В банальной и грустной истории про очередную обманутую старушку случился неожиданно героический хеппи-энд. Жительницу блокадного Ленинграда, 76-летнюю пенсионерку обманули мошенники, у неё выманили все деньги, подаренные роднёй на Новый год и день рождения. Но старушка оказалась не промах, и через пару часов её обидчик уже сидел в "обезьяннике". Теперь пенсионерка, блеснувшая артистизмом и смекалкой, ведёт собственное расследование.
Валентина Александровна Бабарыкина живёт в посёлке Лебяжье Ломоносовского района. Живёт одна, но многочисленная родня её не оставляет. У неё есть двое сыновей, которые, правда, живут на Дальнем Востоке, зато постоянно маме звонят. Дочку она похоронила 3 года назад, но в Петербурге у неё есть зять и внук. Вот этот внук, Миша, и оказался невольно замешан в историю, в результате которой Валентина Александровна лишилась 15 тысяч рублей и едва не потеряла веру в человечество.
- Я ж ведь теперь со всеми разговаривать боюсь, - поделилась она с "Фонтанкой". - Раньше всем верила, а теперь до чего напугана! Вот ваша как фамилия? Дайте-ка я запишу…
Такой бдительной Валентина Александровна стала после 4 января этого года. На днях она справила 76-летие, гости продолжали идти с подарками, и у неё как раз сидели подруга и зять.
- И тут звонок на домашний телефон - внук, - рассказывает она. - Я удивилась очень. Он не любит звонить на домашний, всё на сотовый. А он говорит: бабушка, у меня телефон глючит, ты мне на него не звони, я его разобрал.
Голос был - ну точно внучок Миша. Разве что бабушке показалось, что мальчик чем-то расстроен. А мальчик и спрашивает: "Есть ли у тебя, бабуля, денежки?"
- А мне как раз зять подарил на день рождения 15 тысяч, - продолжает Валентина Александровна. - Ну, я ему и отвечаю: есть 15 тысяч, а если надо больше, то придётся в сберкассу идти.
"Внучок", конечно, попереживал, что денег мало, но согласился взять и 15 тысяч. Сказал, что за деньгами заедет его друг Дима. Просил только никому не рассказывать об этом.
"Друг Дима" позвонил через четверть часа. Валентина Александровна подробно ему объяснила, как найти её дом и какая квартира. Очень скоро парень позвонил в дверь. Чаю попить отказался, очень уж торопился, деньги схватил в прихожей и побежал вниз по лестнице. Подруга, сидевшая у Валентины Александровны, заметила, как та отдала незнакомому три купюры по 5 тысяч. Зять увидел в окошко, как деньги уехали на чёрном "Форде". Но на их вопросы наша блокадница не отвечала. Она ж ведь слово дала внуку, а её слово - кремень!
Так бы это и закончилось, как все подобные истории: пришёл бы с работы внук Миша - и узнала бы бабуля, что деньги отдала невесть кому. Но мошенники оказались жадные и очень наглые.
- Минут через пятнадцать опять звонок на домашний, - продолжает Валентина Александровна. - "Бабушка, нужно ещё 35 тысяч". Ну, говорю, мне тогда надо в Сбербанк, пусть этот твой Дима, раз он на машине, за мной заедет.
Начались сборы для похода в сберкассу. И тут уж скрыть звонок "внука" не удалось. Зять вскипел, что сын тянет деньги с бабушки, и всё-таки позвонил ему на тот самый сотовый, который якобы сломался и разобран.
- После этого он мне и говорит: развели тебя, мать, - вздыхает Валентина Александровна. - Звони, говорит, в полицию. Я погоревала, что пропали деньги, но в полицию позвонила. И говорю им: сейчас он снова приедет, в Сбербанк меня повезёт, так что приезжайте, я его задержу.
"Друг Дима" пришёл на этот раз пешком, а следом подъехало такси, которое, как он сам сказал, он вызвал для старушки. Полиции не было. Зять вышел страховать тёщу: будто бы с собачкой прогуливается, а сам то на злоумышленника посматривает, то тоже полицию высматривает.
- И начинает парень меня в эту машину усаживать, чтобы уже ехать. А как я поеду - без полиции-то? - разводит руками бабушка. - Ну, я ему начинаю говорить, чтобы сначала он в эту такси садился. А сама взяла его за руку и держу. Держу, держу, разговариваю с ним, а полиции всё нет и нет. Потом смотрю - полиция наконец появилась. Ну, я и говорю: вот, мол, он. И его увезли. Потом приходили ко мне, я на вопросы отвечала.
С тех пор прошло 2 недели. Валентина Александровна очень ждёт, чтобы ей поскорее вернули её 15 тысяч рублей, всё-таки подарок зятя. Она торопит следствие. Выдвинула инициативу: надо, говорит, взять распечатку звонков на АТС.
- Надо ж проверить, кто мне звонил примерно с одиннадцати до половины второго, - объясняет. - Один и тот же был номер, а может, разные, надо ж всё знать! А может, он не один - этот "Дима", может, ещё кто по старикам ходит?
Полиция не торопится, поэтому Валентина Александровна сама решила собирать вещдоки.
- Вот теперь сижу - боюсь на улицу выходить, - вдруг начинает плакать наша "мисс Марпл". - Дверь-то у меня вон какая тонкая. Зять-то хоть и приезжает часто, а живёт ведь в Питере…
Валентина Александровна - из детей блокадного Ленинграда. Ей было 3 года, когда началась война. Почти всю войну она провела в детдоме. Запомнила, как её везли в детдом через Ладогу. Брата и сестру тоже увезли, куда - она не знала. Потом оказалось, что их раскидали по разным детдомам. Потому что отец ушёл на фронт, а маму посадили.
- Помните сталинский закон про "три колоска"? - у неё снова глаза на мокром месте. - А у мамы нашли зёрнышки. У неё было трое детей, кроме меня - мои старшие брат и сестра. Нам совсем нечего было есть. И вот женщины нашли где-то остатки зерна на складе и набрали домой. Потом к нам пришли, нашли у мамы это зерно, арестовали её.
После войны её и брата нашла старшая сестра. Их определили к отцу, а у того была уже новая семья. Только потом нашлась мама, вышла из тюрьмы. И забрала их.
В детстве Валентина Александровна мечтала стать продавцом. Наверное, из-за голодного блокадного детства и тех "трёх колосков", из-за которых она на несколько лет потеряла маму. Но в продавцы в СССР таких, как она, не брали, пришлось поступить в культпросветучилище.
- Там готовили офицерских жён, - смеётся. - А я замуж вышла не за офицера.
Она немного поработала по специальности в деревенском клубе, поездила по комсомольским стройкам, родила троих детей. Только потом сбылась её детская мечта: она стала продавцом в маленьком магазинчике в Ломоносовском районе. Но тут как раз случилась приватизация - и их магазинчик забрали "новые русские".
С тех пор она живёт в своём домике в посёлке Лебяжье Ломоносовского района, и главное событие - когда родные приезжают к ней. Но теперь у ломоносовской "мисс Марпл" появилось важное дело: изобличить мошенников окончательно. А то, говорит, она узнала, что этого "Диму" отпустили.
- Как это называется, забыла… - морщит она лоб. - Вот-вот: под подписку о невыезде.
Она боится, что под этой самой подпиской "Дима" ещё кого-нибудь обманет. Каких-нибудь стариков, которых, в отличие от неё, защитить совсем некому. Поэтому в понедельник она пойдёт брать распечатку своего домашнего телефона.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"