Куйбышевский суд 9 июня пытался перейти к рассмотрению по существу гражданского иска Даниила Лурье к комитету по благоустройству Петербурга. Истец требует признать чиновников виновными в том, что они слишком мало сделали, чтобы спасти город от снежного коллапса минувшей зимой и предотвратить смерти и травмы жителей из-за некачественной уборки улиц. В том числе смерть бабушки самого Даниила, матери известного журналиста Льва Лурье, — кардиолога Ирины Ганелиной.
С третьей попытки суду все же удалось провести предварительное заседание. При этом нельзя сказать, что кто-то умышленно затягивает дело - для предыдущих переносов были веские основания. Но в итоге снег, из-за которого идет спор, уже давно растаял, а «зимнее» дело может затянуться на все лето. Впрочем, пусть снега уже и нет, но большая часть чиновников на своих местах осталась.
Предварительное слушание предполагает, что стороны определятся с тем перечнем документов, которые они хотели бы увидеть от оппонентов, с порядком ведения процесса, а затем отправляются готовиться к заседаниям по существу. Однако простая просьба защиты поставила ответчиков если не в тупик, то в весьма затруднительное положение.
Сперва защита Даниила Лурье не обращалась к суду с ходатайствами, уступив слово комитету по благоустройству, а также третьей стороне — комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Представитель КБ оказался настроен по-боевому: на его столе высилась большая кипа документов, которые он предлагал приобщить к делу. В момент передачи первой части выяснилось, что все эти сантиметров двадцать бумаг — материалы только для суда. Копий для истцов не оказалось. На ироничное замечание судьи о том, что, судя по всему, «комитет обеднел на бумагу и ксерокс», юрист только пожал плечами.
Сторона КБ попросила добавить в материалы дела текст законодательного акта, вносящего изменения в правила уборки города, договор между уже бывшим КБДХ и Центром комплексного благоустройства, в частности документы, содержащие адресную программу по содержанию дорог всего Петерубрга, ну и заодно Петроградского района, где 15 декабря прошлого года под колесами экскаватора погибла Ирина Ганелина. Кроме этого бумаги, касающиеся выделения субсидий дорожным компаниям. Не обошлось и без протоколов заседаний Городского штаба по благоустройству, где обсуждалась ликвидация последствий неблагополучных погодных условий (опять же по всему городу в целом и по Петроградской стороне отдельно). Затем ответчик все-таки обратился и к данным конкретно по Петроградскому району: на стол судьи увесистой кипой легли путевые листы, предписания субподрядчику ГУ ДСП «Центр» - ОАО «Петроградская база «Спецтранса». «Мы еще продолжаем собирать документы», - заключил представитель КБ, пообещав к следующему разу донести еще путевых листов и актов по проверке качества уборки улиц.
После «бумажной» части перешли к вопросам глобальным и, как выяснилось, едва ли не философским. И тут как раз пришло время юристов, представляющих Даниила Лурье. Их заинтересовало формирование городского заказа на уборочную технику для нужд Петербурга. Адвокат Любовь Ериго хотела выяснить, кто и как определяет порядок покупки необходимой для уборки города техники, в том числе и конкретных видов оборудования. А заодно - кто контролирует процесс исполнения контракта.
Представитель КБ зашел издалека: сообщив суду о том, что денежный вопрос в таких делах сложен, так как, да будет суду известно, покупка была сделана с рассрочкой, ведь разом потратить рекордную сумму на закупку 655 единиц техники бюджет позволить себе не может.
Тут же был проведен краткий экскурс в систему формирования бюджета, впрочем, не нашедший отклика у Любови Ериго. Она продолжила настаивать на предоставлении разъяснений процедуры формирования заявки и ее подачи (в процессе обсуждения выяснилось, что это две разные организации — Центр комплексного благоустройства и КБ, соответственно). На основании чего функция по формированию горзаказа, указанная в положении о деятельности комитета, оказалась у унитарного предприятия — КБ теперь придется объяснять документально. Равно как и процедуру формирования требований по тем или иным закупкам. Ситуация грозила перейти в плоскость извечного спора, что первичней - курица или яйцо (в данном случае заявка, составленная в соответствии с потребностями комитета, или потребности, подогнанные под предполагаемую бюджетную квоту на комитет). Любовь Ериго даже была вынуждена призвать на помощь примеры с семейным бюджетом, приведя аналогию закупке снегоуборочной техники - покупку домой чашек. Принизить горбюджет до такого бытового уровня представитель комитета не позволил, заметив, что в этом деле «к сожалению, все не так просто», и пообещал уточнить, что же для комитета первичнее.
После жаркой дискуссии комитету по развитию транспортной инфраструктуры оставалось ходатайствовать только о повторном запросе в Петроградский суд, где параллельно рассматривается уголовное дело в отношении водителя экскаватора, под колесами которого погибла кардиолог Ганелина, с просьбой предоставить копию обвинительного заключения.
В заключение, конкретизируя, кто и что должен подготовить к следующему заседанию, назначенному на 22 июня, чиновники выяснили, что иск обращен не только в КБ в нынешнем его амплуа и функционале, но и к его предшественнику — КБДХ, что немало удивило представителя комитета.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»