Конституционное право на юридическую помощь поставлено под сомнение в петербургской транспортной полиции. Гражданину пришлось в суде доказывать очевидную истину – своё право быть допрошенным в присутствии адвоката. До инцидента он имел неосторожность пожаловаться на сотрудников ведомства в Управление собственной безопасности МВД.
За юридической помощью в суд
Герой этой истории – обычный петербургский студент, фамилию которого мы не называем: суд пока не признал его преступником, а жизнь и карьера юноши в самом начале. Сегодня он обвиняется в незаконном хранении наркотиков в рамках уголовного дела, из которого было выделено в отдельное производство ещё одно уголовное дело.
Молодого человека защищает адвокат Константин Кузьминых, одним из других клиентов которого является легендарный петербургский рейдер Владимир Барсуков. 4 июля этот адвокат выиграл процесс в Выборгском районном суде Петербурга. Суд признал незаконными действия следователя Следственного управления Санкт-Петербургского линейного управления МВД РФ на транспорте Магомеда Гочияева, который выгнал адвоката из кабинета перед проведением допроса его клиента.
В мотивировочной части соответствующего постановления судья Наталья Вангонен разъяснила следователю довольно популярные в юридическом сообществе фрагменты УПК, где чёрным по белому написано: свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом. Также суд напомнил следователю про Основной закон, 48-я статья которого так и звучит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».
В производстве следователя Гочияева находилось уголовное дело, в рамках которого молодой человек обвинялся по 228-й статье УК («Незаконное приобретение наркотических средств»). Во время ознакомления с материалами дела юноша и адвокат Константин Кузьминых прибыли в кабинет следователя, чтобы перефотографировать некоторые материалы дела. К тому времени следователь выделил из этого дела материалы для отдельного производства, возбудил по ним новое уголовное дело и решил в рамках этого дела допросить студента в качестве свидетеля.
Тот не возражал, но попросил, чтобы на допросе присутствовал его адвокат. Но следователя Гочияева это почему-то категорически не устроило: он прогнал адвоката из кабинета, сославшись на то обстоятельство, что Константин Кузьминых имеет ордер на защиту интересов юноши лишь в рамках первого дела. В этом не было ничего удивительного, потому что ни на тот момент, ни сейчас второе дело никакого процессуального отношения к молодому человеку не имело и не имеет, о допросе его не предупреждали, более того, допросить его следователь собирался в качестве свидетеля.
Адвокат Кузьминых пытался объяснить следователю, что он готов оформить и предоставить ордер через несколько часов и просил того перенести допрос. Когда следователь отказался, адвокат предложил ещё один вполне законный вариант: его подзащитный мог прямо в кабинете следователя выписать адвокату доверенность на преставление его интересов в простой письменной форме – но следователя и это не устроило. Константину Кузьминых пришлось уйти, а молодой человек просто был не в курсе, что имеет право отказаться давать показания без присутствия адвоката.
Материалы УСБ уже в Следственном комитете
Из мотивировочной части постановления Выборгского районного суда Петербурга можно сделать вывод, что необходимость столь срочного допроса студента в качестве свидетеля на самом деле была обусловлена не только неверно истолкованным долгом службы. В документе, в частности, написано:
«В ходе допроса и сам следователь Гочияев М.К., и активно участвующий в допросе иной следователь, не имеющий отношения к уголовному делу, вначале оказывали давление на … в связи с его обращением в органы УСБ о вымогательстве с него денег сотрудниками СПб ЛУ УМВД на транспорте…».
Сам молодой человек дал на судебном заседании ещё более конкретные показания: «Мужчина, который находился в кабинете следователя, начал ему угрожать, он испугался и дал нужные следователю показания».
Следователь Магомед Гочияев, судя по всему, не видит ничего плохого в происшедшем. На суде он признал, что выгнал адвоката, но заявил, что сделал это, по его мнению, абсолютно законно – ведь у того не было ордера. Также следователь уточнил, что всё закончилось хорошо: юноша согласился быть допрошенным и подписал протокол…
Сегодня эта история выглядит весьма неоднозначно. Кроме того, что суд признал действия следователя незаконными, УСБ, по словам адвоката Кузьминых, провело проверку по заявлению молодого человека о вымогательстве у него денег сотрудниками транспортной полиции и направило материалы этой проверки в Следственный комитет для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Само же дело, в рамках которого молодому человеку предъявлено обвинение, находится на согласовании в прокуратуре, после которого оно либо вернётся обратно следователю Магомеду Гочияеву, либо отправится в суд.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»