Беспилотные летательные аппараты весом более 250 граммов с марта 2016 года будут обязаны иметь регистрацию. Такой закон в третьем чтении принят депутатами Госдумы, а в интернете уже начали собирать подписи за внесение в него критических правок.
Госдума РФ приняла поправки по использованию БПЛА в воздушном пространстве РФ, не удосужившись подробно разобраться в сути вопроса. В этом уверен Сергей Нохрин, который инициировал сбор подписей под петицией на сайте Change.org за внесение правок в уже принятые поправки к Воздушному кодексу. С ним согласны уже, как минимум, 3,5 тысячи человек.
Речь идет о документе, согласно которому с марта 2016 года любой беспилотный летательный аппарат весом более 250 граммов должен быть зарегистрирован. Чтобы понимать масштаб, из найденных «Фонтанкой» в интернет-магазинах дронов под эту категорию попадают даже игрушечные квадрокоптеры на радиоуправлении с ценником от 30 тысяч рублей. Многие из таких летающих беспилотников габаритами 30 на 30 сантиметров уже имеют вес от 380 до 450 граммов. При этом к ним будут предъявляться такие же требования, как и к большим беспилотным системам с взлетным весом от 2,5 килограмма и стоимостью от 1 млн рублей.
В частности, с марта «в отношении всех воздушных судов вводится норма, позволяющая в случаях, установленных уполномоченным органом в области гражданской авиации, иметь на борту документацию в электронной форме». Кроме того, Воздушный кодекс дополнили требованием исключить возможность «несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам». Выходит, что дать порулить квадрокоптером товарищу уже не получится.
«Вы приравняли к БПЛА абсолютно все типы дистанционно управляемых летательных аппаратов. Таким образом, не разобравшись в вопросе, поставили под удар и без того едва дышащий в нашей стране вид спорта – авиамоделизм. Раздувается штат контролирующих органов, на это тратятся огромные деньги, которые продуктивнее было бы вложить в развитие того же авиамодельного спорта на государственном уровне», – обращается к законодателям Сергей Нохрин.
В заочной беседе с Нохриным глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев заявил СМИ, что учетом беспилотников с небольшим весом могла бы заниматься даже негосударственная структура или общественная организация. По его мнению, это необходимо сделать, так как квадрокоптеры «опасны в случае применения в условиях терактов».
Что касается критерия по весу БПЛА, то здесь Москвичев предлагает действовать опытным путем: «Раз нет практики применения, пока мы прописали 250 граммов, посмотрим и проанализируем. Если увидим, что это слишком низкая планка, надо выше килограмма, то мы внесем поправки».
Здесь стоит отметить, что изначально законопроект предусматривал регистрацию беспилотников весом более 30 килограммов. Норму в 250 граммов добавили после второго чтения. Можно предположить, что на российских законодателей повлиял международный опыт. В ноябре 2015 года авиационные власти США опубликовали рекомендации по регулированию в области применения БПЛА.
Как и в российском документе, речь идет о регистрации беспилотников весом от 250 граммов. Кардинальное различие в том, что при этом регистрироваться должны не летательные аппараты, а их владельцы. Он, в свою очередь, может иметь в авиапарке неограниченное количество летательных аппаратов. При этом минимальный возраст авиатора – 13 лет. Помимо имени и фамилии для регистрации там требуется только домашний адрес, который будет внесен в национальную базу данных.
Весь процесс регистрации проходит дистанционно. Доступ к базе данных осуществляется через веб-бразуер или мобильное приложение. После завершения процедуры владелец получает сертификат в электронной форме. Бумажная копия высылается по запросу. При этом каждому его беспилотнику присваивается регистрационный номер, который он должен нанести на фюзеляж летательного аппарата. Весь процесс регистрации бесплатный.
Сравнить американский способ с российским пока не представляется возможным. В открытых источниках нет информации о том, какие данные россияне должны предоставить государству, чтобы зарегистрировать беспилотный аппарат. Нет информации и о порядке регистрации. При этом срок вступления поправок в силу был сдвинут с конца 2016 года на март месяц. С учетом новогодних праздников у Минтранса и Росавиации остается около 2,5 месяца, чтобы разработать процедуру регистрации и заставить ее работать.
Андрей Меньшенин