Внезапно объявленное петербургскими музеями повышение цен на входные билеты для
россиян почти в два раза (так, цены в Исаакиевском выросли с 130 до 230 рублей) стало «последней каплей» в напряженных взаимоотношениях музейщиков и туроператоров. Вышедшие наружу на встрече руководства туристских фирм с городскими чиновниками противоречия назревали уже давно, выяснила «Фонтанка».
18 ноября губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, начальнику управления по туризму Марианне Орджоникидзе и директору ГУК "Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»" Николаю Бурову было отправлено письмо, как стало известно «Фонтанке», подписанное руководителями туроператоров Санкт-Петербурга, работающих на рынке приема российских туристов, таких как "Верса", "Лена-тур", "Невские сезоны" (всего 21 компания).
Суть письма сводится к следующему: планируемая с 1 января 2011 года отмена льгот для граждан России на посещение музеев «Исаакиевский собор» и «Спас на Крови» фактически является повышением стоимости входных билетов для взрослых граждан России на 78% (с 130 рублей до 230 рублей) и для детей на 60%, что является прецедентом, может привести к росту стоимости среднего тура в Петербург на 25-30% и способствовать оттоку российских туристов от Петербурга.
Впрочем, этот вопрос уже обсуждался на встрече чиновников городской администрации, курирующих сферу туризма, с руководителями туристических фирм города, состоявшейся 22 ноября. Тогда стало ясно, что эта инициатива поддерживается первыми безоговорочно и объясняется по-разному: кем - стремлением «прекратить унижение граждан России низкими ценами», а кем — необходимостью. Музеям нужно выживать, что каждый год становится все труднее.
Пообщавшись с представителями музейного цеха, «Фонтанка» действительно услышала, что, в условиях ежегодного сокращения бюджетных расходов, выживание музеев не является такой простой задачей. Причем директор Музея истории Санкт-Петербурга Александр Калякин подчеркнул, что при имеющейся возможности, он и другие, единодушные с ним во мнении руководители музеев города, с удовольствием ратовали бы за бесплатное посещение россиянами музеев. Как в силу социальной значимости, так и в той связи, что музеи, по сути своей, содержатся на деньги налогоплательщиков. Но, увы — государственная казна не дает такой возможности.
Руководители же туристских компаний города сетуют на свои неизбежные убытки и делятся соображениями совершенно другого плана. По мнению собеседников «Фонтанки», все происходящее является последствием принятой в октябре 2005 года программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы.
Из 17 основных пунктов концепции туристического развития Петербурга, разработанной компанией The Boston Consulting Group, только два являются принципиально новыми, а оставшиеся 15 представляют собой уже обсуждавшиеся в свое время предложения администрации. При этом за создание концепции The Boston Consulting Group (BCG) получила $550 тыс. из федерального бюджета и еще по $3-4 миллиона ежегодно вплоть до 2010 г. город должен был тратить на воплощение в жизнь пунктов концепции, говорят представители ряда турфирм, которые попросили не называть их имена. Результатов, по их мнению, не слишком много.
Эти туроператоры утверждают, что имеющиеся в их распоряжении реальные данные о туристических потоках в город и посещаемости музеев расходятся с заявляемыми с трибун и попавшими в официальную статистику чуть ли не в два раза (2,5 млн туристов в год, из которых около миллиона - неорганизованных, против 5,2 млн туристов по мнению "Городского туристско-информационного центра").
Претензии имеются и к городским комитетам, так не сумевшим, по мнению, например, главы отдела по приему в Петербурге компании «Невские сезоны» Кирилла Соколова, организовать централизованное участие туроператоров в выставках. «Просто оскорбительно видеть стенд Алтая площадью 300 кв.м. И сравнивать его с 16 кв. м стенда Санкт-Петербурга, находящегося в углу», - поделился впечатлениями глава компании «Невские сезоны» от последних московских выставок.
«Информационный центр постоянно запаздывает с оповещением туристских компаний об общегородских мероприятиях. Множество вопросов, но ответов нет - одни обещания. Все идет к тому, что для россиянина посещение Санкт-Петербурга перестает быть бюджетным», - говорит он.
Николай Камнев для "Фонтанка.ру"