В кругах, близких к Следственному комитету РФ, появился устойчивый слух: в Великобритании задержан объявленный в международный розыск предприниматель из Петербурга Михаил Тюрин. Его обвиняют в организации покушения на совладельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева. Заказчиком этого преступления следствие видит легендарного Владимира Барсукова и осужденного за рейдерство Вячеслава Дрокова.
Кандидат в организаторы
Михаил Тюрин (для друзей - Моня) - чрезвычайно интересный персонаж в резонансной истории, связанной с покушением на бизнесмена Сергея Васильева. Следствие видит его непосредственным организатором покушения, человеком, который своими руками и руками людей из своего окружения сделал всё то, что в мае 2006 года привело к гангстерской стрельбе на углу Левашовского проспекта и Ординарной улицы.
По формуле обвинения, Владимир Барсуков и Вячеслав Дроков решили убить Сергея Васильева и всех его охранников (такова последняя редакция обвинения, сулящая Барсукову пожизненный срок), с чем обратились к бизнесмену Александру Меркулову. А тот, по версии следствия, доставил из Рязани киллеров, передал их Михаилу Тюрину и попросил его сделать всё остальное.
С тех пор почти все участники этих событий попали в руки правоохранительных органов. Все, кроме Тюрина, которого в России никто давно не видел. 3 соучастника покушения на Васильева и 3 человека, хранивших использованное для этого оружие, уже осуждены.
Все подсудимые признали свою вину, сотрудничали со следствием, благодаря чему получили сравнительно мягкие наказания. И одним из аспектов их сотрудничества со следствием стали показания в отношении Михаила Тюрина — именно на основании этих показаний он был объявлен в международный розыск.
Сегодня этот впервые попавший в поле зрения журналистов предприниматель оказался последним не прошедшим суд обвиняемым по делу о покушении на Сергея Васильева. И хотя официальные инстанции не подтвердили «Фонтанке» факт задержания Тюрина за границей, но говорят, в ближайшее время его экстрадируют в Россию.
Парни из Рязани
Михаил Тюрин, как и большинство других участников этой истории, прибыл в Петербург из Рязани. Он являлся бизнес-партнёром Александра Меркулова в ООО «Экотрейд» и ООО «Кедр».
Про Тюрина его знакомые говорят крайне уважительно, называют авторитетным человеком в деловых кругах Рязани и Петербурга. Любопытно, что все люди, которые, по версии следствия, принимали участие в подготовке покушения на Сергея Васильева, признались на допросах, что делали это из уважения и признательности к Михаилу Тюрину. Видимо, у него очень развито чувство землячества — многие участники этой некрасивой истории рассказывали, как он помогал им обосноваться в Петербурге, содействовал в трудоустройстве. В то же время все они, похоже, его еще и побаивались.
По версии следствия, задание убить Васильева и его охранников было дано Александру Меркулову, который вызвал киллеров (следователи отводят эту роль членам рязанской группировки «Слоны», в частности братьям Михалёвым) и состыковал их с Михаилом Тюриным. А Тюрин якобы сделал всё необходимое для обустройства рязанских киллеров в нашем городе, организации подготовки преступления и безопасного ухода исполнителей с места убийства.
За большую часть транспортного обслуживания киллеров отвечал рязанец Алексей Игнатов, подрабатывавший в Петербурге частным извозом. На допросах он рассказал о своём давнем знакомстве с Михаилом Тюриным, который и ему помог обосноваться в Петербурге. О том, как выполнял просьбы Тюрина и в общем-то сначала даже был не в курсе того, с какой целью перегоняет какие-то машины, чинит их, подвозит каких-то людей по несколько раз на одно и то же место, перевозит сумки, в которых звякало что-то тяжелое, металлическое.
В конце концов водитель полностью признал свою вину, заключил сделку со следствием и, видимо, рассказал почти всё, что знал про других участников преступления. Благодаря этому отделался сравнительно лёгким наказанием - семью годами лишения свободы в колонии строгого режима (за соучастие в убийстве, в покушении на убийство нескольких человек и за незаконное приобретение и хранение оружия).
Пригодность оружия к употреблению проверял личный телохранитель Михаила Тюрина Александр Юрцев. Про оружие он знает не понаслышке — закончил Рязанское высшее училище ВДВ, принимал участие в боевых действиях в Азербайджане и Чечне. Бывший десантник тоже активно сотрудничал со следствием, благодаря чему 1 октября сего года отделался самым лёгким в этой истории приговором: 3 года условно.
Справка:
Покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы.
Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Ролс-Ройс» с самим Васильевым за рулём и «Шевроле-Тахо» с охраной). Братья Михалёвы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов.
Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву». Стрелки без машины не смогли его догнать и дострелить. Зато охранники Васильева пострадали серьёзно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалёвых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий.
С 2010 по 2011 год городской суд Петербурга вынес обвинительные приговоры 3 соучастникам покушения на Васильева и 3 хранившим использованное для этого оружие.
В июле 2012 года было завершено предварительное следствие в отношении ещё 5 обвиняемых: Владимира Барсукова, Вячеслава Дрокова, Александра Меркулова, Александра Корпушова и некоего Кузнецова, который, как полагает следствие, организовал доставку в Петербург киллеров. Скоро это дело отправится в суд.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»