Самый главный праздник в России славится не только салатом оливье и Дедом Морозом, но и проблемами с транспортом. Бомбилы «заряжают» цену на проезд в несколько раз выше обычной, и официальные таксомоторы стараются не отставать – стоимость услуг возрастет, однако дозвониться будет почти невозможно. Рынок услуг изучал «Водитель Петербурга».
Самый дельный совет для празднующих горожан, желающих переехать из одного места в другое в новогоднюю ночь, – это позаботиться о транспорте заранее. Однако не во все таксомоторные компании можно звонить – некоторые обслуживают лишь корпоративных клиентов и тех, кто поедет в аэропорт или на вокзал.
Кого повезут и почем
Так, например, «Евро Такси» гарантирует подачу машин организациям, которые заключили договор заранее. «Мы готовы возить тех, кто гарантированно поедет, например, на поезд или самолет, иначе не имеет смыла принимать заказы. Такая позиция уже проверена годами», – заявил Константин Борис, коммерческий директор компании. При этом цена на услуги в новогоднюю ночь поднимется в полтора раза.
Работать исключительно с текущими клиентами вне зависимости от их юридического статуса готов таксомоторный парк компании «777», количество автомобилей которого, по заявлению исполнительного директора Сергея Каширского, будет увеличен в 3 раза. Данная организация намеренно отказывается от предварительных заказов, чтобы по максимуму обслужить горожан в новогодние праздники. Цена на проезд увеличится, однако конкретных цифр Сергей не назвал. Одно известно – она будет выше обычной, ведь нужно как-то мотивировать водителей, чтобы работать в такой праздник. При этом стоимость будет фиксирована и называться прямо во время заказа диспетчером.
Более конкретные данные называет заместитель генерального директора по развитию компании «Таксити»: цена поездки будет увеличена на 70% примерно с 20:00 30 декабря. При этом заказы на новогоднюю ночь принимаются уже сейчас, а вот можно ли будет дозвониться до службы после боя курантов – вопрос.
А вот диспетчерская служба такси «068» готова принимать заказы на проезд в ночь с 31 декабря на 1 января уже с 29 декабря, потому что потом до диспетчеров будет трудно дозвониться. Общего увеличения цен заместитель управляющего службой по работе с клиентами Руслан Онищук не назвал, однако минимальная стоимость заказа будет равняться 600 рублям, что ровно в два раза больше обычного. При этом парк автомобилей будет состоять еще и из временно привлеченных водителей.
Официальные такси, входящие в некоммерческое партнерство «Такси-Груп», работающие у крупных пересадочных узлов, таких как аэропорт или вокзалы, сохранят цены на проезд на обычном уровне уверил «Водителя Петербурга» председатель НП Юрий Вейков. При этом поездки по городу вырастут в цене процентов на 30, а вот прогнозировать скачок цен у «бомбил» довольно тяжело.
Самый интересный вопрос, возникающий в предновогодние дни и новогоднюю ночь – это гарантия предоставления услуг, а именно приедет ли машина вообще, а если приедет, то когда. Представители всех упомянутых нами компаний утверждают, что если диспетчер принял заказ, то машина будет. Но практика подсказывает обратное.
Ненародное такси
Чем ближе Новый год, тем больше заказов и больше вероятность того, что ваш заказ выполнен не будет. Читатель «Водителя Петербурга» Алексей в пятницу, 24 декабря, заказал на 17:00 в компании «Народное такси» машину, чтобы отвезти свою мать в травмпункт (женщина сломала обе руки). Но в 5 вечера автомобиль не появился и никто не позвонил. В 17:30 Алексей сам дозвонился до диспетчера и с удивлением узнал, что он, оказывается, отменил свой заказ. В результате пришлось срочно ловить частника и доставлять пострадавшую к врачам с помощью «подручных средств».
«Такое вполне возможно, – комментирует ситуацию Юрий Вейков. – Бывает, что неофициальные перевозчики сами снимают невыгодные заказы». Все сходится – 24 декабря была пятница – время корпоративов, а ехать в травмпункт надо было всего несколько километров.
Чтобы избежать подобных ситуаций, надо пользоваться официальными перевозчиками, то есть теми организациями, у которых заключен договор с комитетом по транспорту. «С организацией «Народное такси» у нас договора нет, а значит, они к официальным перевозчикам не относятся, – заявила пресс-секретарь комитета по транспорту Екатерина Гришина. – Мы специально проверили документы и изучили их сайт. Это просто диспетчерская служба».
Все остальные работают неофициально, утверждают в комитете. По информации Юрия Вейкова, в городе трудится около 10 000 таксомоторов. Только 18-20% из них официальные. Причем, наличие на крыше «люстры» с телефоном не значит ничего. 20-30% «джамшут-такси», как их называют официалы, имеют диспетчерские службы. Девушки на телефонах просто посредники, которые ни за что не отвечают.
Если вам важно, во сколько придет заказанная машина, то настоятельно рекомендуем пользоваться компаниями из официального списка. Сведения о тех, кто заключит договор с комитетом по транспорту в 2011 году, будут известны после 10 января. По крайней мере, если что-то пойдет не так, то на перевозчика можно пожаловаться.
Куда жаловаться
Если таксомоторная компания вас подвела – не оказала услугу по перевозке или оказала не качественно, то нужно жаловаться и отстаивать свои права, вплоть до возмещения причиненного ущерба. Например, из-за опоздания машины вы не успели на самолет.
Претензии к работе официальных перевозчиков нужно сообщать по телефону круглосуточной горячей линии ГУ «Организатор перевозок» 576-55-55.
На неофициалов жаловаться некому. Закона, регламентирующего работу такси в Петербурге, пока нет. Но тем не менее, управу найти можно. В ситуации, когда вы пострадали от недобросовестных действий таксистов, работающих от имени юридических лиц, и договориться о компенсации ущерба от их действий (бездействий) полюбовно не удалось, то Юрий Вейков советует написать и отправить жалобы в:
Комитет по транспорту;
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
А заодно в Управление федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и Управление Федеральной Миграционной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Если это не поможет, то обращайтесь в суд. Самостоятельно или с помощью юристов. Как «Водителю Петербурга» пояснил президент Общества по защите прав потребителей Евгений Владимиров, размер морального ущерба за неподачу вовремя такси может быть оценен в размере от 5 до 20 000 рублей. «Лучше всего, если, заказывая машину, вы назовете точное время и запишете ваш разговор с диспетчером на диктофон. Но даже если вы этого не сделаете, вполне возможно запросить записи разговоров у телефонной компании позже, хотя и будет сложнее», – советует он.
Личный опыт
Насколько реально изменяются цены в новогодние дни , «Водитель Петербурга» проверил на себе. Одному из сотрудников редакции понадобилось доехать в 5 вечера 31 декабря от Тихорецкого проспекта, дом 25 до Гжатской улицы, дом 3.
В компании ООО "Пассажирское таксомоторное предприятие 4" (бренд «4 000 000») 30-го декабря в 11:30 заказ охотно приняли. Но названная цена подтвердила – рот цен есть. За 15-минутную поездку на расстояние в 3,5 км запросили 660 рублей. Для справки. Цена по этому маршруту в обычные дни 300-350 руб. Частники берут 200 руб.
Юрий Белоусов, Олег Леонтьев