Развитие портовой инфраструктуры и утверждение Петербурга как логистического центра региона, похоже, откладывается. Надежды на «задворки» Большого порта — район Ломоносов-Бронка — пока себя не оправдали. «Фонтанка» выясняла, какие проблемы возникли на этом пути.
Уже почти год в самой отдаленной части «Большого порта Санкт-Петербург» на площадке Ломоносовской гавани загибается бывшая большая надежда петербургских чиновников — Ломоносовский торговый порт. Ситуация вокруг площадки во многом напоминает весеннее «бодание» вокруг терминала в Осиновой роще, закончившееся разгромом коммерсантов и закрытием там таможенного поста со всеми вытекающими.
Сказать, что такая единица вообще числится в портовом хозяйстве — весьма проблематично. Формально 6 причалов в гавани, принадлежащие Министерству обороны, уже пять лет как отданы в долгосрочную аренду коммерческой копании «Балтимор». Однако за все это время перевалить на этом объекте удалось только 100 тысяч тонн грузов. Если вычесть из пятилетки существования логистического комплекса под Петербургом работы по восстановлению причалов, устройству пункта пропуска и другие неотложные мероприятия, то все равно можно было бы достичь лучших результатов. Другое дело, что реально в качестве порта, принимающего участие во внешнеэкономической деятельности региона и всей страны, «Балтимор» проработал всего несколько месяцев - с конца 2009 года по апрель 2010. С весны этого года оформление грузов застопорилось. Бюджет недополучает таможенные отчисления, а владельцы площадки терпят убытки.
Был порт и нет
«Это преднамеренный рейдерский захват, - заявил в разговоре с «Фонтанкой» генеральный директор «Балтимора» Геннадий Терехов. - Нас поставили в условия, когда мы не можем работать. Компанию попросту банкротят». «Если так пойдет, нам просто придется отказываться от этого участка. Пока мы тащим на себе бремя оплаты арендных платежей - за год «в воздух» отдано порядка миллиона долларов, это неговоря о том, что в обустройство пункта пропуска с согласия ФТС было вложено еще около 10 миллионов долларов», - отмечает бизнесмен. По словам директора компании, если бы все это время порт работал, то в бюджет было бы перечислено порядка 2,135 миллиарда рублей таможенных платежей за перевалку грузов.
О том, чтобы на географических задворках Петербурга, но в крайне выгодном с точки зрения транспортной доступности участке, появился полноценный порт, ходатайствовали все высшие чины региона. В итоге 20 августа 2009 года распоряжением правительства страны Ломоносовский грузовой терминал был включен в границы Большого порта. Предваряя это, в сентябре 2008 года Валентина Матвиенко обратилась к главе ФТС Андрею Бельянинову с просьбой разрешить таможенный контроль на этом участке порта. И такое разрешение было получено. «Балтимор», в свою очередь, за собственные средства обустроил пункт пропуска, сейчас его как раз передают Росгранице на баланс.
Полномочиями работать в гавани был наделен только один пост Балтийской таможни — Ломоносовский. В январе 2010 года неожиданно для всех в силу вступили поправки в приказ ФТС, лишившие пост права приема грузовых таможенных деклараций. Перегрузочный комплекс «Балтимора» встал. А заодно закрылись перспективы и для соседних компаний, вкладывающихся в настоящий момент в строительство логистической площадки в Бронке. Более того, по словам Терехова, Ломоносовский таможенный пост Балтийской таможни попал под "сокращение" в числе тех постов, которые в ближайшее время прекратят свое существование в рамках реализации Концепции по оптимизации таможенного оформления. Решение о закрытии поста было принято на заседании в таможенном ведомстве 2 ноября. «Пока приказа нет, но, думаю, в ближайшее время появится», - добавил Геннадий Терехов.
Свои шаги ФТС и СЗТУ в официальных письмах объясняют низким грузопотоком и отсутствием перспектив комплекса. Однако данные по суммам, недоперечисленным в бюджет из-за простоя, идут несколько вразрез с этими доводами. Кроме того, в Большом порту нет другого такого участка, где не надо было бы затрагивать город при работе с грузами. Из Ломоносова же товары могут направляться в любые направления, минуя Петербург. Причем не только неплохо развитой дорожной сетью (особенно при учете открытия нового участка с выходом на дамбу), но и железнодорожным транспортом.
С момента остановки деятельности «Балтимор» только и делает, что ждет ответов и посылает новые и новые запросы по инстанциям. ФТС на все письма отвечает, что проводится анализ, «о результатах рассмотрения ООО «Балтимор» будет проинформировано дополнительно». Примерно такие же слова звучат и в адрес полпредства, несмотря на то, что Клебанов в марте лично обратился к Бельянинову с просьбой делегировать Ломоносовскому посту право принимать грузовые таможенные декларации.
Пока закручивается эта бумажная круговерть, Ломоносовский пост попросту решено ликвидировать. Хотя, для того, чтобы он нормально работал и приносил доход государству, по подсчетам самих же таможенников, нужно всего-то от пяти до одиннадцати человек штатной численности. «Я полагаю, что нас могут включить в регион деятельности какого-то другого поста, однако за год обещаний нас никуда и не включили, - сетует Терехов. - На мой взгляд, это реальное противодействие бизнесу. Идти в суд - дело многих лет, за которые, как говорится, и «мулла помрет», в результате персональной ответственности за происходящее мы вряд ли добьемся».
Таможня же кивает в неожиданную сторону - на Министерство обороны. На недавней встрече с журналистами, посвященной дню таможенника, руководитель СЗТУ Назип Галикеев совершенно буднично сообщил, что сдерживающим фактором по территории Бронка-Ломоносов являются отношения стивидоров с военными. «Это все вне пределов нашей ответственности», - резюмировал он.
Подобным заявлениям «Балтимор» готов парировать: «Балансодержателем причалов действительно является Министерство обороны, с разрешения министра мы включены в границы Большого порта. Сделали проект, обустроили пункт пропуска. На все эти подготовительные работы ушло пять лет. С военными у нас проблем нет, все происходит в рамках договора аренды. Мы занимаемся строительными и восстановительными работами по утвержденному графику. Платим арендную плату. На этом все отношения с ними заканчиваются». При этом военное ведомство вряд ли откажется от существенных дотаций за использование причалов в течение всех 15 лет аренды.
Осиновая Роща. Дубль два
Ситуация вокруг грузового порта в Ломоносове напоминает историю с Осиновой рощей, только в несколько извращенной форме. Закрытие «Выборгского», а затем и «Пискаревского», таможенных постов объяснили тем, что созданное бизнесом не подошло под новую концепцию развития таможенного оформления и от границ Петербурга его следует перенести ближе к границам государства.
Для «Выборгского» поста нашли еще один более чем весомый аргумент прекращения его деятельности: нарушения законодательства со стороны сотрудников поста. «Фонтанка» рассказывала о 22 контейнерах контрабанды, с которых, собственно, все началось.
Геннадий Терехов в разговоре с «Фонтанкой» попытался найти резонные объяснения происходящим в таможенной сфере метаморфозам, когда вполне прибыльный с точки зрения бюджетных отчислений пост оказывается вычеркнут из реестров:
- Таможня теряет по платежам, да. Но дело-то в том, что обращения к нам близких к таможне структур о передаче части акций компании не увенчались успехом.
- Кто на рынке готов взять вашу территорию?
- Не исключаю, что территория может под кого-то готовиться. Тут ситуация, похожая со «Стерхом» (ситуация вокруг Осиновой Рощи — прим.ред.). Тот тоже отказался делиться акциями - его закрыли, но там хоть прикрывались некими добрыми намерениями в рамках концепции. А у нас - где логика? Кто находится ближе к границе, чем мы? То же самое, если они закроют пункт в аэропорту "Пулково".
P.S. Свято место пусто не бывает. Известно, что 18 га в Осиновой Роще уже нашли своего нового хозяина. Часть из 60 га комплекса, принадлежащего «Стерху», ушла в погашение долгов по кредитам одной из зарубежных компаний, аффилированной с ВТБ.
Полина Ёлкина,
«Фонтанка.ру»