Никита Волгин, застопоривший работу сайта «Зенита» своим социологическим опросом на предмет отношения горожан к действующей местной власти, считает себя не героем, но гражданином. В содеянном не раскаивается и готов идти в суд. Единственное, за что готов извиниться: «несколько перебрал с ненормативной лексикой». С хакером-любителем с активной гражданской позицией общался корреспондент «Фонтанки».
В отдел «К» 8 апреля взломщик ехал не один, а с другом — музыкальным редактором, у которого его и задержали, рассказал Никита Волгин в разговоре с «Фонтанкой». (Ранее сообщалось, что Волгина «брали» дома. — Прим.ред.) Приятеля оперативники захватили «на всякий случай», так как у того дома тоже оказалось много компьютеров — решили проверить, не носит ли его музыкальное увлечение криминальной направленности.
Увы, признается Никита, хакер из него никудышный — может попробовать только подобрать пароль или попытаться угадать ответ на проверочный вопрос из серии «девичья фамилия матери». Так что сам провайдера хостинга для зенитовского сайта он не взламывал, воспользовался случаем и посторонней помощью. Если «подбор ключа» к сайту — не его рук дело, то страница соцопроса(так автор называет скандальное изображение) - полностью его личный креатив. Единственное, за что готов постфактум извиниться главред сайта «Невский спорт», так это за обилие ненормативной лексики. «В расстроенных чувствах писал»,- кается Волгин.
Что сподвигло его на такой показательный шаг, Никита объяснил «Фонтанке» просто. В последнее время он не так часто бывает в Петербурге, приезжает наездами. По его словам, в очередной свой визит он снова «столкнулся с диссонансом»: все встречные - от друзей до водителей такси - в той или иной мере недовольны жизнью в городе на Неве, а с экранов — все нормально. Молчать или обсуждать ситуацию на кухне он не стал. Решил проверить, может быть, люди просто заблуждаются? Выборка получилась неплохая, полагает автор «криминального» исследования. На его почту, указанную на странице, открывавшейся при попытке зайти на сайт «Зенита», пришло около 800 писем, и только авторы нескольких из них не соглашались с его мнением. Остальные носили поддерживающий его позицию характер, - доволен «социолог». Правда, что делать с результатами - теперь не очень понятно. Пока ими заинтересовались, в первую очередь, правоохранительные органы. У Волгина на всякий случай изъят компьютер, мобильный телефон. Возбуждено уголовное дело по статье 272, часть 1. Суд его не страшит, Никита полагает, что удастся обойтись без проволочек, раз он признает свою вину, то и дело можно рассмотреть в особом порядке.
Методику взлома сайта «Зенита» Никита Волгин смог описать лишь в общих чертах, так как настаивает, что он не хакер. Хотя, конечно, как руководитель интернет-сайта, все-таки понимает принципы работы Интернета: подвернулся случай, поменяли записи DNS. Кстати, устранить такое вмешательство можно было бы, по словам Волгина, за два-три часа, а его «опрос» пользователи зенитовского сайта могли лицезреть намного дольше. Впрочем, появившуюся в СМИ версию о том, что у него был «сообщник» в среде администраторов сайта футбольного клуба, он категорически отрицает.
Почему атаке подвергся именно сайт «Зенита»? Волгин объяснил это, говоря казенным языком, длительными неприязненными отношениями. У него как у главного редактора спортивного сайта уже продолжительное время с клубом якобы были не самые теплые отношения, корреспондентов сайта неоднократно, по его словам, лишали аккредитации. Да и сам он всегда открыто заявлял, что болеет за «Динамо», что тоже могло стать поводом. Кроме того, более года назад у него с «Зенитом» произошел не только журналистский, но и судебный конфликт. В сентябре 2009 года в арбитраже рассматривался иск от УВД Центрального района к ООО «Невский спорт», третьим лицом выступала структура, отвечающая за официальные продажи зенитовской символики.
Основанием дела стала «проверочная закупка», проведенная в интернет-магазине «Невского спорта» (там, среди прочего, продавалась и фанатская атрибутика с символикой «Зенита»), которая выявила наличие контрафакта. В итоге суд к административной отвественности Волгина привлекать не стал, но часть, действительно контрафактной, продукции постановил уничтожить. «Осадочек» у Волгина остался. Поэтому, когда подвернулась возможность сделать клубу «каку» (определение Волгина. — Прим. ред.), он ее и сделал.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»