В Санкт-Петербургский городской суд поступило уголовное дело, в рамках которого легендарного петербургского бизнесмена Владимира Барсукова и нескольких его товарищей обвиняют в организации покушения на фактического владельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева в 2006 году. Интригует вопрос: где оно будет слушаться – в Петербурге или Барсукова вновь будут судить в Москве, опасаясь его сторонников в городе на Неве? Это особенно важно, если вспомнить, что Барсуков собирается доказать свою невиновность коллегии присяжных, которых, в случае повторения первого сценария, придется транспортировать из Петербурга в столицу.
Прокурорский рекорд: 2000 листов в час
По словам адвоката Константина Кузьминых, Генеральная прокуратура в принципе не могла визировать обвинительное заключение по данному делу по весьма простой причине: чтобы утвердить обвинительное заключение по любому уголовному делу, необходимо изучить его материалы. Материалы уголовного дела, возбуждённого по факту покушения на Сергея Васильева, его охранников и убийства одного из них, составляют, по словам адвоката, 50 томов. Между тем это дело находилось в Генеральной прокуратуре, по словам Константина Кузьминых, около недели.
Адвокат даже подсчитал: чтобы ознакомиться с материалами такого дела за такой срок, надзирающему прокурору пришлось бы изучать материалы дела со скоростью около 2000 листов в минуту. Адвокат совершенно логично утверждает, что это невозможно. По этому поводу Константин Кузьминых, как он заявил «Фонтанке», уже написал исковое заявление в Петроградский районный суд Петербурга.
Кроме того, адвокат утверждает, что в Следственном комитете РФ (дело находилось в производстве Главного следственного управления СК РФ) каким-то образом потерялись 35 ходатайств, которые адвокат направлял руководителю следственной бригады Александру Халапову во время окончания процедуры предварительного следствия.
Присяжные на выезд?
Между тем данное уголовное дело только-только попало в Санкт-Петербургский городской суд. Об этом «Фонтанке» стало известно от пресс-секретаря суда Кристины Важениной. А подписанное прокурором и вызвавшее недовольство адвоката обвинительное заключение на днях было передано Владимиру Барсукову в изолятор «Матросская тишина».
Сейчас одной из основных интриг является место проведения будущего судебного заседания. Константин Кузьминых не исключает, что вновь будет принято политическое решение о проведении выездного судебного заседания Санкт-Петербургского городского суда в Москве, как было во время первого громкого суда над Барсуковым из-за опасения за безопасность участников процесса.
В данном случае это будет весьма сложно ещё и технически: ведь Владимир Барсуков намерен доказывать свою невиновность в совершении инкриминируемого ему преступления коллегии присяжных. Соответственно, коллегию присяжных должен будет сформировать Санкт-Петербургский городской суд, а потом какая-то неведомая сила должна будет заставить 12 основных народных заседателей и нескольких запасных ездить в Москву на каждое судебное заседание. Учитывая то обстоятельство, что процесс обещает быть сложным и, соответственно, долгим, такое развитие событий представляется плохо предсказуемым и еще более дорогостоящим для бюджета, чем в первый раз, когда траты уходили только на командировки судей.
Кристина Важенина по этому поводу заявила «Фонтанке»: этот вопрос уточнить сейчас она не берётся. Зато, по её словам, уже известно, какому судье предстоит председательствовать на будущем процессе – это судья Санкт-Петербургского городского суда Игорь Маслобоев. Последний раз он попадал в поле зрения журналистов в связи с вынесенным им беспрецедентно суровым приговором убийцам подчиненного Александра Бастрыкина - сотрудника Следственного комитета Дмитрия Марининова – четверо подсудимых получили 84 года лишения свободы.
Адвокат Кузьминых утверждает, что на предварительном заседании он и его коллега, известный петербургский адвокат Сергей Афанасьев, будут добиваться возвращения дела прокурору для исправления процессуальных нарушений.
Константин Шмелев, "Фонтанка.ру"
Напомним, покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Ролс-Ройс» с самим Васильевым за рулём и «Шевроле-Тахо» с охраной).
Братья Михалёвы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов. Автоматы «ждали» киллеров в специальном тайнике в заднем сиденье машины. Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву».
Стрелки без машины не смогли его догнать и убить. Зато охранники Васильева пострадали серьёзно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалёвых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий.
По версии следствия, Барсуков потребовал от Васильева крупную сумму компенсации за свой вклад в создание бизнеса, который на момент тех событий уже фактически принадлежал Васильеву. Тот, якобы, в категоричной форме отказался. 2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3-х других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова.
Игнатов полностью признал свою вину, дал показания на других участников преступления, благодаря чему дело слушалось в особом порядке, а сам Игнатов получил 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. 12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева.
На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием) он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
1 октября 2010 года Московский районный суд Петербурга признал виновным в незаконном перемещении оружия, из которого пытались убить Сергея Васильева, личного охранника Михаила Тюрина отставного офицера спецназа, участника боевых действий в Чечне, кавалера многочисленных государственных наград Александра Юрцева.
Благодаря чистосердечному признанию и сотрудничеству со следствием он был приговорен к 3-м годам условного лишения свободы. В середине ноября 2011 года Александр Меркулов был задержан в Украине и экстрадирован в Россию.
19 декабря 2011 года Московский районный суд Петербурга признал виновными в незаконном хранении и перемещении оружия, из которых был обстрелян кортеж Васильева, 3-х петербуржцев: Владимира Патапова, Игоря Чистюхина и Валерия Козина. Чистюхин и Козин, с самого начала признавшие свою вину и сотрудничавшие со следствием, получили по полтора года условного лишения свободы. Патапов, признавший свою вину только в самом конце судебного заседания, был приговорен к 1 году и 8 месяцам лишения свободы, которые как раз истекли в день вынесения приговора — он вышел на свободу в зале суда. В октябре 2012 года Санкт-Петербургский городской суд приговорил к длительным срокам заключения киллеров, непосредственно исполнивших нападение на кортеж Васильева — братьев Андрея и Олега Михалёвых.
В уголовном деле, ознакомление с дополнительными материалами которого Владимир Барсуков закончил 13 марта 2013 года, 5 обвиняемых: сам Владимир Барсуков, Вячеслав Дроков, Александр Меркулов, Александр Корпушов и некий Кузнецов, который, как полагает следствие, организовал доставку в Петербург киллеров.