Информационно-аналитический центр “Сова” представил в Петербурге доклад о радикальном национализме. Судя по нему, прошлый год ознаменовали резкий всплеск ультраправой активности, новые методы ксенофобии и прежняя инертность госвласти. Эксперты также опасливо смотрят в сторону Украины с “Правым сектором”, с которого российские неонаци могут взять пример.
Информационно-аналитический центр «Сова» представил в Петербурге доклад о радикальном национализме. Судя по нему, прошлый год ознаменовали резкий всплеск ультраправой активности, новые методы ксенофобии и прежняя инертность госвласти. Эксперты также опасливо смотрят в сторону Украины с «Правым сектором», с которого российские неонаци могут взять пример.
Подпитка
Эксперты аналитического центра «Сова», подытожив показатели ксенофобии 2013 года, сделали неутешительные выводы для общества и вполне оптимистичные – для националистов. Цифры говорят, что правый радикал в России расправил плечи.
По сути, говорят специалисты, прошлый год, с последствиями Пугачева, Бирюлево, «Русского марша» и полулегальных уличных рейдов правых, поставил крест на достижении властей по снижению ксенофобных настроений в 2009 – 2012 годах.
Как отмечает соавтор доклада «Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2013 году в России» Вера Альперович, вероятным поводом для роста ультраправого движения могла стать политика по ужесточению наказания для нелегальных мигрантов и ограничению въезда гражданам стран СНГ исключительно по заграничным паспортам.
– Вслед за этим в центральных СМИ наблюдалась открытая мигрантофобия, – подчеркнула Альперович.
Как следствие – любой чих националистов имел информационную подпитку, а пика ультраправые настроения достигли в Пугачеве. «Сова» напомнила, что массовые беспорядки начались после бытового конфликта чеченца и местного десантника. Но народ вышел на улицы с антимигрантскими лозунгами.
– Националистические движения, состоящие в основном из маргинальных слоев общества, не видят или не хотят видеть разницу между иностранцами из Средней Азии и россиянами из регионов Северного Кавказа, – заключила Альперович.
Добавили интолерантности и осенние выборы в субъектах Федерации. В стремлении завоевать электорат кандидаты, как следует из доклада, охотно разыгрывали антимигрантскую карту. Особенно ксенофобную тему развили в Москве.
«Раньше государство ничего, в общем, не делало для борьбы с интолерантностью и не давало на этом спекулировать. В прошлом году тоже ничего не делало, но и само спекулировало», – едко резюмировала Вера Альперович.
В России, по подсчетам «Совы», за год от расистского и неонацистски мотивированного насилия погиб 21 человек. Еще 183 получили ранения, 9 – серьезные угрозы убийством. Это выше прошлогодних показателей. Причем данные приводятся без учета жертв в республиках Северного Кавказа и массовых драках.
«Приводимая статистика не отражает реального уровня расистского насилия. Нам известна лишь небольшая часть подобных инцидентов. Утверждаем лишь, что, поскольку методика стабильна, можем оценить динамику», – отметили в «Сове».
Поиск пропагандистов
Из свежих тенденций эксперты акцентируют внимание на так называемом лимитированном насилии – демонстративных акциях без особого ущерба, но с мощным информационным эффектом. Директор «Совы» Александр Верховский назвал пионером известного националиста Максима Марцинкевича по прозвищу Тесак с его проектом «Оккупай».
– Дозированное насилие предполагает безнаказанность, – сказал Верховский. – Привлечь к ответственности активистов очень трудно, причем количество вовлеченных в национализм выросло в разы.
При этом, по мнению специалистов, федеральные власти продолжают традиционную линию риторического противостояния этническим националистам и этноксенофобии, и существенных перемен эта политика не претерпела.
Правоохранительные органы переориентировались, как следует из доклада, с расистского насилия на расистскую пропаганду.
Количество приговоров за проповедование националистических идей в прошлом году более чем в три раза превысило количество приговоров за насилие и вандализм вместе взятых, причем из 131 «пропагандистского» дела больше 100 – за материалы в интернете. По ним фигурантов осуждают, как правило, на обязательные и исправительные работы.
«Экстремистов теперь ловят в основном в социальной сети «ВКонтакте», – сообщила эксперт Наталия Юдина.
Перепрофилирование правоохранителей, считают в «Сове», стало основной причиной того, что в России прекратилось снижение уровня уличного расистского насилия.
«Очевидной профанацией» назвали аналитики пополнение Федерального списка экстремистских материалов. Он, как отметили в докладе, определенно никак не влияет на уровень проявлений интолерантности в обществе, зато приносит немалый общественный вред, и да и просто остается предметом возмущенных и саркастических отзывов.
«Существование этого громоздкого и неэффективного механизма просто бессмысленно», – считают в информационно-аналитическом центре. В 2014 году эксперты предполагают эскалацию межэтнической напряженности. По мнению Александра Верховского, России могут аукнуться украинские события. Действия тамошних националистов вряд ли оставят без внимания в российском националистическом движении.
– Власть должна отреагировать. В конце концов, народ делегирует свои ксенофобные чаяния государству, а не националистам. Полагаю, нашим гражданам нужна какая-то другая позиция государства, другая миграционная политика. Но пока я вижу только интеллектуальные тупики, – пояснил директор «Совы».
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"