойно подумать о вечности не вышло.

Хайфа

Если Тель-Авив, по известной израильской поговорке, развлекается, а Иерусалим, о котором речь впереди, молится, то Хайфа — работает. Это город, в котором расположен крупный порт, заводы, газоперерабатывающие предприятия. Но и привлекательных для туриста мест здесь немало.

Очень интересным показался нам всемирный центр Бахаи с многоярусными садами на горе Кармель. Бахаи — это монотеистическая религия, чьи корни лежат в исламе. Эта религия провозглашает самостоятельный поиск истины каждым верующим, отказ от предрассудков, равенство мужчин и женщин, гармонию между истинной религией и наукой, необходимость всеобщего образования и так далее.

Гробница основателя учения бахаи. Фото автора

В частности, одна из доктрин бахаи — что мир надо улучшать, принося в него красивые вещи и явления, творя красоту собственными руками. Поэтому всемирный центр этой религии — это огромный ступенчатый регулярный парк, строго симметрично засаженный красиво цветущими и декоративно-лиственными растениями. То есть если с одной стороны парка растет кипарис, то можете быть уверены — с другой стороны оси симметрии, которая проходит через сады сверху вниз, затем по улице Бен Гуриона и упирается в порт, растет точно такой же кипарис. Можете проверить мои слова, если интересно: все растения в садах Бахаи я увидеть не успела.

Вид на сады Бахаи и нижнюю Хайфу. Фото автора

Парк занимает 19 террас и разбит не так давно — открытие его состоялось в 2001 году. Сады открыты для всех и их посещение бесплатно, однако в некоторые части — например, в усыпальницу основоположника религии бахаи – пускают только с гидом и строго в определенные часы. В садах нужно соблюдать несложные правила, которые любезно объясняют на входе.

А какая там коллекция суккулентов под открытым небом — ценителям и знатокам из иных климатических зон остается только завидовать.

Коллекция суккулентов в садах Бахаи. Фото автора

Великолепный вид на сады Бахаи открывается с променада Луи на одной из террас горы Кармель.

Фото автора

Также на горе, над морем, находится Стелла Марис — храм и монастырский комплекс. Поскольку гора Кармель была известна как место жительства и проповедей ветхозаветного Илии Пророка, то во времена крестовых походов гору начали заселять отшельники, позднее организовавшиеся в Орден братьев Богоматери горы Кармель, или кармелитов. Первый монастырь они построили в XIII веке, но он просуществовал недолго: был разрушен во время падения государства крестоносцев под ударами мамлюков. В XVII веке кармелиты снова вернулись на исконные места зарождения ордена и после некоторых приключений основали монастырь прямо над гротом, где, по преданию, жил Илия Пророк. Правда, чтобы построить там монастырь, основателю его пришлось окончательно разрушить средневековую греческую церковь и часовню византийского периода, но кто же будет вдаваться в такие частности...

Монастырь стоял себе до самой Наполеоновской кампании 1799 года. После того, как Наполеон ушел из этих мест под ударами турков, комплекс зданий несколько раз стерли с лица земли, но затем все-таки восстановили — в 1836 году. И уже этот монастырь могут видеть сегодня туристы.

Акко

Или Акра. Город крестоносцев, где мы словно попадаем в гости к кумиру моего детства — Ричарду Львиное Сердце. Вообще, конечно, история города уходит практически в вечность — первое поселение на этом месте датируется 3000 годом до нашей эры. А без перерыва люди живут тут уже 4 тысячи лет. Такие сроки плохо укладываются в голове, но впечатление производят.

Акко. Фото Itamar Grinberg

Давайте все же перепрыгнем весь период раннего, египетского, хеттского, римского и прочих периодов правления города и перейдем прямо к Крестовым походам, когда пришедшие из Европы рыцари явились в Святую землю, чтобы отвоевать у неверных Гроб Господень, и нашли в Акко удобный плацдарм для завоевания. Собственно, именно в этот порт крестоносцев привезли на кораблях венецианские, пизанские и генуэзские купцы, которые активно торговали с Акко времен раннего мусульманского владычества. Расцвет портовых городов Италии связан как раз с крестоносцами и их сообщением с Акко.

Город стал столицей государства крестоносцев в Палестине — Иерусалимского королевства, был хорошо укреплен — остатки замка и крепости до сих пор поражают воображение туристов, воспитанных на рыцарских романах. Однако представители воинствующих монашеских орденов, которые по большей части населяли город в этот период, не ужились с купцами и другими жителями города. После междоусобиц и распрей город пал под ударами мамлюков — начался турецкий период в его существовании.

В первую очередь в Акко надо идти в комплекс крепости-монастыря Госпитальеров Святого Иоанна. Высоченные готические своды, толстые стены, полутьма — и фильмы, которые транслируют прямо на стены церкви. В зале-рефекториуме (трапезной), где решалась судьба королевства Иерусалимского, стоят колонны, которые не охватить вшестером. Этот зал также интересен тем, что является переходным по своей архитектуре от романского стиля к готическому. Часть залов, явно построенных позже, демонстрирует уже чистую готику — например, помещения в западном крыле — общежитии.

Особенно впечатляет, конечно же, подземный ход, которым немногие уцелевшие крестоносцы пытались достичь гавани и уплыть в безопасную Европу. Однако купцы были неумолимы: нет денег — нет и спасения. Таким образом, большая часть крестоносцев, населяющих Акко, погибла в порту...

Расцвет и реставрация старых укреплений города в турецкий период были связаны с правителем Аль-Джаззаром, который властвовал здесь в конце XVIII века. О нем и о турецком правлении в необычном контексте вам расскажет исторический ролик, который туристам показывают в комплексе турецких бань, ставших сейчас музеем. Разумеется, вся история турецкого периода связана в этом ролике с хаммамом — центром общественной жизни города.

А потом стоит просто погулять с фотоаппаратом по старому городу, насладиться сочетанием средневековья, турецкой архитектуры XVII-XVIII веков и современности — трансформаторных будок, антенн спутникового телевидения, кондиционеров. Ну и, конечно, покататься на прогулочных корабликах в порту. Замечу, что друзья, живущие в Израиле, советовали мне приехать в Акко поздно вечером, когда большинство туристов уже уехало, а местные жители ложатся спать. Говорят, незабываемые впечатления.

Продолжение следует — на берегах озера Кинерет.

Елена Виноградова,

"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях