В Петербурге общественники продолжают анализировать составы сформированных в конце мая новых УИКов, которым предстоит проводить выборы в ближайшие годы. Так, «Наблюдатели» нашли в списках 24 двойника и горожан, которые вовсе не записывались в состав избирательных комиссий. В «Яблоко» обращаются люди, записывавшиеся от этой партии, но распределенные от коммунистов. Как изменились УИКи, в чем особенности нового их состава, выясняла «Фонтанка».
В конце мая в Петербурге появились поименные списки членов 1818 УИКов. Выложены они были на сайте Городской избирательной комиссии в формате PDF. Общественники из «Наблюдателей Петербурга» перевели списки из 30 томов в таблицу и более читабельный вид, после чего перешли к анализу, результаты которого собираются постепенно озвучивать. «Фонтанка» узнала, как и кто попал в новые УИКи.
И стар и млад
В новых УИКах, по сравнению с прошлым набором, появилось большое количество молодых людей, зачастую, правда, представляющих весьма неожиданные организации и общества.
Например, в составе комиссии №612 можно увидеть Марию Баранову, 1994 года рождения, которая представляет общество инвалидов «Диабетическое общество «Диамир»». С ней вместе будет заседать юный коммунист Игорь Волынцев, 1995 года рождения. 22-летний участник общественной организации инвалидов за независимую жизнь «Мы — вместе!» Юрий Заболоцкий составит им компанию. Среди партийной молодежи в этом УИКе — 20-летняя Мария Лебедева из партии «Социальная защита», 21-летняя Екатерина Неревяткина из ЛДПР, Надежда Московкина, 1989 года рождения, из партии «Справедливая Россия».
Молодые люди присутствуют практически в каждой избирательной комиссии, и если попытаться найти в социальных сетях их по имени и фамилии, то с аватарок будут смотреть уже не привычные для УИКов и ТИКов Ирины Ивановны и Михаилы Сергеевичи, а Ирочки и Михи в модных шляпах, рэперских штанах, с накрашенными розовой помадой губами и кичкой на голове.
На вопросы «Фонтанки», как они оказались в УИКах, молодые люди предпочитают не отвечать. Так, 23-летний Денис Фаленков из комиссии №577 и вовсе не понял, о чем идет речь, когда к нему обратился корреспондент издания.
Между тем представительница всероссийской политической партии «Партия пенсионеров России» 23-летняя Екатерина Лоймитайнен на вопрос, как можно попасть в УИК, посоветовала: «В школу, в которой учились, обратитесь - там вам подскажут». Как выяснилось, многих новоизбранных членов УИК бывшие или нынешние учителя вызванивали и приглашали, а кого-то и просили поучаствовать в формировании комиссии.
Помимо молодых людей в списках встречаются и почти ветераны выборного дела. Так, в УИК №468 будет работать Баранов Дмитрий Николаевич. Этот член УИК, вероятно, видел и даже поддерживал революцию — мужчина 1906 года рождения, представляет партию «Коммунисты России». А в Невском районе гимназия №343 выдвинула в состав комиссии №1445 бухгалтера Маркову Татьяну Владимировну, 1911 года рождения.
Кстати, среди двух десятков тысяч членов УИК есть и те, кто имеет только начальное образование. Таких 7 человек: двое из них 1995 года рождения - Ушкова Анна Александровна, направленная в УИК от КПРФ, и Шаталов Александр Викторович от МО "Красненькая речка", остальные начальнообразованные члены УИК значительно старше.
Инвалиды и ветераны
Еще одна тенденция - в составе УИКов присутствует мощное представительство различных организаций инвалидов, ветеранов Чечни, Афганистана, пострадавших в Чернобыле.
Однако, когда «Фонтанка» попыталась узнать у Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ", почему те вдруг выдвинули 4 человек в УИКи Кировского района, выяснилось, что в самой организации об этом ничего не знали и об именах новоизбранных членов УИК первый раз слышали. Однако спустя некоторое время до корреспондента дозвонилась президент ассоциации и заверила, что в УИКи они направляли много людей, однако еще не интересовались, кого взяли, а кого — нет.
Что касается Межрегиональной благотворительной общественной организации "Отчизна", которая направила в ТИК №7 Кировского района 15 человек, то ее контактов поисковые системы не знают, однако она есть в реестре зарегистрированных организаций. Та же история и с МОО "Союз женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Союза женщин России: Интернет выдает лишь дату регистрации — 21 декабря 1990 года, адрес в Центральном районе и телефон, по которому отвечает детская поликлиника в Кронштадте. Организация при этом направила несколько десятков женщин (спасибо, хоть не мужчин) проводить выборы в Красносельском районе города. Кстати, «Союз женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области» входит в состав петербургского отделения Общероссийского народного фронта.
В отличие от предыдущих объединений в региональной общественной организации ’’Центр реабилитации инвалидов "ОРТОЛЮКС" заявили, что действительно направляли людей в избирательные комиссии, а на вопрос «почему?» неожиданно ответили: «Как? У нас же Чазов (бывший глава Приморского района, фигурант так называемого «мусорного дела». — Прим. ред.) был! Надо не допустить, чтобы еще раз такие люди появились в районе». Преследуя эти цели, инвалиды пошли проводить выборы в Василеостровский, Центральный, Кировский, Петродворцовый, Выборгский, Курортный районы.
В Санкт-Петербургской региональной общественной организации инвалидов "Союз "Чернобыль-Нева" также подтвердили: «Все заявленные люди наши, мы их направляли, уже лет 20 работаем на выборах. У нас 80% инвалидов и 20% обычных людей в организации, они и направлены в УИКи», - объяснил глава организации Юрий Гуляев.
Удалось «Фонтанке» связаться и с представителем инвалидов Калининского района - председателем контрольно-ревизионной комиссии «Единой России» в Калининском районе Андреем Полярушем. Он записался в члены УИК от Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ). Как рассказал сам Поляруш «Фонтанке», все дело в том, что он очень общительный человек. «Ведь главное, что меня взяли, а откуда - уже не важно. Но у меня там (в ВОИ. — Прим. ред.) много знакомых, есть даже очень хорошие. Я не то, чтобы состою в этой организации, но, когда у меня был бизнес, я им активно помогал», - отметил Поляруш. На вопрос корреспондента «Фонтанки», нет ли у него проблем со здоровьем, 30-летний единоросс ответил сначала, что нет, а затем добавил, что буквально накануне он упал в обморок и пришлось вызывать медиков.
Выборы с радужным оттенком
Как рассказала «Фонтанке» ЛГБТ-активистка Наталья Цымбалова, представляющая «Альянс гетеросексуалов за права ЛГБТ» в округе «Красненькая речка», откуда в свое время избирались в Совет Федерации Валентина Матвиенко и в ЗакС - Виталий Милонов, теперь в 6 УИКов прорвались представители борцов за права сексуальных меньшинств.
«Мы хотим предотвратить нарушения, которые происходили на этих участках раньше. Если к нам придет Милонов, мы готовы «дать бой». По словам активистки, после прошедших собраний понятно, что в составе комиссий набраны в основном «свои» люди.
Особых проблем пока у ЛГБТ-членов УИКов не возникло, однако одного из них умудрились не позвать на общее собрание.
Из зеленого в красный и другие ошибки
Почти всем желающим в ближайшие 5 лет проводить выборы удалось попасть в избирательные комиссии. Проблемы возникли только у «Яблока» и только на двух ТИКах - №11 и №22.
В ТИК №11, напомним, решили ограничить состав этих участковой избирательной комиссии законодательным минимумом - восемью членами и не допустили туда 21-го яблочника. В ТИКе №22 просто не нашли яблочных документов, которые туда приносил лично депутат Борис Вишневский.
Впрочем, как оказалось, некоторые яблочники все же стали членами УИК по этим территориям. Как рассказала «Фонтанке» Анна Сорокина, в последний день подачи документов ей позвонили из ТИКа №22 и попросили донести документы. «Я была очень удивлена, позвонила в «Яблоко» и спросила, не потеряли ли они мои документы, что случилось, мне не ответили. В результате я успела приехать, меня записали именно на тот участок, в который я не хотела идти, и сообщала об этом в прошлый раз, подавая документы. Пока я заново отдавала необходимые бумаги, меня зачем-то записали от коммунистов, я спросила, почему, но в ТИКе только отшутились», - поделилась Анна, работавшая до этого на выборах от «Яблока» сначала наблюдателем, затем — членом УИК.
По словам лидера «Наблюдателей Петербурга» Александры Крыленковой, среди 20 тысяч членов комиссий есть те, кто не подавал заявление вовсе, но был включен в список, так как работал на выборах до этого. Таким, например, стал Антон Лунин: «ТИК 22, 371 УИК. Я не имею никакого отношения к "Единой России", ни к составу избирательной комиссии на данный момент! Я не подавал никаких заявлений на дальнейшее участие в избирательной комиссии. Не отрицаю свое участие в выборах президента РФ и Госдумы в составе УИК. Больше ноги моей там не будет! Вычеркните мое имя из списка, это ошибка», - написал он на сайте «Наблюдателей Петербурга».
Другой комментатор остался недоволен, что его записали в «Справедливую Россию»: «22 ТИК, 371 УИК, я - член комиссии, но к СР отношения не имею », - написал Алексей Мельников.
Кроме того, анализируя состав УИКов, общественники обнаружили 24 человека, имеющих «двойников» - полных тезок, с таким же годом рождения. «Мы собираемся найти этих людей, спросить, подавали ли они вообще заявления на участие в УИК, ну и, конечно, писать запросы в горизбирком», - добавила Крыленкова.
Как на субботник
Всего в УИКи нужно было набрать 20 тысяч 333 человека. По мнению яблочника Виктора Дорогостайского, ни в одной политической партии нет такого количества активных членов.
«В основном в комиссии попали работники бюджетной сферы, которым сказали «надо бы». Они не фальсификаторы, им просто нужно посидеть и выдать бюллетени, как мне один из членов УИК заявил. Многие друг друга знают. Это же как субботник — добровольно-принудительно», - пояснил Дорогостайский.
Он отметил, что в основном в каждом ТИКе есть какое-то количество печатей общественных организаций, в каждом — свои, зачастую это никак не связано с самими организациями и тем, где они расположены. «В отличие от нас эти люди приносили копию паспорта и заявление, а не большой набор документов, включавший справку с работы, диплом и аттестат. Бумаги раскладывали по стопкам и ставили на них печать, поэтому среди ветеранов войны можно найти людей, которые к этому отношения не имеют, например, молодых девушек, а среди инвалидов — вполне здоровых людей», - пояснил он.
Ксения Клочкова «Фонтанка.ру»