18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
07:17 19.10.2018

Коллекционер хочет отказаться от картины через суд

Коллекционер Андрей Васильев, ставший обладателем подделки картины художника Григорьева «В ресторане», подал иск к продавцу о расторжении сделки. Третьими лицами в иске названы Русский музей и его бывший искусствовед Елена Баснер. Васильев просит суд вернуть все на круги своя: продавцу - картину, ему - деньги. Тем временем уголовное дело по факту мошенничества с произведением искусства до сих пор не возбуждено.

Коллекционер хочет отказаться от картины через суд

архив: Фонтанка.ру

Коллекционер Андрей Васильев, ставший обладателем подделки картины художника Григорьева «В ресторане», подал иск к продавцу о расторжении сделки. Третьими лицами в иске названы Русский музей и его бывший искусствовед Елена Баснер. Васильев просит суд вернуть все на круги своя: продавцу - картину, ему - деньги. Тем временем уголовное дело по факту мошенничества с произведением искусства до сих пор не возбуждено.

Предварительное заседание по иску Андрея Васильева к Леониду Шумакову, продавшему ему картину, заявленную как полотно художника Бориса Григорьева «В ресторане», но оказавшуюся подделкой, а также к бывшему искусствоведу Русского музея Елене Баснер и самому музею прошло 26 декабря в Василеостровском районном суде. Ответчик Шумаков не только сам не пришел в суд, но даже не прислал представителя. Поэтому его отношение к иску пока никак не отражено. Баснер, которая не отрицает своего участия в сделке, заявила на суде, что передавала Шумакову для продажи настоящую вещь. Представитель Русского музея пока не проявил себя каким-либо образом. Коллекционер Васильев на заседании подтвердил свои  исковые требования.

Он напомнил, что обладателем спорного полотна он стал в июле 2009 года, когда его знакомый Шумаков, зная интерес Васильева к произведениям русского искусства начала ХХ века, предложил ему купить картину Бориса Григорьева «В ресторане». По словам продавца, вещь происходила из какого-то старого ленинградского собрания, куда, в свою очередь, попала из коллекции А. Е. Бурцева. К фотографиям полотна прилагались отсканированные листы из каталога собрания Бурцева, изданного в 1914 году, с этой картиной, что послужило для коллекционера стопроцентной гарантией подлинности. Более того, картина была подписана Борисом Григорьевым и не выставлялась после 1914 года.

Васильев приобрел картину за 250 тысяч долларов США. А в 2010 году он передал картину на выставку в Москву. Экспозиция была посвящена русским художникам, работавшим в Париже. Картина попала в каталог выставки. Там же ее увидели сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Они связались с организаторами и сообщили, что еще до того, как Васильев купил «В ресторане», её привозили из Петербурга в ВХНРЦ на экспертизу. При химическом исследовании были выявлены фталоцианиновые пигменты, которые вошли в обиход значительно позже смерти художника. Таким образом выяснилось, что в руки петербургского коллекционера попала копия неизвестного художника. 

А в апреле 2011 года в Государственном Русском музее открылась масштабная выставка Бориса Григорьева и был издан красочный каталог, в котором Васильев увидел свое полотно как картину, находящуюся в Русском музее. Как выяснилось, "В ресторане" попала в музей вместе с собранием известного ленинградского коллекционера Б. Н. Окунева в начале 1980-х годов. Была описана в 1986 году в каталоге выставки, составленном сотрудником музея Еленой Баснер, но на выставке не выставлялась. Данное обстоятельство прояснил каталог выставки коллекции Окунева за 1986 год. По мнению Андрея Васильева, до апреля 2011 года эта картина никогда нигде не выставлялась, нигде в цвете не воспроизводилась, и никто, кроме сотрудников музея, видеть ее не мог.

Когда Васильев обратился с претензией к Шумакову, то последний рассказал коллекционеру, что получил картину Григорьева "В ресторане" от Елены Баснер. Она дала ему разрешение на продажу картины без раскрытия имени реального собственника картины. На встрече с Васильевым Баснер не отрицала своего участия в продвижении картины.

Сейчас картина находится в Русском музее. Там уже сделана экспертиза, которая подтвердила, что васильевское полотно — подделка.

В июне 2011 года Васильев обратился с заявлением в антикварный отдел ГУ МВД, который в конце июля передал материалы в СУ УМВД Петроградского района для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159  УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В сентябре, после того, как сотрудники СУ несколько раз попытались передать материалы для принятия решения в другие районы под разными предлогами, следователь СУ Голышев отказал коллекционеру в возбуждении уголовного дела. Основным доводом для отказа стали два года, которые прошли с момента покупки до момента выявления подделки. «Что происходило за это время с картиной, приобретенной Васильевым А. А., за этот период времени - не известно», - полагает Голышев. Также, по его мнению, в рамках материала не отработана версия, что коллекционер подменил картину сам. Этот отказ показался парадоксальным не только Андрею Васильеву (который получил это постановление только спустя два месяца после его вынесения), но и прокуратуре, которая его отменила.

Пока полицейское следствие повторно пытается разобраться в коллизиях истории, Васильев решил в рамках гражданского иска получить ряд ответов на свои вопросы. Суд назначил рассмотрение иска по существу на конец января.

Татьяна Востроилова
"Фонтанка.ру"
 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор