
Периодически то один банк, то другой либо закрывает программы автокредитования, либо перестает выдавать ссуды на покупку автомобилей клиентам «с улицы», предлагая этот продукт только корпоративным и ВИП-клиентам. Что это – новая тенденция на банковском рынке или просто частные случаи изменения кредитной политики конкретных финансовых организаций, разбирался «Водитель Петербурга».
Куда катятся автокредиты?
В прошлом году программу автокредитования упразднил Банк24.ру, а в середине ноября 2013 года вся информация об автокредитах исчезла с сайта банка «Открытие». Впрочем, пресс-служба последнего подтвердить или опровергнуть то, что банк перестал выдавать автокредиты, не пожелала.
Но и представители тех финансовых организаций, в которых никаких видимых перемен с автокредитами не происходит, в частных беседах признаются, что на данный момент это один из самых рисковых банковских продуктов, и хоть его и не упраздняют, активно продвигать тоже не планируют.
На это есть свои причины. По словам топ-менеджера одного из федеральных банков, пожелавшего остаться неизвестным, некоторые финансовые организации предпочитают не бороться за долю рынка с банками, созданными автопроизводителями, ведь те могут себе позволить порой даже откровенный демпинг. А таких «карманных» банков появляется все больше, и они сейчас есть не только у производителей машин премиум-сегмента, но и у массовых марок.
Впрочем, не исключено, что это всего лишь частное мнение. Гораздо более весомый камень в огород автокредитования – довольно большая доля просрочки, которая, если верить статистике, растет с каждым годом. Правда, в последнее время этот рост все же чуть замедлился. Так, по данным Национального бюро кредитных историй, к концу 3-го квартала 2013 года доля автокредитов с просрочкой более 90 дней составила 3,6%, что лишь на 0,1% больше, чем было в начале января. Тем не менее и это заставляет банки повышать ставки и ужесточать требования к заемщикам.
Однако в целом динамика рынка автокредитования скорее положительная. По данным исследовательской компании Frank Research Group, за три квартала этого года прирост объема портфелей по автокредитам у всех российских банков составил 14% – даже чуть больше, чем за январь - сентябрь 2012 года, когда объемы выросли на 13,6%.
Как отмечает Илья Злуницын, региональный директор Северо-Западной дирекции Росбанка, главная проблема рынка автокредитования на данный момент состоит в том, что на фоне ожидания стагнации национальной экономики потребители покупают меньше новых машин. А дальше идет цепная реакция – дилерские центры еще в середине этого года начали сообщать банкам о спаде продаж и, как следствие, снижении объемов выданных «на местах» кредитов. А банки предпочитают не заманивать новых клиентов, снижая ставки, а концентрируются на том, чтобы выдавать займы как можно более благонадежным потребителям.
«Однако это не значит, что банки намеренно сворачивают программы автокредитования. Этот сегмент всегда был в авангарде рынка и на сегодняшний день продолжает оставаться интересным для большинства игроков. Я думаю, в 2014 году будет наблюдаться снижение темпов роста автокредитного направления, чему будет способствовать и прекращение программы льготного автокредитования, которая реализовывалась за счет госсубсидий», – уверен эксперт.
Напомним, что данная программа, запущенная в июле этого года, позволяла заемщикам приобретать новые легковые автомобили не дороже 750 тысяч рублей с помощью кредита со сниженными процентными ставками. При этом государство за счет субсидий «уменьшало» ставку для конечного потребителя примерно на 9 процентных пунктов. По мнению представителей автодилеров, реализация данной программы хоть и не помогла избежать падения продаж автомобилей, но все-таки сделала его менее резким.
Андрей Мальцев, заместитель председателя правления «Нордеа Банка», считает, что, несмотря на сложности на рынке автокредитования, данный сегмент по-прежнему является одним из основных направлений розничного бизнеса и заметным источником дохода для банков. «Кроме того, благодаря наличию ликвидного залога риски полных потерь по таким кредитам значительно ниже, чем по потребительским кредитам или кредитным картам. Случаи сворачивания программ автокредитования могут быть единичными. Большинство банков, безусловно, продолжит выдавать такие кредиты. Что касается процентных ставок, то в среднесрочной перспективе они останутся, скорее всего, на уровне сегодняшних значений», – прогнозирует Андрей Мальцев.
Александр Конышков, директор Северо-Западного регионального центра ЗАО «Райффайзенбанк», считает, что ставки по автокредитам в начале следующего года будут меняться разнонаправленно, в пределах 1,5 - 2 процентных пунктов. «Банки с ограниченной ликвидностью будут вынуждены пересмотреть свою кредитную политику и ужесточат требования к заемщикам, поэтому скорректируют ставки вверх. А крупные игроки скорее, наоборот, будут снижать ставки», – предполагает банкир.
Карманный кредитор
Хотя банки, созданные крупными автопроизводителями, заняли достаточно сильные позиции по своим маркам, универсальные финансовые организации не воспринимают их как серьезную угрозу для своего бизнеса. «Кэптивные банки уже сейчас имеют большую часть рынка по своим маркам, некоторые банки производителя имеют более 60% от объема кредитных продаж своей марки автомобиля, – рассказывает Никита Демидов, региональный управляющий финансовой группы БКС. – Плюсом кэптивного банка является его связь с автосалоном и сервисным центром, в котором будет обслуживаться автомобиль. В момент продажи менеджер использует систему скидок и бонусов автопроизводителя, лоббируя продажу автомобиля в кредит кэптивного банка. Но у программ некоторых кэптивных банков есть и свои минусы. В первую очередь, это узость кредитной линейки, а в некоторых случаях и более высокая, чем у универсальных банков, ставка».
Есть у «карманных» банков и другие недостатки. Как рассказал нашему корреспонденту Александр Конышков, обслуживание кредита в кэптивном банке может вызвать определенное неудобство и даже дополнительные расходы со стороны клиента. Дело в том, что такие банки обычно не имеют сети отделений и банкоматов с функцией пополнения счета, поэтому заемщику придется ежемесячно погашать задолженность с помощью безналичного перевода из другого банка, который возьмет комиссию за свои услуги.
По словам Ильи Злуницына, кэптивные банки иностранных автоконцернов давно работают на российском рынке, они заняли свою нишу и не претендуют на вытеснение остальных игроков из кредитного сектора. «Несмотря на то что кэптивные организации созданы для поддержки и стимулирования продаж своей продукции и предлагают более низкие ставки по автокредитам, они не имеют собственной инфраструктуры и не заинтересованы в создании широкого ассортимента программ. В итоге данные финансовые институты работают с определенной категорией потребителей, но в то же время на рынке остается большое число клиентов, которым их продукты не подходят. Более того, в большинстве случаев потенциальному заемщику удобнее и выгоднее взять кредит в том банке, в котором у него уже есть вклад, зарплатный проект и т. д. или получить более выгодные условия по автокредиту в рамках программ лояльности», – поясняет представитель Росбанка.
Только для своих
Некоторые банки для снижения рисков решили не выдавать ссуды на покупку автомобиля сторонним клиентам, доверяя лишь «зарплатникам» и ВИП-клиентам, ведь в надежности и платежеспособности заемщиков этих категорий сомнений не возникает. Впрочем, есть и обратные примеры. Так, «Альфабанк», который больше года работал по схеме «только для своих», совсем недавно – в конце ноября 2013 года – снова стал предлагать автокредиты «для прочих категорий заемщиков».
Тем не менее условия кредитования для «особенных» и «обычных» клиентов сильно отличаются во всех банках. Разница в ставках достигает 8 - 12 процентных пунктов, а пакет документов у заемщика «с улицы» должен быть в несколько раз толще, чем у «своего». Эту тенденцию сами банкиры объясняют тем, что финансовые организации заинтересованы в привлечении качественных заемщиков, а также клиентов с подтвержденным доходом.
«Такой подход позволяет снижать риски, наращивать кросс-продажи и формировать сбалансированные кредитные портфели. Именно поэтому банки разрабатывают специализированные программы лояльности, поощряя добросовестных клиентов привилегиями в форме более низких ставок по кредитам, бесплатных дополнительных опций, бонусов и т. д. Однако речь не идет о том, чтобы работать только с этой категорией клиентов», – утверждает Илья Злуницын.