На завершение реставрации Кронштадтского морского собора из федерального бюджета выделят около миллиарда рублей. Минкульт объявил конкурс на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ, работ по реставрации монументальной живописи, а также работ по приспособлению объекта к современному использованию на 905 миллионов рублей. Еще один конкурс – на 9,8 миллиона ведомство объявило на проведение технадзора за процессом реставрации. Конверты с заявками должны быть вскрыты 26 апреля.
Реставрация продолжается
Судя по документам, в Кронштадтском соборе должны быть восстановлены подиум хоров и мраморная облицовка ограждения хоров, мраморный пол в алтарной части, лампады над решеткой главного карниза храма, позолоченный выколотный карниз под балконом центрального купола, декоративные латунные решетки, гранитные ступени входов, решетчатые двери, светильники и флагодержатели 1-го этажа, а также живопись 1-го этажа. Среди работ значится и отделка помещений в Патриаршей зоне (в Нижнем храме). Общая стоимость составляет по смете 898 миллионов 842 тысячи 371 рубль 69 копеек. По изменениям конкурсной документации от 5 апреля 2012 года – 905 миллионов 427 тысяч 834 рубля и 01 копейка.
Одновременно стартовал и еще один конкурс - на право заключения государственного контракта на осуществление технического надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ, работ по реставрации монументальной живописи, а также работ по приспособлению объекта к современному использованию на объекте культурного наследия: «Никольский морской собор». Максимальная стоимость этого контракта - 9 миллионов 887 тысяч 266,09 рубля.
Заказчиком обоих конкурсов выступает Министерство культуры. Оба документа были размещены на сайте госзаказа 26 марта. Вскрытие конвертов намечено на 26 апреля, и пока никаких сведений об участниках тендера нет. Эксперты предполагают, что победителем выйдет ЗАО «Балтстрой». «Эту компанию всегда привлекают к крупным заказам – из политических соображений», - считают петербургские реставраторы.
ЗАО «Балтстрой» принимало участие в работе по реставрации многих знаковых объектов – например, Михайловского театра, хореографического училища имени Вагановой, Консерватории. Известно оно и в Москве – например, работами по восстановлению мебели и предметов декоративно-прикладного искусства в Большом Кремлевском дворце. Трудилась оно во благо и силовых ведомств – например, участвовало в ремонте здания Главного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и в строительстве здания ФСО России на Ильинке, 21, в Москве.
Любопытно, что реставрация многих объектов, проходившая при участии ЗАО «Балтстрой», сопровождалась скандалами, причем на удивление однотипными. Так, проверка, проведенная Росфиннадзором в Консерватории летом 2010 года, показала, что при ремонте здания были допущены финансовые нарушения на сумму более 12,5 миллиона рублей. В том числе ряд серьезных вопросов и предписание вернуть бюджету деньги за излишнюю оплату услуг и работ вызвали контракты, заключенные «Балтстроем» (по одному из них, к примеру, эта сумма составила 7 миллионов 200 тысяч рублей).
Возник конфликт и при ремонте Вагановского училища, причем, несмотря на требования антимонопольной службы, комитет по государственному использованию и охране памятников не стал исправлять конкурсную документацию – компания «Балстрой» оказалась единственным участником тендера на поставку шкафов и сейфов за 299,5 миллиона рублей.
К ремонту Михайловского театра предъявила претензии Росохранкультура. Проверка объекта культурного наследия федерального значения показала, что в Михайловском театре ведутся ремонтно-реставрационные работы без разрешения ведомства, проектная документация не согласована. По результатам проверки были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении самого театра и подрядной организации ЗАО «Балтстрой».
К скандалу, связанному с ремонтом ДК Кирова, ЗАО «Балтстрой» причастно только косвенно. Договор на выполнение работ по обследованию несущих конструкций, фундаментов и внутренних инженерных сетей был заключен с этим подрядчиком незаконно, но компания уже успела получить 4 миллиона 652 тысячи рублей.
На сайте арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области размещено 12 исков к компании «Балтстрой». Все они однотипны – подрядчики требуют выплатить им деньги за выполненные по договору работы. Завершаются судебные процессы на удивление одинаково – через некоторое время истцы отзывают свои заявления (правда, в одном случае стороны заключили мировое соглашение). Исключение составляют только две компании - ООО «Эверест», сумевшее пройти три инстанции и добившееся того, что суд признал долг «Балтстроя», оплатившего изготовление дверей для Вагановского училища только частично, и ООО «Полома Менеджмент», которое пытается получить с «Балтстроя» деньги за аренду бытовок, использовавшихся при реставрации Кремлевского дворца, - дело выиграно в первой инстанции.
Отложенная благодарность
Напомним, во время малого освящения Верхнего храма Кронштадтского морского собора прозвучало много слов благодарности в адрес благотворителей и спонсоров. Орден Славы и Чести получила жена президента РФ Светлана Медведева, а также депутаты Госдумы, главнокомандующий ВМФ, два председателя комиссии – по художественному убранству Морского собора и по контролю и мониторингу.
«И это правильно, - объяснил «Фонтанке» причастный к организации мероприятия церковный чин. – Основные деньги на восстановление выделила Москва, и этот факт мы и отметили». Правда, сдавали деньги на воссоздание храма и жители Кронштадта, и моряки, но об этом можно было узнать только из частных разговоров со священниками. И уж совсем скромно обошли во время освящения простых налогоплательщиков, то есть именно тех, чьи деньги в конечном итоге и выделены из бюджета на завершение реставрационных работ.
Впрочем, не удостоились похвалы и те, кто воссоздавал храм своими руками – работая по 12 часов в день и в условиях, мало отличающихся от тех, что были во времена Андрея Рублева. К реставрации убранства Кронштадтского собора были привлечены специалисты из Москвы, Самары, знаменитых центров русского искусства – Палеха, Холуя, Мстеры, работали и петербуржцы. «Мы начинали с нуля, - рассказывают палешане. – Купол был белый – выполнили разметку, перевод рисунков и орнаментов, нанесли цвета, выполнили роспись. Всем этим занимались первые 10 человек. Потом уже делали сетку из птиц и барабан. Количество работников постепенно увеличивалось».
Летом и осенью 2011 года общее количество работников доходило до 500 человек. Среди них были художники, реставраторы, специалисты по обработке камня, изготовители декора, маляры, штукатуры, монтажники и подсобные рабочие. День начинался 8.45 с инструктажа по технике безопасности и завершался в 22.00 – с тремя перерывами (2 по 15 минут и один 30) и обедом. Причем качество лесов, во всяком случае на первом этапе, было, как говорят сами реставраторы, «ужасающим».
С нуля восстанавливали и Нижний храм – здесь работы все еще не завершены. На церемонии освящения собора туда спустились только патриарх и чета Медведевых - журналистам «полработы» решили не показывать. Не завершены и галереи собора. Все это планируется закончить в 2013 году, и тогда, как заверяют в фонде «Кронштадтский морской собор», совершится чин Великого освящения, после чего собор откроют для прихожан.
Рядовых жертвователей и реставраторов обещают отблагодарить позже – во время Великого освящения. Тех, кто своими руками возвращал Кронштадту собор, намереваются даже наградить. «Я как раз сейчас составляю списки тех, кого обязательно надо будет отметить, - заверил корреспондента «Фонтанки» генеральный директор фонда «Кронштадтский морской собор» Андрей Кононов. – Никто забыт не будет».
Пока же, вопреки обещаниям «вписать свое имя в историю Русской православной церкви», которое имеется на сайте Кронштадтского собора, слов благодарности не удостоились ни авторы эскизов росписей — художники Никита Нужный и Александр Лезер, ни Юлия Белова, которая выполнила наполнение иконостаса и витражей. Не прозвучало на освящении храма ни слова в адрес компании «Интекс», выполнившей шесть витражей. Не был назван и Воронежский колокололитейный завод имени В. Анисимова, на котором был изготовлен весь набор колоколов для храма. Благодарили и упоминали во время службы исключительно спонсоров и покровителей реставрации.
По информации «Фонтанки», подрядчики и субподрядчики – от художников до специалистов по прокладке инженерных коммуникаций - не дождались не только благодарности, но и части заработанных денег. Зарплату им перестали платить осенью 2011 года – деньги задержались, как объясняют в компаниях, из-за бюрократических проволочек – бюджеты должно утвердить федеральное правительство.
«Первое время нам платили очень хорошо, мы никогда не зарабатывали столько, - рассказывают представители субподрядчиков. – А потом перестали. Объясняют, что денег нет, поскольку происходит какое-то переоформление имущественных отношений. Цепочка очень сложная, финансирование утверждается на правительственном уровне, и до нас средства пока еще не дошли». По данным «Фонтанки», сейчас деньги ожидают около ста человек, средний размер задолженности – 60 - 80 тысяч рублей.
Впрочем, говорить о невыплаченных деньгах те, кто занят на реставрации собора, не хотят. Одни побаиваются. Другие уверены, что все наладится. «Это временные трудности, их преодолеют. Главное, что нам никто не отказывается платить», - считают они и подчеркивают, что ситуация не критична.
Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"
.