Главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти не балует российские СМИ своими интервью. К итальянским изданиям он более благосклонен. Тем более что все они с воодушевлением откликнулись на его российский триумф. Некогда опальный тренер «Ромы» делом доказал, что римский клуб год назад поторопился с ним расстаться. И теперь Лучано сватают ни больше ни меньше в команду-победительницу Лиги чемпионов - миланский «Интер». На фоне этой эйфории Спаллетти делает заявления итальянским СМИ о том, что оставил в Риме свое сердце и что схемы и методы итальянского футбола сослужили ему добрую службу. Но самое главное, что в России он не испытывает такого давления, как в Италии, и это делает его жизнь более легкой. Совсем недавно Лучано дал большое интервью итальянскому изданию Russia Oggi («Россия сегодня»). Оно стоит того, чтобы с ним познакомились питерские читатели.
«Мы должны еще раз стать чемпионами»
- Мистер Спаллетти, вы уже выигрывали с «Ромой» Кубок Италии. С «Зенитом» вы достигли такого же успеха, добавив к нему еще и титул чемпионов России. Могли бы вы сравнить эти две победы?
- Для меня важны все выигранные титулы, побеждать - это ведь всегда приятно. Это особые ощущения - дарить счастье людям, у которых «Зенит» - в сердце. Лично для меня эта последняя победа очень много значит. Но и годы, проведенные в Италии, также были весьма эмоциональны и незабываемы.
- Теперь, по слухам, вы собираетесь возвратиться в Италию, чтобы тренировать «Интер»?
- Я не контактировал ни с руководством «Интера», ни с каким-либо другим клубом. У меня контракт, и я хочу продолжать работать с «Зенитом».
- В России «Зенит» в этом сезоне выиграл все. Означает ли это, что в следующем году клуб нацелится на достижение успехов в еврокубках?
- Конечно же, мы должны сыграть намного лучше в Лиге Чемпионов, но, кроме того, нам хотелось бы выиграть еще раз и чемпионат страны, даже если это будет сделано не таким убедительным образом, как в прошедшем сезоне.
Незримое давление «Спартака»
- Очевидно, вы были заранее предупреждены о противостоянии между Москвой и Петербургом. Что можете сказать по этому поводу?
- Достаточно было потерпеть первое поражение в чемпионате от московского «Спартака», чтобы над нами тут же разразился настоящий ураган споров и дискуссий. Люди сразу же начали пересматривать свои точки зрения, изменились мои отношения с прессой. Можно было подумать, что это поражение могло как-то изменить наш путь к достижению чемпионства. Это продемонстрировало, что противостояние действительно существует. И оно оказывает на нас ощутимое давление.
- Вы знаете, что некоторые руководители страны являются болельщиками «Зенита»?
- Да, я слышал об этом.
- Вы уже познакомились с кем-нибудь из них?
- Познакомиться с ними стало бы для меня большой честью, хотя это никак бы не повлияло на мое отношение к работе.
Дайте тренерам работать спокойно
- Следующий сезон российского чемпионата пройдет по системе «осень-весна». Что вы думаете по поводу этой реформы?
- Считаю, что было правильным привести в соответствие время проведения российского чемпионата с чемпионатами других европейских стран. Стоит только правильно определить период, в течение которого нужно будет сделать паузу, продиктованную климатическими условиями. В России ведь просто невозможно играть зимой. У нас, в Италии, напротив - слишком длинный перерыв летом и слишком короткий зимой. По моему мнению, следовало бы найти что-то среднее между этим, потому что посреди чемпионата клубы, особенно находящиеся вверху турнирной таблицы, начинают лихорадочно приобретать новых футболистов из-за большого числа травмированных игроков.
- Вы бы посоветовали вашим итальянским коллегам поработать тренерами в России?
- Конечно же. Боюсь только, что найти вакантное место будет нелегко. Прежде всего потому, что здесь, в России, я встретил много хорошо подготовленных тренеров. Итальянские тренеры не сильнее русских. И, если вы обратите внимание на то, как работают последние, поймете, какую определяющую роль они играют в своей команде, как способны влиять на игроков. В Италии говорят: трава, растущая у соседа, всегда зеленее. В России много способных тренеров, кроме того, большинство из них молоды. Поэтому я бы посоветовал руководителям российских клубов вместо того, чтобы искать тренеров за рубежом, в первую очередь попытаться найти достойных кандидатов в России. В Италии тренеров нередко увольняют, но потом в других странах они становятся востребованными. Настоящая трудность не в том, чтобы найти подходящего тренера, а в том, чтобы дать ему возможность реализовать все свои лучшие качества, в том, чтобы позволить ему работать спокойно.
- После вашего приезда в «Зенит» многие надеялись, что в команде появится больше итальянских игроков, но этого не случилось. Нужно ли ожидать приезда ваших соотечественников в следующем сезоне?
- Я не делю игроков по национальностям. Для меня важно, чтобы они были талантливы. Итальянские футболисты не сильнее футболистов из других стран. Я обращаю ваше внимание на то, что в Италии последние несколько лет скудетто выигрывала команда, в которой не было ни одного итальянца, «Интер». В «Зените» сегодня есть один сильный итальянский игрок - Алессандро Розина. Может быть, в будущем появятся еще несколько.
«Живу среди волков»
- Перед последней игрой в чемпионате вы совершили короткое путешествие в Италию. Как приняли на родине новоиспеченного чемпиона России?
- Кроме мамы и моего брата, меня не видел никто, так как я живу почти что в лесу, среди волков, в домике, утопающем в зелени. Было бы невероятно, если кто-нибудь вдруг меня нашел. Это как жить в Сибири (улыбается). Я и обедал-то только дома, потому что не встретил никого за это короткое время. Понятно, что итальянская пресса писала о победе «Зенита», и я получил множество СМС с поздравлениями. Было приятно увидеть счастье друзей по поводу твоего успеха. Возможно, это ощущение было еще сильнее, чем удовлетворение от самого успеха.
- Что для вас оказалось наиболее сложным в первые дни пребывания в России?
- Даже если со стороны показалось, что мы выиграли чемпионат легко и непринужденно, это было вовсе не так. Мы пережили моменты достаточно сложные, особенно в самом начале, когда я должен был выстоять под натиском различных трудностей и препятствий. Но это были только мои личные проблемы. Они никак не повлияли на то, как я работал с игроками.
- Какие отношения сложились у вас с русским морозом? Вы не замерзаете?
- Я привык к холоду, потому что живу в Тоскане, в сельской местности, где зимой температура опускается ниже нуля.
- Иначе говоря, такое количество снега вас нисколько не удивило?
- Точно. Мои дети многократно просили меня отвезти их на Рождество в горы, поэтому я часто видел много снега. Ко всему можно привыкнуть и приспособиться.
«Петербург – это модель жизни»
- Что вы думаете о России как о хозяйке чемпионата мира по футболу 2018 года?
- Практически все большие европейские страны уже принимали этот турнир, наступил черед России. Это страна с богатой историей и традициями. Здесь сильный футбольный чемпионат. Я присутствовал на играх, проходящих на очень высоком эмоциональном и техническом уровне, - таких, как, например, в последнем туре чемпионата между «Рубином» и «Зенитом», ЦСКА и «Спартаком».
- Есть ли какие-либо города, кроме Петербурга, которые вам нравятся?
- Мне нравятся в равной степени Санкт-Петербург и Москва. Но еще и Казань, по моему мнению, один из лучших городов мира. У него богатая история, прекрасная архитектура, которая включает в себя также элементы современного стиля. Что же касается других городов, они немного отстают от тех, которые я уже назвал. Тем не менее, в них есть все предпосылки, чтобы улучшить качество жизни. За рубежом признают, что Россия находится на пути большого развития.
- Какие места Петербурга стали вашими любимыми?
- Петербург - необыкновенный город с прекрасными реками, каналами и дворцами. Есть Эрмитаж, Летний сад, много парков, где можно гулять. Это просто восхитительно, что город такой чистый. Можно идти по тротуару и не найти ни одного листа, никакого мусора. Здесь невозможно иметь только одно любимое место, стоит вместо этого говорить о целой модели жизни. Больше всего на меня производит впечатление свет в городе: белые ночи, свет, исходящий от Невы зимой, и то, как Петербург освещен ночью. Если бы кто-нибудь меня спросил, что меня поразило в этом городе, я бы ответил: свет. Свет, который исходит даже от людей. У русских суровые лица, но они очень открыты и гостеприимны.
Перевела Ирина Чертинова, "МК в Питере"