Город не может найти водителей снегоуборочной техники с зарплатой от 30 до 40 тысяч рублей. Профессиональные шоферы не слишком стремятся подзаработать на уборке снега. Сколько зарабатывают водители в разных сферах в городе, узнал «Водитель Петербурга».
Петербург вновь оказался не готов к уборке рекордно выпавшего снега зимой 2010 года. Председатель комитета по благоустройству Андрей Подобед заявил, что к зиме было закуплено много современной техники для уборки улиц, но квалифицированных кадров не хватает. Работа по контракту – на 3-4 месяца с зарплатой от 30 до 40 тысяч рублей в месяц, однако рабочий график будет ненормированным, рассказал Андрей Подобед.
О нехватке кадров – около 30% – только среди водителей автобусов рассказал корреспонденту «Водителя Петербурга» Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров. Работающие водители автобусов социальных маршрутов при 100% соблюдении графика зарабатывают в среднем от 22 до 29 тысяч рублей, сообщил Киселев, подчеркнув, что зарплаты зависят от перевозчика, от его фонда заработной платы.
В среднем по городу при работе 7-9 часов на маршруте водители зарабатывают 23-25 тысяч рублей (без учета налогов), соответственно на руки работник получает 21 тысячу «с копейками». Недостаток кадров вынуждает работников выходить на маршрут дополнительно, переработки оплачиваются: «Вы поймите, работа водителя очень тяжелая. Мы стараемся держать людей в тепличных условиях», – сказал Киселев. Социальный пакет у водителей автобусов, по словам Киселева, тот, который диктует закон – это ОМС, предоставление отпуска в 28 дней, однако на практике многие отказываются от отпусков по разным причинам: некуда ехать, маленькие зарплаты, на которые не разгуляешься и т.п.
В СПб ГУП «Пассажиравтотранс» заявили, что в октябре 2010 года средняя заработная плата для линейных водителей автобусов в среднем увеличилась на 8% и составила 34 тысячи 156 рублей. Ее размер зависит от выполнения плана рейсов, планов по сбору выручки и линейных часов. «На зарплату в 40 тысяч не могут найти работников?!» – удивилась пресс-секретарь «Горэлектротранса» Татьяна Брынина, сообщив, что водители трамваев зарабатывают 23-25 тысяч рублей, а троллейбусов – 25-27 тысяч.
Что касается коммерческих маршрутов, зарплаты «оставляют желать лучшего», посетовал Киселев – маршрутчики и водители коммерческих автобусов получают от 11-12 до 18 тысяч рублей. Если маршрут рентабельный, то у водителей есть шанс получить за проработанный месяц 18 тысяч рублей. В «Питеравто» пресс-секретарь Татьяна Мирко назвала другие цифры – водители общественного транспорта, как правило коммерческих автобусов и маршруток, получают от 27 до 28 тысяч рублей. Они должны обязательно иметь права категории "D" и опыт работы по данной категории не менее 3 лет. Некоторые перевозчики практикуют страхование своих сотрудников от несчастных случаев, добавил Киселев, но назвать компании Киселев отказался, вспомнив случай, как несколько лет назад один из перевозчиков объявил о ДМС для сотрудников, и тут же у работников обнаружились «переломы».
Таксиста колёса кормят
Зарплаты в таксомоторных компаниях настолько отличаются, насколько разнится и стоимость заказа в разных фирмах. У компаний с именем, как правило, транспорт свой, однако много предложений по вакансиям с личным автомобилем. В основном, это иномарки не старше 3-5 лет (Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Renault Logan и т.д.), приветствуются минивэны (Dodge Caravan, Chrysler Voyager и т.п.) и авто представительского класса, для которых предусмотрены особые условия.
От водителей требуется, помимо водительских прав, опыт безаварийного вождения, отличное знание города, доброжелательность, вежливость, пунктуальность. Пол водителя отражается на зарплате – например, в «Женском такси» сотрудник Роман заявил, что автор статьи может рассчитывать на зарплату в 20 тысяч рублей, работая по графику 3 через 3 с 7 утра до 20 часов. Машины, рации и пр. предоставляет фирма. Все машины застрахованы по ОСАГО, и «если девочки попадают в аварию и не виноваты» – то расходы несет страховая. Если виноваты – то платят компании 5 тысяч штрафа, как «сдерживающий фактор», чтобы «не лихачили на дорогах», добавил Роман. Лечение в случае ДТП покрывает обязательный полис медицинского страхования, ДМС (добровольный) компания не предоставляет. Кстати, берут на работу не всех: только коренных петербурженок в возрасте от 28-45 лет.
В «Народном такси» к женщине, интересующейся вакансией водителя такси, суровый мужчина Александр отнесся с недоверием – на ходу пришлось придумать легенду о безработном муже – в результате цена оплаты труда резко возросла. «У нас мужики в среднем зарабатывает по 50 тыщ. Если будет нормально работать, с напрягом», – сказал Александр, отчеканив, что для получения заказов диспетчеру необходимо заплатить 1000 рублей, еще 500 – на мобильный телефон, 20% от суммы заказа получает водитель, работа по 12 часов.
Таксист Дони из солнечного Узбекистана, на машине которого была прикреплена шашечка «4 000 000», рассказал о более реальных цифрах – в обычное время можно заработать от 25 до 30 тысяч рублей. Но работать придется каждый день, 25% получает таксомоторная компания, диспетчеру отдается любая сумма: и тысяча рублей, и две, и пять. Автомобиль у таксиста личный, поэтому часть суммы зарабатывается вне компании.
Легенда о муже понадобилась и при «устройстве» на работу водителем «Скорой помощи» в многопрофильный медицинский центр «Согаз». Здесь водителю обещают платить 25 тысяч рублей, при условии, что исполнителю придется помимо «безупречной доставки бригады скорой помощи к месту назначения», «выполнения указаний старшего бригады», оказывать «помощь в транспортировке больного». График работы – 1/3‚ 5/2. На работу могут взять профессионала с правами категории В, с опытом безаварийного вождения автомобиля скорой помощи от 5 лет. Однако это негосударственный медцентр, а в городских поликлиниках диапазон зарплат водителей «Скорой помощи» – от 20 до 30 тысяч рублей. Как рассказал врач «Скорой помощи» Феликс Бун, базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, однако такие факторы, как стаж и опыт работы, смены (ночная/дневная), переработки – увеличивают размер оплаты труда до 30 тысяч.
Водитель для Веры
Согласно исследованию вакансий на портале Superjob.ru, «персональный водитель» в Петербурге зарабатывает от 35 до 45 тысяч рублей. При этом градация доходов следующая: 25 тысяч рублей (минимальный уровень), 35 тысяч (средний), 60 тысяч рублей (максимальный). Для сравнения, в Ленобласти шоферы зарабатывают от 22 до 28 тысяч рублей, зарплата в 17 тысяч рублей считается минимальной. Основные требования к работникам: своевременная подача автомобиля и комфортная доставка до места назначения; составление оптимального маршрута движения; соблюдение ПДД; выполнение поручений руководителя; поддержание автомобиля в чистоте и исправном техническом состоянии; взаимодействие с ГИБДД и страховыми компаниями; ведение отчетности (путевые листы, пройденный километраж, расход топлива). Стоит отметить, что такие требования, как знание делового этикета, опыт работы персональным водителем VIP-персон, или опыт экстремального вождения, поднимают уровень зарплаты в разы.
В реальности цифр засомневался руководитель генподрядной строительной организации Артур – по его данным, обычный водитель в строительной компании, который перевозит всех сотрудников, зарабатывает, как в Ленобласти, не более 17 тысяч рублей. Социальный статус ВИП-персоны прямопропорционально отражается на доходе, добавляет он, называя зарплату в 25 тысяч для личного водителя гендиректора. С ним согласен и сотрудник частного-охранного предприятия Николай, подчеркивая, что на зарплату в 40 тысяч может рассчитывать водитель «шефа», который выполняет и функции охранника, особенно по вечерам. Такой сотрудник имеет лицензию на оружие и обязан обладать навыками экстремального вождения. Ответ на вопрос «застрахован ли сам водитель?» – обескуражил корреспондента «Водителя Петербурга: «Это халтура, никто не застрахован». Рискуя жизнью, водитель может полагаться только на порядочность своего руководителя, который оплатит лечение в случае непредвиденных ситуаций.
Опрошенные участники рынка очень неохотно называли цифры, несмотря на то, что мы спрашивали не об их личных доходах, а о подчиненных. «Средняя зарплата по рынку – 25 тысяч рублей, – говорит зам.руководителя другой строительной организации Дмитрий Л. – Все набирают работников через эти же сайты о работе. А дальше – как договоришься на собеседовании». Как правило, если водитель работает на личном автотранспорте, помимо зарплаты, компания оплачивает бензин и амортизацию, либо просто бензин, а за техническим состоянием авто следит владелец: «Но так поступают не очень крупные компании, – добавляет Дмитрий. – Серьезные компании имеют свои автомобили и предоставляют нормальный соцпакет».
На грузовиках
Крупные грузоперевозчики отказались от комментариев. Водители грузовых авто зарабатывают от 40 до 45 тысяч рублей, говорит индивидуальный предприниматель Дмитрий, у которого целый автопарк. Водитель грузовика грузоподъемностью в 3,5 тонны получает около 40 тысяч рублей, «10-тонника» – 45 тысяч рублей, график работы – 2 через 2. Дмитрий рассказал, что возможность подзаработать есть, если выходить на маршрут дополнительно. «Шоферов мы не ищем по Интернету, – говорит предприниматель, – в основном, через самих же водителей. Тут недавно кинули клич, двух работников искали, так за два дня нашлись желающие», – заключает он.
Согласно вакансии на сайте «Газелкинъ» (занимается переездами), водитель «Газели» зарабатывает 25 тысяч рублей, а в условиях сразу оговорено, что дополнительный заработок – это исполнение обязанностей грузчика. «В среднем, заказ газели стоит от 350 рублей в час, реально заработать на переездах можно до 50 тысяч рублей в месяц, – говорит водитель личного автомобиля «Газель», – если клиентов много, особенно среди арендаторов офисов. Тут народная молва кормит!»
Сколько зарабатывают водители в Петербурге
ПО ТЕМЕ