Минэкономразвития представило на суд россиян долгожданный законопроект об организации и проведении на территории России Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу - 2018. Он обещает безвизовый режим - иностранцам, гостиницы по адекватным ценам и бесплатный проезд на матчи — всем.
Министерство экономического развития представило на суд россиян долгожданный законопроект об организации и проведении на территории России Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года. Обширный документ обещает безвизовый режим - иностранцам, гостиницы по адекватным ценам и бесплатный проезд — всем. В рецепте успешного мундиаля от российских чиновников разбирался корреспондент «Фонтанки».
На время проведения Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу - 2018 Россия для довольно обширного круга людей станет страной победившего социализма. По крайней мере, если многие положения законопроекта «Об организации и проведении Кубка и ЧМ...» останутся неизменны и окажутся исполнены. Рецепт успешного турнира прост. Берем главу «Основные положения», куда включена статья о государственном регулировании цен на гостиничное обслуживание (следить за тем, чтобы тарифы были адекватными квалификации номерного фонда, будет Ростуризм).
Добавляем визовые вопросы. С момента вступления документа в силу и до 31 декабря 2018 года по трудовой визе (с возможностью ее продления прямо в России) в нашу страну смогут въехать люди, работающие либо непосредственно с ФИФА, либо с ее дочерними структурами. Оформлять разрешение на работу для иностранных граждан не потребуется - для этого хватит трудовых или гражданско-правовых договоров. Отказать тем, кто связан с организацией мундиаля, будет невозможно. По закону. Разрешения на въезд для них будут выдаваться безвозмездно (то есть даром) и в течение 12 дней.
Но самое главное — Россия станет беспрецедентно открыта для болельщиков. Чтобы посетить матчи, достаточно будет зарегистрироваться в электронной системе зрителей соревнований. После этого страна окажется открытой. Шаг беспрецедентный: в 2002 году, когда чемпионат проходил в Японии, в паспорта вклеивали специальные визы сроком действия до 90 дней. Однако после окончания турнира воспользоваться футбольной визой было уже нельзя. В 2006-ом в Германию из России можно было уехать по упрощенной схеме — без собеседования в консульстве. В ЮАР-2010 виза была бесплатной, но ее тоже надо было получать.
Гостиницы и документы на въезд (а точнее, их отсутствие) чиновники предполагают приправить потрясающими льготами на проезд «между населенными пунктами, в которых проводятся матчи соревнований». Таким образом, организаторы турнира дадут возможность желающим (в том числе и россиянам) прокатиться по европейской части России (список городов, в которых пройдет турнир, можно посмотреть здесь) без дополнительных расходов.
Бесплатный проезд на железнодорожном и автомобильном транспорте (осуществляющем движение только по регулярным маршрутам и с остановками в установленных местах) предусматривается для обладателей билетов или иных документов, дающих право присутствовать на матче. Воспользоваться услугой можно будет не ранее чем за 72 часа до игры и не позднее этого же времени после. Возмещать убытки будут из федерального и региональных бюджетов.
Откуда страна возьмет средства на возмещение ущерба многим ведомствам (начиная от МИДа и ФМС, заканчивая транспортниками и строителями), пока не объясняется. Возможно, часть денег «отобьется» за счет цен на билеты. В ЮАР билеты на матчи группового этапа стоили от 20 до 160 долларов, на финал — от 150 до 900. Самый дорогой абонемент (на посещение трех групповых матчей, одного матча 1/16 финала, одного матча четвертьфинала, одного матча полуфинала и финала) — от 479 до 2 728.
Для сравнения, если бы чемпионат мира проходил сейчас, при поездке из Петербурга в Калининград на поезде болельщики сэкономили бы от 60 до 131 доллара (то есть цену нескольких недорогих билетов на игры в ЮАР). До Сочи билеты в долларовом эквиваленте стоят от 149,7 до 420. Таким образом, может многократно оправдаться покупка не только самых дешевых, но и самых дорогих абонементов, при условии равенства цен с африканским мундиалем. Но уследить за тем, что делается на «черном» рынке продажи проходных документов, не удается даже опытным организаторам футбольных праздников. В этом году за попадание на финал Лиги чемпионов «МЮ» - «Барселона» в Лондоне могли заплатить до 7 тысяч фунтов (притом что изначально цена не превышала 176 фунтов).
Истинное русское гостеприимство и тяга к халяве (не только для себя, но и для другого) — это, конечно, замечательно. Вопрос о том, кто за это будет платить, остается открытым. Уже сейчас, когда до чемпионата мира - 2018 остается 7 лет, его смета выросла с 640 миллионов до 4 миллиардов долларов. И это без учета необходимых РЖД 2,6 триллиона рублей (средства запрашиваются на развитие железнодорожного транспорта).
Кстати, законопроект «О подготовке и проведении...» предусматривает еще несколько «вкусных» вещей. Так, вводятся льготы по валютному режиму, для ФИФА и связанных с ней организаций предусматривается освобождение от уплаты НДС, акцизов на ряд товаров, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на доходы физлиц и прочее. При строительстве стадионов будет применяться упрощенный порядок подготовки, согласования и утверждения документации. Предусматривается не только схема изъятия земель у собственников под строительство стадионов или необходимых для проведения чемпионата объектов (в том случае, если это потребуется), но и особенности использования лесов для строительства и реконструкции объектов.
Для справки: вложения в проведение спортивных мероприятий высокого уровня — дело рисковое. Последний чемпионат мира в ЮАР, по заявлению организаторов, окупился. При общей сумме расходов около 3,5 миллиардов евро удалось дополнительно заработать около 3,9 миллиарда евро. ФИФА выделила на ЧМ-2010 1 миллиард долларов, а доходы федерации с этого турнира составили 3,2 миллиарда долларов.
России же не удалось окупить вложения в относительно скромный по масштабам чемпионат мира по фигурному катанию. Из вложенных 220—240 миллионов рублей вернуть удалось лишь треть.
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"